Чтение Аристотеля оказалось более чем интересным, непростым, но интересным мероприятием. Особое внимание привлекает глава о тирании и методы ее сохранения. Позволим себе сделать вывод, что для противодействия тирании, нужны действия обратные действиям на ее сохранение. Ниже выдержки из книги «Политика» Аристотеля, в заключении перечислим действия, которые позволят сопротивляться тирании:
Способы сохранения тирании. Аристотель.
«Тирания сохраняется двумя прямо противоположными способами. Один из них – традиционный, и им руководствуется в своем правлении большинство тиранов. Говорят, что в значительной своей части способ этот был установлен Переандром Коринфским; многое такое можно усмотреть их способ управления у персов. Способствует возможному сохранению тирания и то, что уже ранее было нами указано; один способ состоит, например, в том чтобы «подрезывать» всех чем либо выдающихся людей, убирать прочь с дороги всех отличающихся свободным образом мысли, не дозволяя сисситий, товарищ воспитания и ничего другого, подобного этому, вообще остерегаться всего того, откуда возникает уверенность себе на взаимное доверие, не позволяет заводить школы или какие-нибудь другие собрания с образовательной целью и вообще устраивать все так, чтобы все оставалось по преимуществу незнакомыми друг с другом, так как знакомства создает большое доверие.
Далее, нужно, чтобы все люди, прибывающие в городе, постоянно были на виду и проводили свое время перед дверьми своих домов: тогда им очень трудно будет скрывать то, чем они занимаются; да и, находясь постоянно на положении рабов, они привыкнуть быть смирными. И другие меры такого же рода, употребляемые у персов и варваров, подходят для тирании (ведь все они преследуют одну и ту же цель). Еще нужно стараться устроить дело так, чтобы не оставалось тайной ничего из того, о чем говорит или чем занимается каждый из поданных, держать соглядатаев вроде, например, бывших в Сиракузах «приводительниц» или тех «подслушивать», которые всякий раз подсылал Гиерон туда, где происходило какое-нибудь дружеское собрание или встречи; опасаясь таких людей, подданные отвыкают свободно обмениваются мыслями, а если они и станут говорить свободно, то скрывать свои речи им труднее. Следует возбуждать среди сограждан взаимную вражду и сталкивает друзей с друзьями, простой народ со знатными, богатых с людьми из их же среды.
В виды тирана входят также разорять своих подданных, чтобы, с одной стороны, иметь возможность содержать свою охрану, и чтобы, с другой стороны, поданные, занятые ежедневными заботами, не имели досуга составлять против него заговоры. Примеры этого – египетские пирамиды посвящения Кипселиодов, построение Олимпиона Писистрадитами, а на Самосе – сооружение Политикрата. Все подобного рода предприятий рассчитана на одно и то же: отсутствие у подданных свободного времени и бедность их. Сюда же относятся и уплата податей, вроде того, как она была устроена в Сиракузах, где, как оказалось, в течение пяти лет в правление Дионисия вся собственность подданных ушла податей. «Тиран склонен также вести войны, чтобы подданные не имели свободного времени и постоянно нуждались в предводителе. Царская власть поддерживается друзьями, тирану уже свойственно не доверять друзьям, так как именно они скорее всего могут осуществить то, чего желают все»
Все те признаки, какими отличается крайняя демократия, свойственно также и тирании: господство женщин в семейном быту, чтобы они разглашали дела своих мужей, и по этой же причине распущенность рабов; рабы и женщины не злоумышляют против тиранов, напротив, пользуюсь благоденствием, те и другие, разумеется, благосклонно относится и к тираниям, и к демократиям, ведь и демос желает быть своего рода монархом. Поэтому и тут, и там льстецы в почете: в демократиях – демагог, а у тиранов – люди, держащие себя униженно, а это свойство льстецов. Вследствие этого тирания любит все дурное; ведь тираны рады, когда им льстят, а этого не станет делать не один свободный человек, обладающий разумом. Порядочные люди могут проявлять любовь или во всяком случае не станут льстить. Плохие же люди способны на все дурное – «клин клином», говорит пословица. Не соучаствовать ничему возвышенному, ничему свободному – свойственно тирании; на эти качества притязает только сам тиран, а если находится человек, обладающий высокими чувствами, преклоняющийся перед свободой, то тем самым он лишает тирании того, что придает ей превосходства и господства. Поэтому таких людей, как способных уничтожить их государство, тираны ненавидят.
Тирану свойственно приглашать к своему столу и вообще проводить время больше с иноземцами, чем с местными гражданами: последние для него – враги, а первые не станут его противниками. Вот какими и им подобными средствами тиран сохраняет свою власть; все это средства совершенно неизменного характера. Все то, что мы до сих пор рассмотрели, можно, коротко говоря, свести к трем пунктам. Именно: тиран стремится к трем целям: во-первых, вселить малодушие в своих подданных, так как человек малодушный не станет составлять против него заговоры; во-вторых, поселить взаимное недоверие – тирания может попасть только тогда, когда некоторые граждане будут доверять друг другу, поэтому тираны – враги порядочных людей как опасных для их власти, и не только потому, что они не выносят деспотической власти, но и потому, что они пользуются доверием как своей среде, так и среди других и не станут заниматься доносами ни на своих, ни на чужих; в-третьих, лишить людей политической энергии: никто не решится на невозможное, значит, и на низвержении тирании, раз у него нет на то силы. На указанные три цели направленные все помыслы тиранов. Их можно было бы свести к следующим предпосылкам: чтобы люди не доверяли друг другу; чтобы не могли действовать; чтобы прониклись малодушием. Вот один способ, посредством которого достигается сохранение тирания»
Способы сопротивления тирании
Развивать в себе мужество и достоинство
- Искать в себе мужество на свободный обмен мнениями и поддерживать всех тех, кто его нашел или ищет;
- Не унижаться перед тираном, его чиновниками – при взаимодействии с государством вести себя достойно и свободно, но не нагло;
- Критически относиться к патриотическим настроениям (любить своего ребенка, не означает ему во всем потакать);
- Не поддаваться чувству ненависти к каким-либо группам людей (олигархам, нищим, национальностям, меньшинствам);
Развивать сильные социальные связи
- Развивать сильные социальные связи - создавать или участвовать в любых объединениях, где осуществляется совместное действие (не обязательно политическое объединение);
- Проявлять доверие к мотивам окружающим, верить в их добрые намерения, но все же не стоит безрассудно верить всем подряд;
Поддерживать просвещение и плюрализм мнений
- Поддерживайте просвещенческие инициативы, участвуйте в них, рассказывайте о них;
- Поддерживать хоть чем-нибудь выделяющихся людей;
- Проявлять сочувствие и любовь к свободному и смелому проявлению инакомыслия.