Автомобильный рынок, как и все остальные сектора мировой экономики, находится в весьма непростом состоянии. Рост цен на основные ресурсы не может не сказаться на итоговой стоимости отдельных машин. Приведет ли это к появлению более дешевых и малоразмерных моделей — читайте в материале «Слово и Дело».
Производство гражданских автомобилей испытывает давление сразу с двух сторон. Во-первых, в результате кризисного положения в мировой экономике стремительно дорожают все необходимые для производства авто ресурсы. А во-вторых, общество атомизируется, люди предпочитают одиночество, вплоть до отказа заводить семью и детей. Соответственно, привычные машины, рассчитанные на 4-5 человек, становятся слишком громоздкими и по большей части возят воздух.
К тому же увеличивается доля городского населения, в распоряжении которого имеется густая сеть более-менее качественных дорог. Это, конечно, не мешает горожанам обзаводиться различными внедорожниками для поездок на работу. Но рост цен на горючее делает это удовольствие все менее приятным.
Футуролог Сергей Журавлев в комментарии для «Слово и Дело» отметил, что, несмотря на финансовые издержки, часть автомобилей в любом случае сохранит свои размеры.
«Погоня за дешевизной безусловно будет приводить автомобили к минимизации. Но нужно понимать, что минимизация и автоматизация не всегда идут вместе с комфортом. Поэтому в премиум сегменте никуда не денется большой автомобиль. Никуда не денется внедорожник. Они останутся большими в силу назначения, вероятно, будут оставаться в собственности и их не ждет беспилотная судьба. По крайней мере, они будут опционально беспилотными», — пояснил он.
Однако экономическая ситуация на планете такова, что для массового потребителя появится новый вид автомобилей. Двух или даже одноместных капсул, которые уже не будут находиться в частной собственности.
«С точки зрения малолитражного транспорта, скорее всего, будут развиваться городские беспилотные версии вплоть до одноместных капсул при условии, что они будут полностью беспилотными и поставляться к крыльцу, а не находиться где-то неподалеку. Человек должен получать такую капсулу непосредственно при выходе из дома, как такси», — прогнозирует футуролог.
Сергей Журавлев объяснил, что маленький беспилотный автомобиль обеспечивает комфорт пассажира больше, чем пилотируемый вариант. Одноместный салон, в котором нет водительского кресла и органов управления позволяет пассажиру расположиться в более безопасном и удобном полулежачем состоянии, почитать газету или даже заняться работой во время движения.
Кроме того, по словам футуролога, не исключены и изменения в организации движения таких автомобилей по улицам. Сейчас имеется два условных пути развития подобного транспорта. В первом, который сейчас активнее всего прорабатывается в Китае, множеством легких беспилотных автомобилей управляет система, находящаяся вовне. Вторая, более популярная на Западе, предусматривает наличие управляющего компьютера в каждом отдельном автомобиле.
«Какой из вариантов выиграет — сложно судить. Второй, американо-европейский, дешевле. Но с точки зрения безопасности, он пока не доказал свою эффективность», — резюмировал Сергей Журавлев.
Ранее автоэксперт Виталий Архиреев в комментарии для «Слово и Дело» объяснил, почему не стоит ожидать деградации отечественного автопрома на фоне решения Правительства России узаконить производство автомобилей по упрощенным нормативам.