Найти тему
Urpguide

В России заканчиваются скоростные лифты

Очередной материал на нашем канале - из рубрики "удивительное рядом":

  • с одной стороны, российские девелоперы неустанно штурмуют новые высоты: в Москве уже никого не удивишь 55-этажными жилыми зданиями, а в самых обычных областных центрах вроде Саратова или Рязани ставят жилые дома по 30 этажей и выше,
  • с другой стороны, в России #внезапно обнаружился дефицит скоростных лифтов (а без них подниматься в родную "однушку" на условный 48-й этаж не очень-то невесело).
Как похорошела Москва при Собянине!..
Как похорошела Москва при Собянине!..

Как же так вышло?.. Давайте разбираться.

Нельзя сказать, что в СССР не делали скоростные лифты. Их делали. Но не слишком большими партиями. И не самого высокого качества. Оно и понятно: небоскребов в СССР почти не было - сталинские высотки да Останкинская телебашня. Естественно, что у зарубежных производителей, ориентировавшихся на клиентов из числа строителей, владельцев и арендаторов небоскребов США, Японии, а затем и других стран, было куда больше поводов развивать скоростное лифтостроение. Особенного успеха добились компании из стран, где уже были большие компетенции в части обработки металла, производства подъемного оборудования, электрики - Германии, тех же Штатов и той же Японии, Финляндии... Недаром сегодня во всем мире знают такие бренды, как Otis, Kone, ThyssenKrupp, Toshiba.

Лифты ThyssenKrupp
Лифты ThyssenKrupp

Разумеется, все эти и многие другие фирмы выпускают не только скоростные лифты для 500-метровых зданий или "умные" лифты с кучей датчиков, но и простые лифты весьма незамысловатой конструкции.

Лифт фирмы Otis
Лифт фирмы Otis

После распада СССР отечественные производители лифтов стали старательно пытаться "вписаться в рыночные реалии". Некоторым это удалось: Карачаровский механический завод, Щербинский лифтостроительный завод, Уральский лифтостроительный завод, братский белорусский Могилевлифтмаш - эти и несколько других предприятий смогли адаптироваться к новым условиям работы и стали по мере сил и возможностей продвигать свою продукцию.

Появились и новые производители - вроде лыткаринского Евролифтмаша.

При этом надо заметить, что выживание лифтостроительным предприятиям дается непросто:

  • обанкротился Лобненский лифтовый завод,
  • обанкротился и Серпуховский лифтовый завод,
  • Уральский лифтостроительный завод имел множество проблем на рубеже 2000-2010-х годов,
  • Карачаровский завод, выжив в 1990-е, ухитрился стать банкротом вообще всего несколько месяцев назад,
  • прямо сейчас проходит процедуру банкротства омский производитель лифтов "Сиблифт" (созданный в свою очередь в 2005 году на базе другого - также обанкротившегося - предприятия).

Странное дело: в стране год за годом вводят в эксплуатацию все больше жилья и все больше офисов, а лифтовые предприятия банкротятся одно за другим.

Но самое поразительное, что уход иностранных фирм с рынка ситуацию нисколько не улучшает (хотя в том же Серпухове все-таки обещают возобновить производство по осени).

Фирмы Otis и Kone поставляли на российский рынок как скоростные, так и обычные лифты (в массе своей - действительно качественные и красивые). Вместе с другими иностранными компаниями они занимали более 25% рынка! И понятно, что скоростные лифты заменить просто нечем: не выпускают наши предприятия подобные агрегаты, просто не выпускают. Да и обычные лифты в одночасье в таком количестве произвести невозможно. А ведь всего лишь в конце марта Министерство промышленности и торговли бодро рапортовало, что дефицита лифтового оборудования не ожидается.

"Российская газета" докладывает!..
"Российская газета" докладывает!..

Ага-ага... Не прошло и 3 месяцев, как в России возник дефицит лифтов, причем как скоростных, так и обычных.

Сейчас российские строители срочно ищут новых поставщиков - рассматривают китайский производителей, турецких, даже индийских...

Индийские лифты фирмы SEPL
Индийские лифты фирмы SEPL

Но новые поставщики - это всегда новые проблемы! Проблемы с сертификацией, с доставкой, с габаритами, с качеством, с комплектующими... К тому же наши партнеры из дружественных стран быстренько стали поднимать цены, понимая, что приобрести американские или немецкие лифты российские покупатели все равно не смогут (разве что поддержанные...).