Великая история — забыла фигуру Эриха Людендорфа. Однако сто лет назад его имя вызывало всеобщий страх. Он казался более опасным человеком, чем любой политик или военный в недавно побежденной Германии.
Пропаганда союзников во время Первой мировой войны называла его одним из "ужасных Диоскуров". Американская пресса в начале 1920-х годов называла его "самым опасным человеком в Германии".
Кто был генералом с такой грозной репутацией? Почему его боялись, и какое влияние он оказал на бурную политику межвоенного периода?
Отец немецкого поражения
В начале Первой мировой войны 49-летний Людендорф был полковником и занимал должность заместителя начальника штаба 2-й немецкой армии.
Его карьера, и без того яркая, резко ускорилась после того, как он внес свой вклад в славные победы при Льеже и Танненберге.
В 1916 году Людендорф был произведен в генералы и стал главным квартирмейстером. Он отличался энергией, драчливостью, а также обладал значительным политическим аппетитом и способностью к интригам.
Все эти качества сделали Людендорфа одним из самых важных людей в Германии. Он принадлежал к небольшой группе военных, которые на практике захватили контроль над страной.
Его деятельность оказала огромное и однозначно негативное влияние на ход конфликта. Когда поражение Германии было уже неизбежным, главный квартирмейстер упорно скрывал правду о ситуации на фронте, заманивал политическую элиту эвфемистическими заверениями и затягивал переговоры так долго, что на столе оставался только вариант полной, безоговорочной капитуляции.
Миф о ноже в спину
Кампания лжи была прелюдией к большому обману, в продвижении которого Людендорф также охотно участвовал. Именно он помог создать основополагающие мифы самых экстремальных и ненавистных политических движений межвоенной эпохи.
Продолжая свою риторику военного времени, он утверждал, что немецкая армия никогда не была по-настоящему побеждена и что капитуляция была результатом "удара в спину" со стороны закулисных интриганов и враждебных государству социальных или национальных групп.
Такие лозунги были призваны снять ответственность за поражение. Однако их роль оказалась гораздо более масштабной.
Ложь и перевороты
Людендорф, всегда циничный и эгоистичный, бежал из страны осенью 1918 года. До начала 1919 года он оставался в Швеции. Только убедившись, что его не привлекут к ответственности, он вернулся в Берлин.
После своего приезда Людендорф предпринял усилия, чтобы вернуться к власти. Необходимой прелюдией было свержение нового, республиканского германского рейха.
Речь шла не только о физическом захвате власти, но и о делегитимизации Веймарской республики в глазах ее собственных граждан, представляя ее как государственное творение, рожденное в результате предательства.
Хотя бывший квартирмейстер лично не изобрел миф о "ноже в спине", он оказал огромную помощь в его распространении. Он также охотно поддерживал крайне радикальные, националистические и антисемитские движения. Он участвовал в неудавшемся путче Каппа в 1920 году и в Мюнхенском путче нацистов в 1923 году.
Руководство для "коричневой войны"
В кругах НСДАП Людендорф был авторитетом. Хотя пути его и Гитлера со временем разошлись, будущий диктатор постоянно вдохновлялся взглядами и лозунгами "ужасного Диоскура".
Самая известная и противоречивая книга Людендорфа "Тотальная война" — это почти учебник нацистского подхода к военному делу.
Стареющий генерал утверждал, что война является главной целью Германии, и что все ресурсы государства и сила нации должны быть сосредоточены на бесконечных завоеваниях.
Каковы были последствия реализации такого видения на практике, Людендорф так и не увидел. Он умер от рака печени менее чем за два года до начала Второй мировой войны.