Найти тему
Полярная крачка

День рождения в походе — уже традиция. Три дня на секретном озере и удивительное знакомство

Крым, Байкал, Абхазия, Хибины, Ленобласть — я праздновала свой день рождения в походах несколько лет подряд. И только в прошлом году, вернувшись из полуторамесячного автопутешествия по России, заболела ангиной и несколько дней провалялась в постели.

На этот раз я была твердо намерена провести 11 июня в походе. Слово «праздновать» на самом деле не подходит для моего дня рождения, потому что никакого праздника я не устраиваю, а просто пытаюсь быть в этот день на природе или в поездке — в объятиях впечатлений.

11 июня 2022
11 июня 2022

Всё сложилось как нельзя кстати — мужу дали выходные, и мы спешно собрали рюкзаки. Куда идти, вопроса не стояло — на секретное Славино озеро, названное так в честь нашего друга-туриста, который впервые показал нам это место. Слава, тебе привет, если ты это читаешь :)

Путь неблизкий, место находится на границе Ленобласти и Карелии — до точки старта ехать около 200 км. Из-за нестыковок в расписании мы решили ехать на машине, а не на электричке, а оттуда уже пешком.

Наше секретное озеро
Наше секретное озеро

Местные догадаются, что речь идёт об окрестностях Кузнечного, откуда стартует знаменитая тропа Хо Ши Мина, проложенная ещё в советские времена до озера Ястребиного и высоких скал, на которых занимаются альпинисты. Это место очень популярно, здесь постоянно толпы походников, поэтому мы на Ястребиное не ходим.

В этом районе много других озёр, в том числе и наше секретное. Говорить название не буду, пусть остаётся как можно дольше безлюдным и относительно нетронутым. Об этой нетронутости я ещё расскажу подробнее, ведь на стоянке нас ждало удивительное знакомство.

Озеро Ястребиное в ноябре
Озеро Ястребиное в ноябре

Путь до озера живописен — лето в самом цвету. Часть пути проходит по тропе Хо Ши Мина, на которой утром никого, так как мы приехали раньше первой городской электрички. Вдоль тропы луговые заросли гераней и купальниц, а, когда заходишь в лес, он наполняется сладким ароматом менее заметных глазу ландышей.

Тропу часто пересекают ручьи и болотины, грязь чавкает под ногами, но зато эта влага создаёт буйство зелени и цветения. Хотелось остановиться и полюбоваться красками лета, но комары, которых было бесчисленное множество, подгоняли.

С тропы свернули в лесной бурелом. Собирая лицом паутину и пыльцу, пробирались сквозь тайгу. Наткнулись на медвежью кучу, но больше следов мишки не встречали, а вот лоси долго «сопровождали» нас.

Лес спускался по склону с крутыми скалистыми выступами, мы съезжали с них на попе, а внизу, под скалами, попадали в мягкий сфагнум. Но главное препятствие — валеж, огромные еловые выворотни, скопившиеся за годы и лежащие друг на друге. Через этот забор приходилось перелезать, изгаляясь как Хитрый лис из «12 друзей Оушена».

Вскоре спустились к озеру. На маленьком каменном островке заметили крохотный пушистый комочек, а в воде ещё один — детёныш чайки уже приступил к самостоятельному познанию мира и охотно подплыл к бараньим лбам, на которых мы стояли.

Бараньи лбы — это скалы, отполированные ледником. Часто они представляют собой берега ледниковых озёр, покатым сглаженным склоном спускающиеся в воду. Лбы можно увидеть в районе Балтийского щита: на Карельском перешейке, Ладоге, в Карелии.

Чаёныш плыл, уткнулся в камень и недоумевал, почему не получается проплыть сквозь него. Но мы продолжили путь — чтобы попасть на нужный берег, надо обогнуть залив и перейти протоку. Кто-то когда-то перекинул через неё бревно и воткнул в толстый слой ила неустойчивые палки, держась за которые можно еле-еле сохранять равновесие.

От протоки ещё немного вдоль берега, и вот мы на стоянке. Большой полуостров с болотистым носом и зарослями багульника, а сбоку — каменный отросток-мыс. Нагретый солнцем бараний лоб уходит в озеро, а на его вершине душистые сосны, вереск и пушистые перины черники. Под ногами подушки мхов и лишайников. Вокруг вода, и только с одной стороны живая изгородь из елей.

Бросили рюкзаки, сняли одежду и в воду. Она ещё не успела прогреться до комфортной для плавания температуры, но уже была достаточно тёплой, чтобы пару раз нырнуть и переродиться свежими и бодрыми. После согрели чай, повесили гамак, поставили палатку.

А вечером произошло неожиданное знакомство ... с чернозобой гагарой, которая устроила на полуострове гнездо. Мы увидели сидящую на нём птицу совершенно случайно, и с того момента гагара заняла все наши мысли. Очень боялись её спугнуть.

Чернозобая гагара — вид, занесённый в Красные книги России, Ленинградской области и Балтийского региона. Гагары очень осторожны и гнездятся на лесных озерах с заболоченными берегами, которые мало посещаются человеком. Строят гнёзда открыто, у кромки воды.

Наша гагара уходила с гнезда, потом тихонько возвращалась, потом снова уходила, плавала и кормилась вместе с самцом, и тогда мы слышали их проносящийся по глади воды крик, похожий на сирену. Вечером со всех сторон доносились хриплые уханья вяхирей, а хохот чаек разбавлял эти звуки и казался уже чем-то привычным и обыденным. Кстати, всего в нескольких метрах от гагары своё гнездо устроила и чайка.

Следующий день мы провели на полуострове в беззаботных наблюдениях природы. Я сняла много видео и фотографий, которыми обязательно ещё поделюсь с вами в рубрике фенологических заметок. А на утро третьего дня мы пораньше собрали лагерь и ушли обратно в Кузнечное. День рождения удался, традиция продолжается.

Ещё в этом блоге: