Бесполезный. Спонтанный. Беспощадный эмоциональный шопинг. Это всегда про затыкание дыр в душе. Это про компенсацию и беспомощность, это таблетка, которая только снимает симптом и никогда не лечит.
Почитала ряд научных публикаций по этой теме и выделила три типа эмоций, которые чаще других сублимируются в желание что-то купить. Итак,
Состояние 1. Со мной что-то не так. Я ЧТО-ТО УПУСКАЮ!
Представьте рекламный плакат: симпатичные люди с упругой кожей, блестящими волосами, без видимых проблем, ипотеки и недосыпа сидят в чистой кухне со своими румяными детьми за нарядным столом, накладывают в тарелки золотистую курочку и... выдавливают, например, из упаковки майонез. Который, собственно, тут и рекламируют.
Метасообщение (= скрытый посыл) этого изображения – «Вот ЭТО – нормальные люди. Вот с ними (а не с тобой!) всё в порядке. Чтобы стать такими, как они, тебе нужно покупать правильные вещи. В частности, вот такой майонез. Этот майонез – то, что отделяет тебя от них».
Разумеется, это чушь. Даже если между вами есть какая-то принципиальная разница, она не в выборе майонеза, но триггер «со мной что-то не так» в маркетинге работает отлично.
Что важно, морковка будет висеть перед мордой осла ВСЕГДА. Годному маркетологу не составит труда ВСЮ ЖИЗНЬ держать аудиторию в состоянии «надо срочно купить вот эту вещь – и тогда я стану нормальным». Именно этот триггер поддерживает продажи, например, смартфонам iPhone, без него люди давно бы поняли, что их телефоны НЕ УСПЕВАЮТ устаревать за год.
Как распознать это состояние и как ему противостоять?
Во-первых, задать себе правильные вопросы перед покупкой:
Во-вторых, помнить, что с вами УЖЕ всё ок. А если нет, то покупка условного майонеза вряд ли поможет.
Кстати, триггер «со мной что-то не так» максимально эффективно работает в СОЦСЕТЯХ, ведь там свои красивые стороны подсвечивают не обезличенные производители майонеза, а настоящие живые тёплые человеческие люди, которым мы доверяем больше.
Состояние 2. Машка купила – значит, мне тоже надо!
Рынком управляет конкуренция. Но уже давно не между продавцами, как это принято было считать столетиями, а между П О К У П А Т Е Л Я М И.
Одна знакомая стабильно раз в 2-3 месяца мне звонила, чтобы узнать, что нового (какая техника, какая еда и одежда) появилось у меня в доме и какие я за это время купила/потребила услуги. Спустя несколько бесед я поняла, что нужна ей тупо как система координат: она себя в неё помещала и получала ответ на вопрос «я ок или я не ок? всё ли у меня есть из того, что купила Юля?». Её вопросы не вызывали во мне никакого отклика, а слушать в ответ, что купила она, мне было невыносимо скучно, поэтому я быстро и без сантиментов завершила наше общение, так и сказав: «Дорогая, ты супер, но мне нужно нечто большее, чем обсуждение тряпок, склянок, столов, диванов, помад и курсов🌝».
Как узнать, что вами движет конкуренция, и как это состояние купировать?
Задать себе вопрос: «А если бы Маша не купила этот крем/пылесос/посудомойку, я бы её захотела? Этот продукт мне правда нужен? Зачем?»
Состояние 3. «Большая дыра»
В отличие от предыдущих двух, с этой ситуацией вряд ли можно справиться самостоятельно.
«Большая дыра» – это когда в магазин вас регулярно (годами!) приводит серьёзная, невидимая невооружённому глазу проблема, которую давно пора отнести к психологу. Это состояние получает импульс изнутри (из прошлого), но извне он поддерживается тоже весьма активно.
Я, например, прямо сегодня в такси слышала по радио рекламу торгового центра, который без стеснения позиционирует себя как панацею от грусти и предлагает вам снять стресс и взбодриться так: «Шопинг – лучший допинг!»
Как понять, что вы затыкаете покупками большую дыру?
1. Дома ОЧЕНЬ МНОГО вещей, которые используются редко. Есть одежда, которая висит в шкафу новая, с бирками. Предметы никак друг с другом при этом не сочетаются, нет концепции, стиля и системы;
2. После покупки вы на несколько минут «веселеете», но потом возвращается знакомое гаденькое ощущение, что что-то глобально не так, пустота (боль, одиночество) не отпускают;
3. Вы регулярно покупаете вещи в кредит;
Если все три признака налицо, вам однозначно нужен профессионал, но вот и ХОРОШАЯ НОВОСТЬ: залатав дыру навсегда, вы решите такую гигантскую проблему, что избавление от спонтанного шопинга вам покажется по сравнению с ней плёвой побочкой. На той стороне терапии вас будет ждать и личностный, и карьерный рос, и повышение продуктивности и даже, возможно, встреча со своей второй половиной. Но сначала придётся пройти траты и боль)
Если разбор трёх опасных состояний вам откликнулся, обязательно прочтите одну из моих самых популярных статей: