Найти тему
МК

После ухода из болонского процесса российское образование ждет «гибрид»

Обсуждение будущности высшего образования после отказа от болонской системы выходит на новый уровень. Спикер Госдумы Вячеслав Володин сообщил, что инициировал среди подписчиков в соцсети опрос общественного мнения, в котором приняло участие 413 тыс. человек. По словам спикера, 90% из них проголосовали против системы магистратуры-бакалавриата, 5% высказались за сохранение (еще такому же количеству все равно).

А 27 июня состоятся парламентские слушания, где думцы вместе с ректорами вузов обсудят будущую национальную систему ВО.

  Наталья Мущинкина
Наталья Мущинкина

Надо взять все лучшее, что было в советской образовательной системе и соединить с современностью. Тогда, по мысли спикера ГД, мы и получим «национальную эффективную систему высшего образования». Ранее министр высшего образования и науки РФ Валерий Фальков говорил о том, что «возврата в советскую систему не будет».

Реакция на подобную гибридизацию неоднозначна. Пока одни ностальгически вспоминают о стройотрядах и о поездках на картошку, другие сетуют, что лекционная система устарела уже к 1980-м. И даже тогда, в конце советского строя, много писали о том, что академические знания, полученные в стенах вузов, оторваны от реальности.

О том, можно ли в одну телегу впрячь «коня и трепетную лань», скрестив советскую систему с болонской, «МК» поговорил с экспертами.

- Я давно занимаюсь темой образовательных систем, поэтому слежу за дискуссией, – говорит кандидат наук, социолог Юрий Потапов. – И узнаю много нового. Например, сейчас у некоторых депутатов звучит – давайте вернем школу образца дореволюционной России.

Но, извините, сегодняшняя модель среднего образования гораздо ближе к царской России, чем советская. Тогда были классические гимназии, лицеи, реальные училища, кадетские корпуса и так далее. Та профильность, которая сейчас есть у нас с 5-7 классов, или раньше. А советская система – всеобуч. Она была едина для всех с очень небольшими «отклонениями» – языковые школы, математические, спортивные. И все.

- Но все-таки про высшую школу…

- Если брать имперскую Россию, там и была «болонка». Да, вы не ослышались. В той именно части, про которую сейчас говорят: мол, не удалось, не признали, нас зажимают...

Тогда действительно не было разницы, куда ехать учиться, в Москву или в Гетеборг. К концу XIX века уже не только дворяне ездили обучаться фабричному делу в Германию, Швецию, Голландию, ткацкому в Англию, Францию и так далее.

И не только купцы-миллионщики могли это себе позволить. Мещане могли вполне, в России был высокий уровень жизни. Хотя нас учили, что наоборот.

Нищий по меркам времени брат Чехова, художник Николай Чехов вполне мог себе позволить поехать «на воды» вместе с женой. На тот же период и женщины стали выезжать учиться – в Сорбонну, в Женеву, в Берлин... Но вообще выезжали не массово, потому что уровень университетов в то время был одинаков. Что ездить-то? Купец, промышленник ездил, чтобы узнать конкурентов, изучать рынок и спрос.

- А как же «лучшая в мире советская система»?

- Считается, что авторство принадлежит Джону Кеннеди. Якобы после того как Королев опередил специалистов из США с космической программой, президент сказал, что русские у них «выиграли за партой». Но прямой цитаты нет. Кеннеди, несомненно, называл полет Юрия Гагарина «величайшим научным достижением». На основании этого советские идеологи придумали «максиму» – советское образование лучшее в мире. Все и повторяют.

- Так лучшее или нет?

- Нельзя сказать, какая система лучше. Система всегда имеет свои преимущества и недостатки. И область применения. Лучшая – для чего?

Если не вдаваться в теорию и говорить только о национальных системах, то британские закрытые школы подходят интеллектуалам и управленцам именно в этой стране с двухуровневым парламентом. Скандинавские школы очень демократичны, дают много практических навыков. А, например, аргентинское образование устроено иначе, чем образование Боливии или Чили. Потому что в большей части Латинской Америки еще борются с безграмотностью, а в Аргентине население грамотно поголовно с 1947 года. В этой стране несколько сильных университетов.

Советская система образования была выстроена практически с нуля вместе с советской страной. Она была насквозь пропитана идеологией, была закрытой и не гибкой. Мне кажется, что именно эти два качества – не гибкость и отсутствие свободы решений, самовыражения, креативности не позволяют применять советскую модель сегодня.

На словах звучит хорошо – давайте просто назовем бакалавриат-магистратуру специалитетом, так и эдак учиться 6 лет. А на практике… Можно назвать и специалитетом. Но только вложив в это понятие новый смысл.

Традиционно сильными со времен СССР у нас были и остаются физмат-направления, а теперь и IT. Скажется ли на этих направлениях возвращение советского?

- Сложно сразу сказать, – говорит программист, директор цифрового департамента из Москвы Владимир. – Я могу на своем примере утверждать, что в нулевых и позже отношение к нашим специалистам было хорошим, их приглашали по всему миру. Но было деление. Уровень оплаты зависел от страны, откуда ты приехал.

При одинаковых компетенциях, опыте, или у нашего они выше могли быть, британец или американец получали больше. А если ты из России, Индии, Пакистана или Ирака приехал – оплата ниже. Я сейчас не о топовых историях, о рабочих лошадках говорю.

Поэтому многие и уезжали работать в ту же самую Индию, в ОАЭ или в Малайзию, в Китай. Многие и возвращались. Если в обучении что-то переменится, то хорошая школа у нас останется. Но этого мало сегодня, информация обновляется, надо быть в курсе. Иначе мы отстанем.