Недавно наш корреспондент Екатерина Шахаева побывала на форуме-фестивале «Особый взгляд» в Санкт-Петербурге. Там она получила новый опыт: общалась с режиссерами, актерами, продюсерами из разных городов нашей страны, которые занимаются инклюзивным искусством и социальным театром.
Молодой журналист была на мероприятии в качестве обозревателя и через свое перо и объектив камеры, конечно, принимала участие в круглых столах и воркшопах, с любовью рассказывала о нашем регионе и людях, в нем проживающих.
...Одноразовые стаканчики — тождественны. Неважно, чем их наполнить — они так же смогут входить друг в друга, быть одинаково пластмассовыми и иметь стандартную форму. А если взять эту метафору и применить к человечеству, то откроется, что все люди разные, каждый— оригинальная ваза или кувшин, чаша или бокал.
У нас разные привычки, мимика и характер. Мы не похожи, мы — самоценны. То есть у каждого свои особенности: у кого-то внешние, у кого-то — внутренние. Но особенные мы все. И самая великая ценность мира — люди и их разность.
Осознание этого пришло на уникальной площадке, посвященной социальному и инклюзивному искусству, — форуме-фестивале «Особый взгляд» в Санкт-Петербурге. Из названия мы понимаем, что это место для диалога, разных мнений, а еще для объединения неравнодушных людей в одну движущую силу, способную сформировать открытое инклюзивное общество.
Посмотреть множество спектаклей, посетить лекции, круглые столы и мастер-классы, принять участие в каждом мероприятии на форуме — всё это нужно было успеть участникам за четыре дня. А кому-то даже представилась возможность прямо в центре Петербурга, в Александринском театре, оказаться в лесу, побродить среди многовековых сосен и напиться студеной водицы из стремительно бегущего ручья.
Речь об этническом спектакле «Чеберина и Ягпери».
Постановка с закрытыми глазами: у гостей темные повязки, позволяющие абстрагироваться от суеты и проблем, погрузиться в атмосферу звуков и прикосновений. Всех зрителей поставили в круг. Темно. И вот неведомая сила ведет их босиком по земле, а воздух в этом месте наполнен ароматами разнотравья, лица присутствующих ласкают колосья и ветки, встречающиеся на пути. В какой-то момент появляется абсолютная уверенность, что ты на самом деле в лесной чаще, слышишь щебет птиц, чувствуешь легкий ветерок и ощущаешь даже дождь на своей коже и одежде, но на самом деле весь этот спектр эмоций дарит слаженная работа театральной труппы. Они вовремя переставляют чаши с эфирными маслами, поочередно касаются людей побегами, дотрагиваются до зрителей в определенные моменты и ведут их за собой по искусственным коврам, которые на ощупь напоминают камни, траву и мох.
Спектакль с необычными яркими персонажами и динамичным действием погружает в мир удивительных чудес и превращений, где господствуют природные стихии, духи, водяные и чудища. И, как водится в сказке, добро непременно побеждает зло, но прежде главной героине— красавице Чеберине, нужно отправиться в опасный путь и пройти множество испытаний.
Колдунья Гондыр-апай дает ей волшебный короб, который пытаются отнять духи леса. Но страшное чудище Ягпери приходит на помощь и помогает прекрасной Чеберине справиться с трудностями и пройти все испытания: побывать у хозяина воды Вукузе, попросить помощи самого Кылдысына — хозяина земли, и отправиться к великому Инмару — богу солнца. В конце концов девушке удается исцелить матушку и найти свою любовь.
Автор музыки и слов Аида Фаттахова и режиссер Любовь Аюпова вместе с юными актерами из театра «Балаганчик» и инклюзивного театра «Надежда» создали поистине уникальное представление, воздействующее на все органы чувств, кроме… зрения. И зрители в восторге, многие выходят из зала со словами: «Я так хорошо отдохнул!», «Мне хотелось лечь на траву и смотреть в небо, и больше ничего…»
Жизненное кредо и театр
— Как же появился синтез инклюзивного театра кукол и детского театра? — задаем вопрос режиссеру Любови Сергеевне Аюповой.
— Театр «Балаганчик» — мое детище на протяжении 30 лет, а в «Надежду» однажды пригласили поставить детский спектакль «Жил-был цыпленок». Теперь у нас много совместных проектов, и обязательно будут еще. Изначально мне было страшно, потому что не имела опыта работы с нетипичными детьми. Думала: как я скажу, если он не слышит? Или как покажу, если ребенок не видит? Но потом все сомнения рассеялись, я поняла, что это — обычные дети, которых нужно просто любить. Они очень открыты миру. Иные из них в 18 лет воспринимают мир как трехлетки, и это хорошо. Они доверяют и акцентируют внимание на хорошем. Именно здесь и происходит обмен энергиями.
— А вообще, зачем вы углубились в инклюзивное искусство?
— Я просто пробую работать в разных направлениях. Как-то узнала, что существует музей, где посетители имеют возможность трогать экспонаты, нюхать их, а еще все экскурсии там проводятся в полной темноте. Было решено построить спектакль на таких эффектах. Большим плюсом для ребят стало оттачивание партнерских навыков, ощущения чувства локтя, ведь им следовало научиться ходить и двигаться бесшумно, чувствовать тактильно другого человека, улавливать эмоции зрителей. После каждого спектакля мы делаем для себя обзор, что получилось, а что — нет. Одни говорят: «Нам бы хотелось, чтобы вы нас больше трогали, брали за руки», другие: «Так страшно, надо осторожнее». Люди настолько разные. Многие боятся нового опыта.
— Почему взяли этническую тему?
— Мы живем в Удмуртии. У нас такая прекрасная природа и история. А также уже была написана пьеса в стихах. Там такой красивый колоритный язык, что, прочитав, я поняла: нужно ставить!
— Кто ваши зрители?
— Чаще всего это дети. Но работаем и с родителями тоже. У нас даже был коллектив детей и взрослых. Это был интересный опыт.
— Как изменилась ваша жизнь после того, как осознали: нужно идти к инклюзивному обществу, начиная с себя?
— Благодаря ребятам я стала более открытой. Глядя на их самоощущение и чувство ритма жизни, начинаешь относиться проще ко многим вещам: к физическому недомоганию, к каким-то внутренним проблемам. А еще открываешься миру. Ведь они открыты ему, доверяют всем, они мне доверяют. Работа — это моя жизнь, потому что я посвятила всю жизнь сцене: сначала была актрисой, потом создала собственный театр. Многие мои воспитанники— одаренные художники, актеры и режиссеры.
— Словом, вы проросли в своих учениках. Что чувствуете, когда понимаете, что ваши знания ребятам пригодились на практике?
— Я вообще очень рада за них и горжусь ими. Рада, что они нашли себя в жизни, что они творчески наполнены. Они — жизнеустойчивые люди, которые хотят творить.
— Что в планах?
— Планируем с «Надеждой» еще один совместный спектакль — «Сказка о царе Салтане». Это будет песочное шоу, созданное девочкой, которая не слышит. Мои ребята будут совершать различные действия, играть роли, а она — демонстрировать волшебство из песка…
— Основной посыл вашего творчества?
— Театр — это маленькая жизнь, своеобразная проба себя. Не знаю, кем станут мои ребята, главное для меня, чтобы они остались замечательными людьми.
— Спектакли — это возможность и способ поговорить со зрителями. О чем сейчас важно разговаривать?
— Стараюсь больше говорить о доверии и красоте, о дружбе и мире. Негатив не нужен детскому театру. Мне кажется, я прошла путь болевых точек, не нужно свой опыт и мироощущение переносить на ребят. Пусть они растут счастливыми.
Про душевную работу и мечту
Хочется познакомить читателя с самым младшим участником фестиваля «Особый взгляд» — Софией Крафт. Ей 12 лет. И она была моим проводником во время этнического спектакля с закрытыми глазами «Чеберина и Ягпери». Соня из Ижевска, она занимается в детском образцовом театре«Балаганчик».
Маленькая артистка покорила мое сердце с первого дня нашего знакомства. Живая, позитивная, добрая, талантливая, мечтающая, девочка рассказала, что для нее театр:
— Я хожу сюда уже пять лет, и мне очень нравится. Когда смотрю спектакли, нравится погружаться в энергетику, когда я на сцене — нравится переносить зрителей в эту энергетику, чтобы они прочувствовали то, что мы чувствуем, доносить до них важное. Интересно пробовать себя в роли не только какой-то миленькой девицы, но и злой бабки.
— Что ты в себе открываешь, когда ты злая бабка?
— Мне нравится на всех кричать. (Cмеется.) Я мечтаю стать режиссером. Сейчас ставлю свой первый спектакль «Цветик-семицветик». Жанр — сон, Любовь Сергеевна мне немного помогает. К середине лета, думаю, он будет уже готов.
…Хочется отметить, что особенные люди имеют свойственный только им тип восприятия окружающей действительности, исключающий условности и правила поведения, порождаемые социумом. Восприятие удивительно простое, чувственное, эмоциональное. Творчество в данном случае — мостик в мир, возможность социализироваться и даже трудоустроиться. Эти и многие другие проблемы ставит перед собой форум-фестиваль «Особый взгляд». И пытается их осознать и решить…
Подготовила
Екатерина ШАХАЕВА
Фото из архива фестиваля