3,8K подписчиков

"Мохаве" (2015, Mojave), триллер Уильяма Монахана: 'Как знать?' (Que sais-je)

У "Мохаве" (Mojave) низкий рейтинг на КиноПоиске и нет ни номинаций, ни наград, его даже списки обошли. И это пример того, что номинации и награды являются не первым фактором для оседания фильма в личной коллекции.

Премьера фильма состоялась на Tribeca Film Festival 18 апреля 2015 года. Фильм был выпущен на DirecTV Cinema 3 декабря 2015 года (на стриминговом сервисе), а 22 января 2016 года был выпущен ограниченным тиражом компанией A24. Для меня премьера была в декабре 2021 года, и я периодически возвращаюсь мысленно к сюжету и диалогам.

Сюжет триллера "Мохаве" (Mojave)

Томас (Гаррет Хэдлунд), успешный голливудский сценарист и кинорежиссёр, приходит в себя после ночной вечеринки. У него сильное похмелье после пьянки, а его "подружка" отсыпается в постели, несмотря на восход солнца.

Том решает сбежать от всего этого, отправившись в пустыню на своём джипе с водкой и в поисках уединения. В пустыне он сталкивается с неожиданным антагонистом, бродягой по имени Джон "Джек" Джексон (Оскар Айзек). Их встреча заканчивается ссорой.

Чем мне симпатичен триллер “Мохаве”

Меня фильм заинтересовал прежде всего Оскаром Айзеком, которого я безмерно ценю как большого артиста. Он во всех своих героях и персонажах находит такие стороны и так их высвечивает, что делает образ запоминающимся, он словно читает сценарий между строк и вдыхает в слова жизнь, потому его Джек (в данном конкретном случае) получился живее, чем главный герой – творческий Томас.

Потом мне было интересно посмотреть на ушедшего в изгнание современного творца. В этом я увидела отсылку к Полю Гогену, чьё творчество мне очень нравится. Хотя в фильме нет ни единого прямого упоминания знаменитого французского живописца, но очертания чувствуются. Они есть отчасти в Томе, отчасти в Джеке.

Поль Гоген уехал на остров Таити. При этом он не собирался бросать живопись, несмотря на то, что его картины нравились только его друзьям, а жена просила перейти работать в банк. Он получал копейки за расклеивание афиш, и понимал, что из Парижа нужно уезжать. Он знал, что такое нужда и сколько времени и энергии отнимают поиски пропитания. В "Мохаве" (Mojave) нет речи о нужде в деньгах и пропитании. В фильме есть мысль о поиске себя, обращении внутрь, потому Томас, успешный голливудский кинорежиссёр, выбирает пустыню для временного отключения от суеты внешнего мира. Пустыня как метафора своего внутреннего пространства, где нужно побыть (в тишине и покое), чтобы найти новые ресурсы для творчества.

Поль Гоген – дикарь, противоречивый, амбициозный, дерзкий человек. Яркий пример следования за своим призванием. В "Мохаве" Джек исполняет роль второй стороны художника/творца Тома. Джек явился в пустыне Томасу, он словно внутренний голос стал с ним говорить и задавать ему вопросы. Джек – это беспокойная душа художника, но и просто в целом беспокойный дух, толкающий художника на “безумства”.

Есть ещё один момент, касающийся Поля Гогена, который я могу привести. Но он не обязателен, и может быть просто притянут за уши, но всё же. На некоторых гравюрах Гогена стоит автограф PGO. Возможно, это из матросского жаргона, pego, значит “пенис”. В "Мохаве" есть символ – “крестик в круге” на прикладе винтовки. Здесь он имеет определённый смысл, но я решила запараллелить его и с PGO.

Поль Гоген был противоречивым гедонистом – он хотел разбогатеть, но отвергал коммерцию и занимался тем, что не приносит ему ни славы, ни гроша. Но живопись и дикарский образ жизни, к которым он без оглядки бежал через весь цивилизованный мир, приносили примитивное удовольствие. Под “примитивным” он подразумевал: естественный, незамутнённый буржуазными ценностями. В "Мохаве" Джек, по-моему, воплощает в Томасе эту его гогеновскую часть. То, как Том не живёт, Джек так существует.

Кстати, Оскар Айзек и Гаррет Хедлунд прежде уже работали вместе – в проекте братьев Коэн “Внутри Льюина Дэвиса” (Inside Llewyn Davis). В 2019 году Оскар и Гаррэт сыграли снова вместе в боевике “Тройная граница” (Triple Frontier) режиссёра Джей Си Чандора.

Разбор триллера "Мохаве"

Две трети повествования в "Мохаве" режиссёра Уильяма Монахана проходят лицом к лицу между голливудским деятелем Томасом (Гаррет Хедлунд) и бродягой Джеком (Оскар Айзек). Джек Айзека спрашивает, выяснил ли уже его противник, кто из них плохой парень.

Джек с первой встречи заваливает Томаса “простыми” вопросами, на которые приходится очень долго искать ответ. Порой ответы так долго не приходят на ум, что забываются поиски, и на самоопределение уходит незаметно вся жизнь.

Их встреча начинается с вопроса Томаса, адресованного Джеку: "Ты кто?"

- Ты кто? Греческий вопрос, брат. Обязательная программа – откуда ты, куда идёшь и кто ты? (отвечает Джек)

- Никто в общем-то.

- Но в целом ты кто-то. Спроси у кого хочешь. Болтать ты не любишь, уважаю.

И звучит ещё более провокационная и раздражающая мысль: “Оно того стоит – быть тем, кто ты есть?!” Приходится углубляться в свои корни, задаваться вопросами и подвергать сомнению выбранную дорогу. Джек заставляет Томаса копаться в себе, собственно для того он и сбежал в пустыню – “старая традиция, люди идут в пустыню, чтобы проверить себя”.

Это фильм, который мог бы стать “спектаклем на двоих”, но Уильям Монахан (который также написал "Отступников"/The Departed, 2006) считает нужным ввести горстку других персонажей. И всё же именно противостояние между двумя мужчинами срабатывает здесь лучше всего. Это две стороны одной медали. Соединение черт одного художника в двух персонах.

Оба образованные и начитанные – Джек Оскара Айзека приправляет свою беседу цитатами, – и их беседы нацелены на философские спарринги, хотя, по правде говоря, они ни к чему хорошему не приводят. Томас Гаррета Хедлунда построил себе карьеру, а бродяга Айзека – нет. Джек почти ничего не делает, хотя и претендует на моральное превосходство, вслух удивляясь, скольким людям Том наступил на пятки, прокладывая себе путь наверх.

Эта сцена из второй половины фильма. Уже Томас приобретает черты Джека - у него вид бродяги, отросшие волосы, Джек же стал похож на продюсера, у него ухоженный вид и строгий взгляд
Эта сцена из второй половины фильма. Уже Томас приобретает черты Джека - у него вид бродяги, отросшие волосы, Джек же стал похож на продюсера, у него ухоженный вид и строгий взгляд

Наличие других действующих лиц можно объяснить как придание контекста основной сюжетной линии. Безумие кинобизнеса олицетворяет продюсер Норман в исполнении Марка Уолберга, который проводит всё своё время в синем халате и в валеночках Ugg. А агент Джим в исполнении Уолтона Гоггинса щеголяет в белом костюме-тройке, без носок и в тёмных очках. Их сцены заметно отличаются по тону от остальной части фильма, фарсовые до мультяшности.

Оператор Дон Дэвис снимает прямо на солнце, чем создаёт ощущение сухости и жары, чтобы и зритель мысленно оказался в пустыне и почувствовал жар на коже. Поскольку сюжет фильма сводится к тому, что два мужчины, по сути, воплощают две стороны одного человека, то оператору следует пожать руку, как в одном из моментов он это тонко иллюстрирует.

Он сделал аккуратно свою операторскую работу, связанную со сходством между героем Хедлунда и персонажем Айзека. Мы наблюдаем, как они оба прибывают – по отдельности – в дом. В один момент мы видим Джека в рамке окна, а в следующий – почти идентичный кадр, но с изображением Томаса.

Встреча в доме, сцена в которой оператор показывает две стороны одного человека
Встреча в доме, сцена в которой оператор показывает две стороны одного человека

Главной силой фильма является Оскар Айзек. Он блестяще исполняет свою роль, привлекая внимание своими размеренным поведением, ледяным взглядом и плохо замаскированной угрозой. У него же и наибольшее количество отличных броских реплик и сцен.

***

  • Вот он на пути в Лос-Анджелес, всё ещё щеголяющий своими длинными волосами после пустыни. Пожилая пара отказалась подвезти его. Когда они отъезжают, он бормочет: “Я бы тоже не стал меня подвозить”.
  • Вот он крадёт маленькую собачку, с которой ведёт непрерывную и весьма занимательную одностороннюю беседу.
Джек со своей "собеседницей"
Джек со своей "собеседницей"
  • Вот Джек в доме мужчины, у которого он забрал собачку. Он ведёт себя как хозяин, ничуть не смущаясь, что он тут не хозяин и впервые в этих стенах. Джек воспользовался компьютером хозяина, объяснив собачке: “Интернет – это как заноза в заднице, братишка. Но если не давать ему занимать слишком много места в жизни, то он становится просто инструментом”.
  • Вот Джек ничуть не смущается перед домработницей. Он отвечает ей, что “хозяин в далёкой Франции”, а сам ДЖек при этом идёт купаться в бассейне, щеголяя розовыми плавочками.

***

Триллер "Мохаве" – сюрреалистичный, философский, болтливый за счёт обилия диалогов. Здесь нет ужасающего саспенса, который вроде как подразумевается преследованием Томаса со стороны Джека. Напряжение снимается именно необычными для триллера диалогами (они слишком юморные для этого жанра).

Оскар Айзек вытягивает этот фильм, он являет сочную вторую сторону обессиленного Голливудом художника. Томас хочет быть сильнее и выразительнее, как эта мятущаяся душа. Но сможет ли он с ней совладать?! Как знать? (Que sais-je)