Что такое метавселенная?
Если вы еще не слышали о метавселенной, возможно, вы пропустили заголовки. С тех пор как Facebook объявил о смене названия Meta (признана экстремистской организацией на территории РФ) в октябре 2021 года, множество брендов, компаний, знаменитостей, банковских учреждений и даже целых стран инвестировали в метавселенную и связанные с ней технологии.
Но хотя этот термин гудит по всему Интернету, многие люди до сих пор точно не знают, что он означает — и это не их вина. Подробности о метавселенной могут быть расплывчатыми, а иногда и противоречивыми. Это видеоигра? Следующее поколение интернета? Или что-то вроде зума с очками виртуальной реальности?
Правда в том, что не все согласны с тем, что такое метавселенная, и еще меньше с тем, чем она станет. Это потому, что метавселенная — как и Интернет в 1970—х и 1980-х годах - все еще находится в стадии разработки.
Что мы знаем, так это некоторые технологии (гарнитуры дополненной реальности и виртуальной реальности, криптовалюты, блокчейн), которые участвуют в создании метавселенных, и некоторые крупные игроки, которые инвестируют в программное и аппаратное обеспечение для виртуальных миров.
Но какой именно она будет через пять, десять или двадцать лет, до сих пор остается загадкой. И для многих людей это самая захватывающая ее часть.
В этой статье мы разберем метавселенную на составные части, изучим ее историю и посмотрим, что происходит в метавселенной сегодня.
В целом, мы стремимся дать вам лучшее понимание термина, который, откровенно говоря, нелегко понять.
Из чего состоит Метавселенная?
Некоторые утверждают, что метавселенная - это 3D-итерация Интернета (или “воплощенного Интернета”), которая будет состоять из дополненных и виртуальных пространств и миров, настолько убедительных, что они радикально изменят то, как мы живем. Другие, считают, что метавселенная станет местом для общения людей и формирования более глубоких связей во все более цифровом мире.
Но что такое метавселенная? И есть ли она вообще?
Возможно, самое простое определение термина метавселенная - это общий и захватывающий цифровой мир или миры, созданные для восприятия в дополненной и виртуальной реальности. И в этих виртуальных мирах вы сможете делать все, что делаете в реальной жизни — общаться, делать покупки, посещать концерты, заниматься спортом, ходить в музеи, банк, снимать квартиру в здании, играть в игры, демонстрировать новую пару цифровых туфель и, возможно, даже жениться.
Возможно, что еще более интересно, метавселенная позволит вам делать вещи, которые невозможны в реальной жизни, например, телепортироваться. Представьте себе образовательные возможности для детей, чтобы исследовать край 3D вселенной, или сколько времени вы могли бы сэкономить, телепортируясь!
Но метавселенная - это не просто 3D-виртуальный мир с качествами видеоигр и образовательными последствиями. Это сочетание различных технологий и идей, объединяющихся для создания чего-то нового.
И один хороший способ понять это - разбить ее на составные части. Ниже приведены некоторые из основных элементов, составляющих метавселенную:
Аватары. Аватары будут играть главную роль в метавселенной. Подумайте о скучающем аватаре Ape Yacht Club PFP, выполненном в 3D, скачущем по цифровым джунглям и встречающемся с другими обезьянами и аватарами. Или даже 3D-аватар себя, одетый для важной виртуальной встречи. Помимо взаимодействия и общения с другими аватарами, вы можете телепортироваться в другие места, переживания и миры.
3D-миры, отображаемые в режиме реального времени. Опыт, взаимодействия и 3D-графика отображаются в режиме реального времени. И в отличие от большинства видеоигр, которые отключаются, когда пользователь выключает консоль, метавселенная переживается синхронно и настойчиво неограниченным количеством пользователей и не заканчивается, когда вы покидаете ее.
Виртуальная реальность. Компьютерное моделирование 3D-аватаров и окружения - одно из самых больших различий между метавселенной и большинством видов деятельности, которыми мы в настоящее время наслаждаемся онлайн. Enhanced VR стремится дать пользователям ощущение реальных, жизненных взаимодействий в метавселенной.
Дополненная реальность (AR). AR накладывает компьютерные изображения на представление пользователя о реальном мире. Подумайте о голограммах и AR-очках, которые включают в себя более сложные технологии, чем VR, и для их совершенствования потребуется больше времени.
Непрерывность данных. Важным компонентом метавселенной является то, что ваша личность, объекты, права и история будут следовать за вашим аватаром и не будут потеряны. Вы сможете входить и выходить без необходимости сохранять свои данные.
Цифровые пространства. В метавселенной необходимо будет построить целые миры, которые хорошо подходят для использования с гарнитурами виртуальной и дополненной реальности. Пользователи могут приобретать участки виртуальной недвижимости, ходить по магазинам, совершать приключения и делать все, что они делали бы в реальной жизни в этих пространствах.
Интероперабельность. В идеале будет много метавселенных и взаимодействие между ними. Это означает, что если вы купите пару цифровых ботинок в одной метавселенной, такой как Decentraland, вы сможете носить их и в метавселенной SandBox.
Социальные и трудовые аспекты. Игры будут важны, но атмосфера нынешних метавселенных заключается в том, что они менее конкурентоспособны и ориентированы на игры и имеют больше социальных взаимодействий, концертов, развлечений и даже инструментов, связанных с работой.
Виртуальные экономики. Благодаря новым технологиям, таким как блокчейн и NFT, частные лица и предприятия могут покупать и продавать цифровые и физические товары в метавселенной. Это открывает дверь в новую виртуальную экономику, которая, по прогнозам экспертов, станет огромным рынком.
Как видите, метавселенная - это не что-то одно, а комбинация различных технологий и компонентов, объединяющихся для создания нового виртуального мира. Точно так же, хотя некоторые метавселенные потенциально могут доминировать на рынке, маловероятно, что метавселенная будет одним местом, а скорее комбинацией мест или метавселенных.
Одна метавселенная может быть гиперреалистичной, а другая - пиксельной, и по мере развития технологий цель состоит в том, чтобы усилить ощущение человеческой связи и “реальности”, которые можно почувствовать в этих цифровых мирах. Это будет сделано с помощью комбинации программного обеспечения, которое может запускать цифровые миры, и аппаратного обеспечения, такого как гарнитуры VR, которые позволяют вам войти в них.
Блокчейн, NFT и криптовалюты в Метавселенной
Метавселенная - это не просто видеоигра, отображаемая в реальном времени, это виртуальный мир, где цифровые активы можно покупать, продавать и торговать. Это виртуальный рынок. И для того, чтобы этот виртуальный рынок был безопасным, в игру должны вступить блокчейны, NFT и криптовалюты.
NFT - это уникальные, проверяемые цифровые активы, которые надежно хранятся в блокчейнах, таких как Ethereum, Solana и д.р. Поскольку блокчейны работают в децентрализованной системе компьютерных сетей по всему миру, цифровые активы можно безопасно хранить и аутентифицировать, а также покупать, продавать и торговать с использованием криптовалют.
Ранние проекты NFT, такие как CryptoKitties, CryptoPunks, а позже Bored Ape Yacht Club (BAYC), доказали, что цифровые активы могут иметь огромную ценность. И в будущем, когда цифровые объекты, такие как одежда, обувь, оружие, дома, билеты на концерты, земельные участки и другие цифровые объекты будут важны для наших аватаров и необходимы для заполнения метавселенной, NFT будет играть важную роль.
Блокчейн, криптовалюты и NFT изменили то, что возможно с цифровыми активами, и теперь они работают вместе, чтобы сформировать виртуальную экономику и будущее метавселенной.
Краткая история Метавселенной
Теперь, когда мы получили представление о метавселенной и некоторых ее основных компонентах, давайте сделаем шаг назад. Как мы сюда попали?
В это может быть трудно поверить, но Марк Цукерберг не изобрел Метавселенную и даже не придумал эту идею. Виртуальные миры, где люди могут общаться, делать покупки, иметь приключения, играть в игры, развлекаться, работать и делать замечательные вещи, такие как летать, были придуманы, написаны, сняты и даже проявлены в видеоиграх на протяжении десятилетий.
Этимология слова “Метавселенная” впервые появилась в научно-фантастическом романе Нила Стивенсона "Снежная катастрофа" 1992 года, где он ссылается на виртуальный мир 3D, который был населен аватарами и реальными людьми. В романе главный герой - мальчик-пицца в реальной жизни, но воин-принц-самурай, который сражается на мечах катаной со своим аватаром в метавселенной.
Еще одна точка отсчета взята из романа 2011 года “Ready Player One” Эрнеста Клайна, в котором изображен виртуальный мир под названием OASIS, который является побегом от реального, антиутопического мира.
Ранние виртуальные миры, которые сформировали Метавселенную
Научно-фантастическая литература ввела термин и помогла сформировать и поднять воображение мира относительно метавселенной, но были также компании, создающие ранние игры и цифровые миры.
Два наиболее известных проекта, связанных с метавселенной, включают:
Среда обитания. В 1985 году Lucasfilms Games разработала эту популярную многопользовательскую онлайн-ролевую игру (MMORG), возможно, первую попытку крупномасштабной коммерческой многопользовательской виртуальной среды. Игра использовала коммутируемую телекоммуникационную службу и базовые домашние компьютеры для поддержки взаимодействия, но сумела создать анимированный вид онлайн-моделируемого мира в реальном времени, где пользователи могли общаться, отправляться в приключения, играть в игры, начинать бизнес, платить подопечным и самоуправляться. В 1990 году разработчики опубликовали статью под названием “Уроки среды обитания Lucasfilms”, в которой предложили несколько важных уроков для будущих “архитекторов киберпространства”, или, как мы могли бы назвать их сегодня, архитекторов метавселенной.
Вторая жизнь. Запущенная в 2003 году Linden Lab, эта мультимедийная онлайн-платформа предоставляет “жителям” цифровой мир с чистого листа. Жители могут покупать, одалживать и тратить реальные деньги на одежду, общаться в виртуальных пространствах, проводить встречи и создавать свои 3D-объекты и инструменты, которые можно продать за игровую валюту. В 2009 году посещаемость жителей в одно время достигла 88 200. Интересно, что основатель Филип Роуздейл утверждает, что его видение виртуального мира предшествовало Снежной катастрофе Стивенсона.
Habitat и Second Life были двумя первыми цифровыми пространствами, куда люди могли идти как аватары, чтобы творить и общаться друг с другом, и они оказали влияние на формирование миров и игр, которые появились после.
Является ли игра Метавселенной?
Люди, знакомые с игровыми технологиями, могут сказать, что геймеры годами входили в виртуальные миры с аватарами и общались в режиме реального времени. Так в чем же разница?
Нет сомнений в том, что игры оказали огромное влияние на метавселенную, что некоторые игры являются своими собственными метавселенными, и что игры будут играть важную роль в будущем метавселенной.
Есть 2,5 миллиарда игроков, испытывающих виртуальные миры каждый день, и некоторые игры, такие как Fortnite, вышли за рамки игр, чтобы устроить живые цифровые концерты, которые приносят миллионы поклонников.
Помимо Fortnite, другие важные игры, которые стоит упомянуть с метавселенной, включают Minecraft, World of Warcraft и Pokemon Go — все они заслуживают внимания за расширение того, что возможно в цифровых мирах.
Web3 и будущее Интернета
Литературные ссылки и игры - не единственные точки зрения на эволюцию метавселенной. Некоторые рассматривают метавселенную как фундаментальную часть следующей итерации интернета — Web3.
Хотя Web3 и метавселенная являются модными словами и настолько тесно переплетены, что их иногда ошибочно принимают за одно и то же, это разные понятия.
Web3 - это децентрализованный Интернет, построенный на технологиях блокчейна и децентрализованных автономных организациях (DAO), а не централизованный на серверах, принадлежащих частным лицам или корпорациям.
Метавселенная вписывается в Web3 так же, как социальные сети вписываются в более широкий контекст Интернета или Web2.
Давайте рассмотрим различные этапы развития Интернета и то, как мы приходим к Web3:
Web1. (1979-90-е годы). Текстовые коммуникации и онлайн-сообщества, которые существовали в середине 1980-х годов и расширились в 90-х годах с помощью AOL Instant Messenger и чатов, первых сайтов социальных сетей и электронной почты. Устройства: домашние компьютеры и всемирная паутина.
Web2. (1999-настоящее время). Текущая фаза Интернета в большей степени основана на средствах массовой информации (изображения, видео, прямые трансляции). Это включает в себя социальные сети, как мы их знаем, и технологические компании, такие как Facebook, YouTube, Google. Устройства: мобильные телефоны, ноутбуки, домашние компьютеры.
Web3. Интеграция технологии blockchain, cryptocurrencies, NFT, а также виртуального и VR и AR оборудования. В идеале системы, серверы и сети, в которых работают приложения, будут принадлежать самим пользователям. В то время как Web2 был плоским, 2D-опытом, Web3 будет 3D и будет отображаться в режиме реального времени. Устройства: AR/VR гарнитуры и очки, мобильные телефоны, ноутбуки, домашние компьютеры, технологии будущего.
Сторонники Web3 надеются, что вместо огромных корпораций, таких как Facebook, YouTube и Google, контролирующих наш опыт и хранящих наши данные, Web3 позволит создать более демократический, децентрализованный Интернет.
Мэтью Болл, аналитик цифровых медиа и бывший глава отдела стратегии Amazon Studio, говорит, что метавселенная представляет четвертую волну компьютеров. Мэйнфреймы, персональные компьютеры, мобильные компьютеры — а теперь и метавселенная.
В любом случае, подача метавселенной и Web3 как отличного перерыва от текущего интернета (Web2), безусловно, делает его интригующим, а футуристическое кольцо к терминам создает волнение для технологов и поклонников.
Если это просто маркетинговый прием, еще предстоит выяснить. Но компании, инвестирующие в будущее Web3 и метавселенной, похоже, думают иначе.
Популярные децентрализованные метавселенные
Технологические гиганты, такие как Microsoft, инвестируют миллиарды в метавселенную, и мы доберемся до этого. Но большая часть движения и текущего состояния метавселенной вращается вокруг децентрализованных проектов, которые запускают технологию blockchain, cryptocurrencies и NFT.
Два наиболее заметных децентрализованных проекта метавселенной сегодня включают:
The Sandbox. The Sandbox - это виртуальный мир, построенный на блокчейне Ethereum, который позволяет пользователям создавать и монетизировать пиксельные миры. Виртуальная земля в The Sandbox продавалась за сумму до 4,3 миллиона долларов, и множество компаний, брендов и знаменитостей инвестировали в метавселенную, включая Adidas, Warner Music Group, Gucci, The Walking Dead, Snoop Dogg и банк HSBC.
Decentraland. Децентрализованная 3D платформа виртуальной реальности, состоящая из 90 601 участка цифровой земли, которые можно приобрести с помощью криптовалюты MANA. Она также основана на блокчейне Ethereum, а участки виртуальной земли были проданы за 2,4 миллиона долларов. Среди крупных инвесторов - Miller Lite, Samsung, Vice, Crocs, Snoop Dogg и JP Morgan Chase.
Согласно MetaMetric Solutions, продажи четырех основных платформ metaverse (которые также включали CryptoVoxels и Somnium) превысили 500 миллионов долларов — и The Sandbox и Decentraland были большой частью этого.
Несколько других проектов, о которых стоит упомянуть, - это Roblox, компания онлайн-видеоигр, которая позволяет пользователям создавать виртуальные миры. Официально выпущенная в 2005 году, игра насчитывает более 5 000 000 создателей и 200 миллионов активных игроков по всему миру.
Axie Infinity - еще одна игровая компания, которая была названа блокчейн-версией Pokemon, которая вознаграждает игроков за игру. Она построена на блокчейне Ethereum и позволяет игрокам использовать свои Axies NFT для сражений, размножения и зарабатывания внутриигровой валюты. Игроки также могут создавать игры и владеть землей в Метавселенной Axie.
Эти метавселенные децентрализованы и вознаграждают своих пользователей криптовалютой, которую можно обменять на реальные деньги. Они также в значительной степени созданы пользователями и являются работой сотен тысяч создателей, разработчиков и пользователей.
Строители виртуальных миров
Чтобы метавселенная стала реальностью, необходимо объединить несколько аппаратных и программных разработок. Программное обеспечение для метавселенной состоит из таких программ, как игровые движки, которые позволяют разработчикам и кодерам создавать цифровые миры.
В настоящее время двумя крупнейшими игровыми движками являются Unreal Engine и Unity Engine. Эти платформы предоставляют инструменты для создания игр и могут использоваться для создания программного обеспечения и архитектуры для метавселенной. Соответственно, они были названы метавселенным эквивалентом Android и iOS.
Когда дело доходит до аппаратных разработок, таких как гарнитуры AR и VR, технологические гиганты, такие как Microsoft и Apple, борются за первое место.
Ранее в этом году Microsoft приобрела Activation Blizzard за колоссальные 68,7 миллиарда долларов. Игровой гигант стоит за Call of Duty, World of Warcraft и Candy Crush.
Apple десятилетиями занимается дополненной и виртуальной реальностью, и за ними стоит армия независимых разработчиков приложений. Кроме того, поскольку молодые люди в Америке занимают 70% рынка Apple, некоторые предполагают, что метавселенная может медленно развиваться поверх продуктов Apple.
Но компания всегда скрывала выпуск продуктов для публики до того, как они будут готовы, поэтому еще предстоит выяснить.
Кто инвестирует в Метавселенную?
Помимо создателей метавселенной, в прошлом году наблюдался прилив брендов, компаний, знаменитостей, спортивных лиг, международных банковских учреждений и даже стран, инвестирующих в метавселенную.
Ниже приведены некоторые области, в которые люди инвестируют в метавселенную, а также крупные бренды, компании и имена:
Мода: Gucci, Dolce & Gabbana, Nike, Crocs.
Музыка: Снуп Догг, Тимбалэнд, Стив Аоки, Пэрис Хилтон, Эминем, Мик Миллс.
Знаменитости и спортсмены: Джимми Фэллон, Серена Уильямс, Майкл Джордан, Леброн Джеймс, Стеф Карри, Шакил О'Нил.
Корпорации: Walmart, McDonald's, CVS, Monster Energy.
Финансовые институты: JP Morgan Chase, Нью-Йоркская фондовая биржа, HSBC.
Спортивные лиги: НБА, НФЛ, Манчестер Юнайтед, Открытый чемпионат Австралии, NASCAR, UFC
Каждую неделю запускается так много новых проектов NFT и metaverse, регистрируются торговые марки и делаются инвестиции в метавселенную и Web3, что трудно следить за новостями NFT. Даже страна Южная Корея пообещала инвестировать почти 200 миллионов долларов в проекты, которые поддерживают рост NFT и метавселенной внутри страны.
Только время покажет, чем станет метавселенная, но это уже огромная индустрия, и она растет с каждым днем.
Почему вы должны заботиться о метавселенной?
Если все это звучит не очень хорошо для вас, вы можете задаться вопросом, ну, кого это волнует? Я просто буду держаться подальше от метавселенной и вести себя как обычно — верно?
Правильно. Но подумайте, как трудно сейчас жить без интернета. Конечно, это можно сделать, но при этом упускаются возможности. И некоторые из этих возможностей могут быть связаны с работой.
В последнее время мы видели тысячи новых вакансий, связанных с NFT, криптовалютой, Web3 и метавселенной, и по мере того, как все больше компаний и брендов осознают важность присутствия в метавселенной, мы ожидаем, что их будет еще больше.
Наконец, пандемия показала людям, работающим в офисах, что они могут работать из дома эффективно и продуктивно, и, оказывается, многие люди предпочитают это. Маловероятно, что удаленная работа когда-либо исчезнет, и если метавселенная сможет увеличить скорость работы на рабочих станциях и выполнить свое обещание помочь нам почувствовать человеческую связь с аватарами, с которыми мы взаимодействуем, это может сыграть огромную роль в будущем работы.
Чтобы получить справедливое вознаграждение за свое время и работу, метавселенная может стать улучшением для многих людей.
Каково будущее Метавселенной?
Если вы что-то узнали из этой статьи, так это то, что никто не может точно сказать, что ждет метавселенную в будущем. Для этого вам понадобится хрустальный шар.
Мы знаем, что в метавселенном пространстве уже было много важных движителей и шейкеров, и их будет еще много. В ближайшие месяцы и годы появятся провидцы, программисты, создатели, разработчики, инвесторы, рассказчики историй и любопытные обычные люди, которые оставят свой отпечаток пальца на метавселенной.
И мы также знаем, что независимо от того, каково ваше мнение о метавселенной или есть ли оно у вас, тот факт, что она каким-то образом приближается, трудно отрицать.
Также верно, что с нынешней децентрализованной инфраструктурой метавселенной у многих людей будет голос и шанс участвовать в ее развертывании — не только у одной мегакорпорации.
И если метавселенная не для вас — как мобильный телефон, домашний компьютер или телевизор — вы можете просто отключить ее.
Более подробно о NFT, Метавселенных и криптовалюте в целом рассказываю в своём telegram канале - https://t.me/gem0globin