В завершении, двадцатое столетие подарило миру архитектуры бесчетное количество шедевров, авторство которых принадлежит таким мастерам как Оскар Нимейер, Ричард Майер, Сантьяго Калатрава и многим другим. Но, как и каждый из нас может выделить несколько любимых фильмов из подборки топ-100, так и мы, будучи архитекторомами, расскажем вам о своих зданиях - фаворитах из списка тех, что были построены в конце 20 века.
В этой статье - пятерка наших любимых зданий ушедшего столетия, каждое из которых внесло неизмеримый вклад в становление современной архитектуры.
Подпишитесь на канал и поставьте лайк этой статье после прочтения!
Капсульная башня «Nakagin» в Токио, 1972 год
Жилая башня была возведена в Токио за рекордные 30 дней по проекту известного мастера японской архитектуры Кисё Курокавы и является примером самобытного архитектурного течения «метаболизм», возникшего в Японии в 1950-х годах. В теории «метаболизма» архитектура сопоставляется с миром природы: здание не статично и подчиняется определенным стадиям развития, оно изменчиво - в нем присутсвуют постоянные конструкции и сменные модули, которые со временем могут быть заменены, подобно клеткам в живом организме.
Данное течение послужило реакцией на необходимость восстановления страны после Второй мировой войны, а у его истоков стоял известный архитектор Кэндзо Танге, руководивший работами по восстановлению Хиросимы. Идеи градостроительной теории «метаболизма» получили широкое распространение в Японии, подарив стране восходящего солнца по-настоящему необычную архитектуру, ярким представителем которой является жилая башня «Nakagin».
В 2022 году, спустя 50 лет после постройки, начался демонтаж здания. По задумке Кисё Курокавы, жилые модули должны были меняться каждые 25 лет, но этого так ни разу не произошло. Более того, за 50 лет серьезно износился каркас здания, из-за чего было принято решение о демонтаже башни. Однако, необычное здание будет частично сохранено: жилые модули обретут вторую жизнь в качестве экспонатов различных мировых музеях.
Национальный центр искусства и культуры Жоржа Помпиду в Париже, 1977 год
В первый год своего правления, президент Жорж Помпиду, как большой ценитель искусства, решил создать культурный центр на свободном участке в Парижском квартале Бобур. Объявленный в 1969 году Международный конкурс победила команда из трех молодых архитекторов: Ренцо Пиано, Джанфранко Франчини и Ричард Роджерс.
Официальная церемония открытия состоялась 31 января 1977 года. Смелый архитектурный образ здания и его габариты вызвали бурю негативной критики, так как здание Центра Помпиду сильно отличается от остальной архитектуры квартала, а его размеры оказались просто огромны для центра Парижа (166х60х42м).
Несмотря на неоднозначные оценки современников, Центр Жоржа Помпиду стал одной из визитных карточек города и является третьей по посещаемости достопримечательностью Парижа после Лувра и Эйфелевой башни, а само здание до сих пор является одним из лучших примеров сразу трех архитектурных направлений: брутализма, структурного экспрессионизма и постмодернистской архитектуры.
Здание Института арабского мира в Париже, 1987 год
Цель создания Института арабского мира в Париже заключалась в основании научной организации, занимающейся изучением культуры Ближнего Востока, а также расширением и укреплением связей между Францией и арабскими странами.
Здание было построено по проекту Жана Нувеля, признанного лучшим в рамках проводимого конкурса: архитектору удалось создать архитектуру, объединившую культуру Востока и Запада.
Южная стена здания состоит из 240 алюминиевых панелей с титановыми диафрагмами, реагирующими на изменение дневного освещения. Светочувствительные элементы имитируют арабские орнаментальные мотивы, а проходящий сквозь них свет создает интересные геометрические узоры в интерьере здания. Помимо эстетического эффекта, фасад способен регулировать освещение интерьеров за счет сужения и расширения диафрагм, что делает его эффективным с точки зрения контроля микроклимата внутренних помещений.
Строительство объекта проходило при сотрудничестве Франции и 18 стран арабского мира. Использование высокотехнологичных светочувствительных элементов на фасадах сделало его уникальным для своего времени: здание института арабского мира в Париже является одним из первых примеров воплощения кинетических фасадов, навсегда записав Жана Нувеля в историю архитектуры Хай-Тека.
Пожарная станция на кампусе Vitra, 1993 год
После пожара, случившегося в 1981 году и уничтожившего более половины производственного фонда Vitra, советом директоров компании было принято решение отказаться от строительства стандартных конструкций в пользу выдающихся архитектурных сооружений. С этого момента началось сотрудничество Vitra со всемирно известными архитекторами.
Здание пожарной станции на кампусе Vitra стало первым в мире реализованным проектом архитектора Захи Хадид. Агрессивные и радикальные образы в ее проектах, вдохновленные русским авангардом, в особенности Казимиром Малевичем, принесли ей признание уже в 1970-х годах. Но ее стиль на бумаге считался слишком «острым» для применения в действительности и трудноосуществимым с конструктивной точки зрения. Компания Vitra первой доверилась мастеру деконструктивизма и пригласила Хадид для создания знакового объекта на территории своего кампуса.
Пространственная композиция пожарной станции, сложенная из остроугольных форм, создает ощущение перехода статических элементов в движение, что делает постройку похожей на «застывший взрыв».
Эффектное здание дало начало множеству реализаций проектов Хадид по всему миру и позволило ей внести неизмеримый вклад в развитие архитектуры, за что в 2004 году Заха Хадид получила «архитектурный Оскар», - Притцкеровскую премию. Это событие сделало ее первой в истории женщиной, удостоенной данной награды.
Здание музея Гуггенхайма в Бильбао, 1997 год
Набережная реки Нервион, на которой сегодня распологается здание музея Гуггенхайма, еще тридцать лет назад служила портом для торговых судов. В начале 90-х мэрия города Бильбао приняла решение о ревитализации этого пришедшего в упадок района города. Фрэнк Герри - автор выигравшего архитектурный конкурс проекта, будучи вдохновленным историей порта, заложил в основу концепции образ разбитого корабля, собранного заново. Такой подход к формообразованию здания является лучшим примером воплощения теории деконструктивизма.
До сих пор здание вызывает неисчислимое множество ассоциаций у посетителей Бильбао: кто-то называет его космическим кораблем, кто-то артишоком и даже «реинкарнацией Мерлин Монро в мире архитектуры». Одно остается неизменным - архитектура Фрэнка Герри не оставляет равнодушным. Причем мнения о его постройках одновременно могут быть самыми восторженными из-за эффектности зданий и резко осуждающими из-за отсутствия малейшей рациональности в планировочных решениях.
Благодаря оригинальной архитектуре, здание музея Гуггенхайма стало визитной карточкой города, ежегодно привлекая в Бильбао больше миллиона туристов со всего мира. Осмысляя подобный эффект, исследователи даже ввели термин «эффект Бильбао», которым теперь характеризуется феномен стремительного роста популярности города за счет создания на его территории необычного архитектурного объекта.
Обязательно прочитайте интересную статью про «эффект Бильбао».
Столпы мировой архитектуры
Кажущиеся с первого взгляда недружелюбными - как капсульная башня «Nakagin», излишне брутальными - как центр Помпиду и даже нарочито агрессивными - как пожарная станция Захи Хадид, приведенные в статье здания являются общепризнанными иконами мировой архитектуры. И даже потеряв во многом свою актуальность из-за смены парадигмы в зодчестве и из-за банальной изношенности конструкций и фасадов, эти проекты послужили фундаментом для дальнейшего развития многих архитектурных теорий и стилей, создав современные образы наших с вами городов.
Вам понравилась статья?
Обязательно напишите об этом в комментарии. А может быть вам будет интересно узнать о приведенных в статье архитектурных стилях? Расскажите об этом!
Следите за последними трендами в архитектуре и изучайте интересные проекты вместе с нами. Подпишитесь и поставьте лайк этой статье!