Вопрос о доступных полноприводных кроссоверах не теряет актуальности. Рассмотрим модели, которые можно приобрести до 1 млн рублей и дешевле, с акцентом на их слабые места и оптимальные силовые агрегаты.
Nissan X-Trail 1-поколения
Первое поколение X-Trail - родственник Primera и Almera, концептуально схожий с RAV4 и CR-V. Переднеприводная платформа с подключаемым полным приводом через муфту, поперечно расположенный двигатель. Машина проворнее и экономичнее Terrano II, которого заменила, при сопоставимой вместительности.
Бензиновые двигатели надёжны, но склонны к масложору при использовании масла гуще 5W-30. Масло 5W-40 для японских атмосферников 2000-х - не лучший выбор. При покупке проверяйте признаки расхода масла, состояние маслосъёмных колпачков и прокладки ГБЦ - газы не должны попадать в систему охлаждения. Цепь ГРМ требует диагностики, сервисная книжка с отметками о замене - большой плюс.
Дизельный мотор после рестайлинга 2004 г. получил Common Rail с оборудованием Denso вместо радиально-поршневого ТНВД Bosch. Форсунки Denso дороги в ремонте, найти исправные б/у сложно. В остальном дизель живуч и надёжен, как и четырёхступенчатая АКП - при износе начинает переключаться с рывками, но не выходит из строя внезапно.
Кузов удивительно стоек к коррозии, пластиковые передние крылья вообще не ржавеют. Под угрозой колёсные арки и дверь багажника. Обязателен осмотр днища на подъёмнике.
Длина чуть меньше 4,5 м, багажник на 410 л. Крепкая рабочая лошадка, часто встречается на дорогах. Цена в среднем 600-700 тыс. руб.
Subaru Forester 2-поколения
Выбор для истинных субаристов. Кузов слабоват, особенно задние стаканы - осматривайте их тщательно не только снизу, но и из багажника, снимая обшивку. Днище и пороги требуют пристального внимания.
Дизелей нет. Распространены атмосферные моторы 2,0 и 2,5 л. Несмотря на оппозитную конструкцию со свечами, направленными в лонжероны, обслуживание простое, замена цепи ГРМ необременительна. Турбомоторы для семейной эксплуатации не подходят - при активной езде требуют капремонта раз в 3 года.
Атмосферники склонны к масложору, но проблема обходит машины заботливых владельцев. Возможны проблемы с фазорегулированием - слабая тяга, нестабильная работа. Проверяйте соленоиды управления муфтами.
Три типа полноприводных трансмиссий. Атмосферник с механикой - три дифференциала, центральный блокируется вискомуфтой при пробуксовке, узел находится в трансмиссии вместе с понижающей передачей. Вискомуфта требует замены или переборки каждые 150 тыс. км. При износе блокирует центральный дифференциал, машина начинает дёргаться.
С автоматом машина по умолчанию переднеприводная, задний привод подключается электромагнитной муфтой. Служит дольше вискомуфты, при износе Forester становится переднеприводным. Турбомотор с автоматом имеет электронноуправляемый межосевой планетарный дифференциал, систему стабилизации и управления крутящим моментом - эту трансмиссию можно назвать автоматом обычной машины.
Проблемы с полным приводом решаются несложно и недорого - машины хорошо изучены. Forester отлично служит владельцам, ремонтирующим его самостоятельно - практически все проблемы подробно описаны в интернете.
Длина 4,45 м, профиль напоминает универсал, отсюда скромный багажник на 390 л. Надёжная, проходимая, ремонтопригодная машина. Цена в среднем 800 000 - 1 000 000 руб.
Hyundai Tucson 1-поколения и Kia Sportage 2-поколения
Близнецы-братья - самые компактные в классе, всего 4,35 м длиной. Багажник небольшой - 300 л. Часто с передним приводом. Смотрите свежие варианты не старше 2007 г. - есть шанс найти кузов без коррозии. Простукивание порогов и осмотр стаканов над опорными подшипниками обязательны. Краска очень нежная.
Двигатели надёжные и неприхотливые, ремень ГРМ меняется каждые 90 тыс. км. Скрытый нюанс - вода и грязь от переднего левого колеса. При треснутом локере летит на блок предохранителей, провод от главного реле отгнивает. Двигатель может не запускаться - заканчивается заменой повреждённого блока предохранителей.
Цены: 600 000 - 1 000 000 руб.
SsangYong Kyron 1-поколения
Для тех, кто хочет серьёзный привод недорого. Двигатели Mercedes и мерседесовские трансмиссии. Четырёх- или шестиступенчатая коробка - от австралийской BTR.
Два типа полного привода. Part-time - жёсткое подключение передней оси плюс демультипликатор, колёса на неразрезном мосте. Постоянный полный привод - независимая задняя подвеска, доступен с дизелем 2,7 л и бензиновым V6 3,2 л.
Kyron - рамный автомобиль, коррозия развивается во многих местах. Решение о покупке принимайте исходя из состояния рамы, трухлявое днище должно насторожить.
Дизели хороши в обоих вариантах. 2,0-литровый от Daimler сильно изменён. 2,7-литровый турбодизель от Mercedes очень надёжен. Бензиновые моторы тоже мерседесовские, надёжные. Все двигатели с цепным приводом ГРМ, который переживёт автомобиль.
Опасение вызывает шестиступенчатый автомат DSI, которым владела Jatco. В годы молодости начинал пинаться уже при 100 тыс. км. При наличии - тщательно продиагностируйте.
Марка не очень популярна, но за 600 000 руб можно купить Kyron около 2012 г. с пробегом до 200 тыс. км. До 1 млн руб - машину около 2014 г.
Lexus RX 1-поколения
Премиальный вариант среди доступных. Впервые совместил псевдопроходимость, много кожи, высокую посадку и кузов типа универсал - всё для покорителя асфальтовых дорог.
Полный привод с тремя дифференциалами, никаких муфт. Встречаются версии с заводской блокировкой заднего дифференциала. Редко - с передним приводом.
Если коррозия не тронула RX первого поколения, машина пройдёт очень много километров без проблем. Не только мотор-миллионник, но и вся техническая часть способны перемотать одометр на второй круг. Мотор 1MZ-FE действительно хорош, несмотря на алюминиевый блок цилиндров.
Автомат U140F называют единственным слабым местом. Но при замене масла каждые 60 тыс. км проходит 700 тыс. км. Подвеска надёжная, электроника не глючит, салон роскошный по меркам 90-х. Долговечный автомобиль.
Цены от 800 000 до 1 000 000 руб.
Honda CR-V 2-поколения
Инженеры Honda испытали много интересных решений. Большой и вместительный автомобиль - просторный салон и багажник 525 л при длине всего 4,6 м. С автоматом можно пересесть на задний ряд как в минивэне - рычаг АКП у спидометра.
Уникальная четырёхступенчатая АКП собственной конструкции и муфта для подключения задней оси с двумя насосами. На бездорожье и в скользких условиях не убедителен - задняя ось подключается долго.
Двигатели 2,0 и 2,4 л хороши, но не без изъянов. Младший склонен к масложору, у старшего расходник - выпускной распредвал. При покупке обращайте внимание на масложор и состояние выпускного распредвала у мотора 2,4 л.
Кузов неплохо противостоит коррозии, но первой сдаётся задняя крышка багажника. Обязательно поднимите на подъёмник, простучите пороги и колёсные арки - нередко ржавые насквозь.
Цены 600 000 - 900 000 руб.
Land Rover Discovery 2-поколения
Экспедиционный полный привод, рамная конструкция, большое поле для переделок. Покупайте у энтузиаста, владевшего пару лет и хорошо следившего за машиной. Случайный владелец, поддавшийся очарованию и недорогой цене - красный флаг.
В продаже немного, но часто в хорошем состоянии. Самое страшное - проржавеет насквозь. Силовой каркас кузова и рама стальные, да, есть алюминиевые панели, но это не сильно помогает. Коррозия по периметру лобового стекла, под резиновыми уплотнителями, на порогах и во многих других местах говорит о плохом состоянии кузова.
Свежая коррозия или свежий мастичный антикор - не повод для торга, а повод закончить осмотр. Халтурную сварку и сильную коррозию можно спрятать за мастикой.
Самый выгодный вариант - 2,5-литровый турбодизель. Пятицилиндровое чудо с насос-форсунками Lucas может пострадать из-за неправильного масла и забитого радиатора. Придётся менять распредвал или треснувшую ГБЦ.
Бензиновые двигатели просты и надёжны, ведут родословную от винтажных моторов Buick. Но при большом ремонте найти запчасти туговато.
Перед покупкой прощупайте ковры, лучше после дождя. Мокрые ковры - проблемы в дренаже люка либо прогнившие дыры открыли доступ воде в салон. При забитых дренажах вода скапливается в дверях и попадает в салон.
Покупайте у владельца, чтобы расспросить о проблемах с электроникой, обслуживании крестовин кардана, состоянии раздатки и течах из-за забитых дренажей. Спросите, когда чистились дренажи.
Найти ухоженный Discovery II от энтузиаста несложно, поддерживать в нормальном состоянии недорого. Не ездите на внедорожные соревнования, не ставьте большие колёса - будет служить верой и правдой.
Цены на дизельный вариант около 1 млн руб, с редкими бензиновыми моторами дешевле.
Toyota RAV4 2-поколения
Самым старшим стукнул четверть века, но до сих пор можно найти RAV4 II в хорошем состоянии, практически в родном окрасе. Главный враг - коррозия. Осмотр на подъёмнике обязателен, обратите внимание на топливный бак - из-за коррозии могут появиться дыры.
Родные двигатели из 90-х все надёжные. При покупке проведите ревизию на предмет масложора, растяжения цепи, убедитесь в нормальных тепловых зазорах. Четырёхступенчатый автомат старого бояться не стоит. У механики иногда изнашивается подшипник пятой передачи, шестерни и синхронизатор - пятую передачу будет выбивать.
Полный привод настоящий - на основе межосевого дифференциала, а не слабенькой муфты. Раньше машины делали лучше. Если найдёте экземпляр с целым кузовом и подтверждённым пробегом - будет служить долго и верой.
Рестайлинговое второе поколение можно найти за 600-700 тыс. руб.
Jeep Grand Cherokee 2-поколения
Трушный американец, выпускался с 1998 по 2004 г. Перед покупкой проедьтесь полчаса и оцените посадку - специфическая, не всем высоким водителям подходит.
Предлагался с четырьмя очень разными двигателями. Забудьте о варианте с мотором 3,1 л - итальянское чудо дурило голову практически всем владельцам.
Чаще всего продаётся с двигателем 2,7 л - пятицилиндровый мерседесовский OM612 в паре с пятиступенчатым автоматом Mercedes. При нормальном обслуживании легко проходят 500 тыс. км. Уточняйте состояние вихревых заслонок, хотя скорее всего удалены, как и система EGR, мозги перепрошиты.
Пятиступенчатый мерседесовский автомат должен быть сухим по поддону и по втулке электрического разъёма.
Бензиновых двигателя два - архаичные американские чугунные с цепным приводом и двумя клапанами на цилиндр. У ГБЦ могут выпадать сёдла клапанов. Перед покупкой убедитесь, что не пытаются впарить машину с такой проблемой.
Базовый - рядная четырёхлитровая шестёрка. Надёжнейший мотор, разработанный в 80-х компанией AMC, умер вместе с этим поколением. Термонагружен, следите за сухостью и системой охлаждения - может не пережить перегрева. Ставился в базовой комплектации Laredo - может не быть ни кожи, ни климата.
Версию с мотором 4,7 л можно брать, если есть своя бензоколонка. Очень надёжный двигатель, полагался комплектации Limited, мощность 265 л.с., обозначение High Output. С 2002 г. обозначение не найдёте. У мотора злые распредвалы и кованая ЦПГ. Три цепи ГРМ ходят 200-300 тыс. км. Бояться не надо.
Grand Cherokee с V8 штатно оснащался суровой раздаткой NV247 - трёхрежимная, всегда обеспечивает полный привод. Моторы попроще получали старую трансмиссию из 80-х - пятирежимная, от чисто заднего привода, part-time, full-time и понижайка. Рычаг раздатки возле рычага трансмиссии. Опция Quadra-Drive подразумевает блокировки дифференциалов только в паре с раздаткой 247.
Из других болячек - рулевой редуктор, заслонки климата, ослепшие задние фонари. Главный враг - коррозия, возникает даже под креплениями сидений.
Grand Cherokee II с мерседесовским мотором продаётся за 600-800 тыс. руб, ухоженные экземпляры от 900 000 тыс.
Mercedes-Benz ML 1-поколения
Выпускался с 1997 по 2005 г., широкий выбор силовых агрегатов. С минимальными затратами можно поддерживать в хорошем состоянии, не ожидая дорогих поломок. Реально менее капризный, чем более свежий W164, дешевле и проще в ремонте.
Лучше смотреть рестайлинг моложе 2001 г. За 700 тыс. можно найти хороший вариант с дизелем, стоимость ухоженных экземпляров достигает 1-1,2 млн., но они того стоят.
2,7-литровый дизель у ML такой же, как у Grand Cherokee. Пятиступенчатый автомат аналогично. Раздатка своя - NV140 для постоянного полного привода с пониженной передачей. Механических межколёсных блокировок нет, имитирует система ESP, притормаживая буксующие колёса.
2,7-литровый дизель оптимален с любой точки зрения. Все бензиновые моторы хороши, но V6 склонны к масложору. Вопрос решается раскоксовкой либо чисткой компонентов системы вентиляции картера. Кузов неплохо противостоит коррозии, но в силу возраста требует внимания.
Все рассмотренные модели представляют собой разумный выбор для тех, кто ищет полноприводный автомобиль с ограниченным бюджетом. Главное - тщательный предпокупочный осмотр, проверка истории обслуживания и адекватная оценка состояния кузова и основных агрегатов.