Всем привет. Совсем недавно я узнал, что 1 июля 2022 закрывается троллейбусная система города Белгород. В этом году системе должно было исполниться 55 лет.
Как говорят, причиной закрытия является изношенность техники и отсутствие финансирования на её восстановление.
На данный момент сейчас в Белгороде только 3 маршрута из 21 ранее имевшихся. Длина сети 100 км, число троллейбусов 69. И эти показатели снижаются.
Обслуживается троллейбусным депо ООО "Белгородский Электрический Социальный Транспорт" (ООО "БЭСТ")
Ежедневный объём перевозок - около 70 тысяч человек.
До 2018 года система охватывала не только Белгород, но и посёлок Майский в Белгородской области.
Эксплуатация первых трёх машин Белгородского троллейбуса началась 3 декабря 1967 года. Маршрут №1 проходил от депо до Ж/Д вокзала. Троллейбус с № 01 купили на средства от сданного металлолома, собранного учениками школы №17 города Белгород.
Источник: https://transphoto.org/photo/1075928/?vid=133915
Водителей пригласили из Харькова. На тот момент длина контактной сети составляла 15 км, поездка стоила 4 копейки. Через пару месяцев в Белгород прибыли ещё 12 троллейбусов ЗИУ-5, а за руль сели первые белгородские водители.
В 1968 году с 5:00 утра до 1:00 ночи ездили 50 троллейбусов, также был дежурный троллейбус.
Ближе к 1980 году а парк стал обновляться машинами семейства ЗИУ-9.
Источник: https://transphoto.org/photo/305730/?vid=132071
Именно они возили жителей в новые кварталы города, которые проектировались с обязательным условием появления здесь нового маршрута. В восьмидесятые в областном центре был 21 маршрут, на который выходили больше 150 машин. В работе троллейбуса участвовало тысяча человек.
В 1985 году было принято решение о строительстве линии в посёлок Майский.
С момента своего запуска пригородный маршрут № 15, который следовал от Стадиона до посёлка Майский, он стал не только самым длинным маршрутом в городе, но и вторым по длине троллейбусным маршрутом пригородного сообщения в СССР, после линий Ялта-Алушта-Симферополь. На секундочку, длина маршрута Ялта-Симферополь составляет 86 км.
С момента запуска лень обслуживали четыре машины с интервалом движения 15-25 минут, ежедневно. В середине девяностых годов на линии стали работать уже три троллейбуса, однако движение по-прежнему оставалось интенсивным и востребованным, особенно в летние месяцы. До 2002 года линию обслуживали 3-4 троллейбуса с интервалом 25-30 минут.
Начиная с 2002 года количество машин начало сокращаться до 2-3 в день, а начиная с 2006 года до одной машины по расписанию 5 раз в сутки.
В 2011 году система Белгородского троллейбуса перевезла около 68 млн пассажиров.
С июля 2012 по октябрь 2013 на пригородный маршрут 15 троллейбусный подвижной состав не выходил. Таким образом, 8км участок более года был без троллейбуса. Вместо троллейбуса на маршрут выходили автобусы. С 10 октября 2013 по 15 июля 2014 года по будням работали троллейбусы. С 22 июля 2014 года данный маршрут был переформирован в автобусный маршрут 151. С января 2017 года автобусы прекратили движение по данному маршруту.
В январе 2016 года проходил тестирование троллейбус На автономном ходу, однако от закупки отказались.
В 2016 году были убраны 5 маршрутов, один сокращён до двух машин в будни и одной в выходные.
31.12.2016 впервые за всю историю ни один троллейбус не вышел на линию.
В апреле 2018 года начался демонтаж всей линии до Спутника. На сентябрь 2018 года контактная сеть от Спутника до Майского полностью демонтирована, что свидетельствует о полном фактическом закрытии маршрута 15.
8 мая 2019 года компания Перевозчик, занимающийся обслуживанием троллейбусов и перевозками пассажиров, в связи с многомиллионами долгами была признана банкротом.
18 июня 21 года мэр города объявил, что троллейбус исчезнет с улиц города примерно в 2022 году и будет заменён на автобусы или электробусы.
В начале июня 2022 года появилось объявление о закрытии сообщения 1 июля.
20 сентября 2018 года мэр города заявил, что от электротранспорта в Белгороде пора избавляться.
Это заявление вызвало протест со стороны жителей. После чего началась подготовка к акции "Троллейбус, живи" 28 октября 2018 года.
Цель акций заключается в том, чтобы привлечь внимание к проблемам электротранспорта и поиск путей их решения.
По состоянию на январь 2019 года проводились работы по обследованиям состоянием контактной сети и тяговых подстанций.
После завершения работ планировался всесторонний анализ и принятие решения о целесообразности их восстановления или демонтажа.
Как я уже говорил выше, в начале июня 2022 года официально объявлено о закрытии движения с 1 июля, однако дальнейшая судьба системы пока окончательно неизвестна.
Первоначально были официальные "предвыборные" планы развития сети:
- Поселок Северное
- Посёлок Дубовое
- Посёлок Разумное
- Стрелецкое сельское поселение
- Улица Красноармейская (короткий путь в обход Харьковской горы)
- Проспект Ватутина
- Район Старый город
- Район КАЦИ (Гриневка)
Однако позже от них отказались, несмотря на то, что именно такие планы развития одобряет население.
В качестве решения проблемы высоких издержек эксплуатации троллейбусной сети предлагается:
- Разделение автобусных и троллейбусных маршрутов
- Строительство перехватывающих парковок
- Использование электробусов с динамической подзарядкой во время движения через штанги, как у традиционного троллейбуса
Так что, троллейбусная система города Белгород с 1 июля 2022 навсегда уйдёт в историю