11 июня собрался я съездить на велосипеде в Подольск. Разумеется, большую часть пути - на Иволге МЦД 2. Но природа нарушила мои планы, весь день шёл дождь. Поехал 12 июня, после обеда. При этом рассчитывал объехать усадьбы Дубровицы, Ивановское и исторический центр Подольска. В реальности еле успел осмотреть Дубровицы.
Высокий храм, известный всему миру, вскоре показался на берегу реки Пахра. Но я ехал сюда, чтобы увидеть то, что почему-то не показывают в интернете. Всё внимание сосредоточил на себе этот храм.
Дорога круто спускалась к Пахре. Мой алюминиевый конь резво летел к заветной цели. Вскоре я остановился на мосту через реку.
Умытая вчерашним дождём природа, блистала яркой зеленью. Красивейший бор расположился на другом берегу реки. И вот, предо мной предстал главный дом усадьбы Дубровицы во всей своей красе!
Машин было много. Людей ещё больше. Берега реки тонули в дымных ароматах шашлыка. Люди устали от непогоды и были рады первому, по-настоящему тёплому, летнему дню.
Усадьба принадлежала князьям Голицыных с 17 века. В 1697 году храм был выстроен по проекту то ли шведа, то ли итальянец. Но патриарх отказался освящать храм из-за его непривычной для России архитектуры. И только указ Петра Первого помог. Усадебный дом был выстроен при новом владельце - фаворите Екатерины Великой М. А. Дмитриеве-Мамонове. Как и в любой русской усадьбе, история развивалась бурно. Менялись хозяева, менялась страна... В 1812 году дом осваивали французы... Затем здесь был штаб русской армии... В 1825 году фаворит Мамонов оказался присягать новому императору (Николаю Первому)... После революции усадьбу реквизировали и устроили здесь музей помещичьего быта... Во время ВОВ на территории усадьбы был аэродром... А сейчас в главном доме - институт животноводства.
Поэтому перед главным домом усадьбы людей почти не было. Можно было фотографировать без помех. А может народ просто потянулся к умытой и ожившей природе?
Справа от дома и расположилась знаменитая церковь. А слева - то, что осталось от усадебного парка.
Может это и хорошо, что разнотравье не скосили. Нотка грусти украсила и без того прекрасную усадьбу! Я же стал огибать дом справа и увидел ресторан в подвале здания.
В полумраке зала нависали массивные сводчатые потолки. Что это, новодел или такими они и были с 18 века? Не знаю. Позади дома расположились навесы со столами и тоже жарились шашлыки. Очень жаль, что эти ресторанные удобства нарушали усадебный вид и нагло лезли в объектив моего фотика.
От дома к реке когда-то спускалась каменная лестница, от которой остались лишь следы. Вместо этого соорудили современную.
Умели же дворяне устроит себе гнёздышко! От главного дома открывался замечательный вид на реку Пахра!
Вот бы восстановить каменную лестницу, убрать всё лишнее...
Я пошёл по берегу Пахры, пытаясь спуститься к самой воде.
На противоположном берегу красовался величественный бор.
На тропе повстречались уроженцы Таджикистана, которые с гордостью сказали, что помогают восстанавливать колокольню возле храма, которую снесли в 30е годы. Добавили: "Для вас". Молодые, здоровые, они, очевидно, делали самую тяжёлую работу по восстановлению усадьбы. Попросили их сфотографировать.
Они помогли мне своим примером спуститься к воде. Вдалеке купалась молодёжь, хотя вода была похожа на плохой кофе.
Иногда проезжаю над рекой Пахрой и вижу подозрительную пену на её берегах. Вспоминаются и недавние экологические катастрофы на Пехорке и Пахре, когда берега были усеяны мёртвой рыбой. Но разве может современные экологические катастрофы и дохлая рыба остановить русского человека?! Даже рыбу дохлую собирали по берегам, как рассказывал мой брат! Не волонтёры-очистители... А рыба в реке всё-таки была! Дык, и человек зачастую и сейчас живёт в, простите за слово, в "жилье"... А на берегах Пахры цвела жизнь! А что! Бедствия временны, а радость и природа - вечны!
Финальным аккордом моей поездки в Дубровицы стал необычный курган, возле подножия которого приютился камень-валун с цитатой М. Цветаевой. Я попросил пацана лет 12 слезть с валуна и запечатлел:
Причём здесь поэтесса я выяснять не стал и, пристегнув Al-друга к дереву, поднялся на курган. Открывалась панорама Подольска во всей своей красе 21 века:
Слева сосновый бор любовался собой в зеркале течения Пахры:
Справа храм взирал на меня скульптурой человека, которого я так и не опознал. Узорочье, так плохо впечатлившее патриарха Адриана, впечатляет людей 21 века:
А по склону холма куда-то бежали стайки цветов, увлекая за собой травку и, казалось, саму реальность вместе с вкусным дымком шашлыков:
Пахра медленно уплывала в вечность, украсив себя венком из деревьев и цветов. И лишь кое-где торчали немые остовы прошлого в виде коряг. И это напоминало, что в этом мире даже красота не вечна, вопреки утверждениям. Потому что красота - это мы, люди. И только люди могут видеть, слышать и ощущать красоту. И я вспомнил, что пора уезжать. Попрощался с Пахрой и вскочил на своего коня о двух подковах и покатил навстречу новым впечатлениям. Ведь я - странник!
Посетите также наш сайт и размещайте там свои материалы, отправив их модератору сайта. На сайте есть, что посмотреть и прочитать!