Найти тему
Расхламление и минимализм

Три опасных состояния, которые приводят к покупке лишних вещей. Учимся распознавать и купировать ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ШОПИНГ

Оглавление

Бесполезный. Спонтанный. Беспощадный эмоциональный шопинг. Это всегда про затыкание дыр в душе. Это про компенсацию и беспомощность, это таблетка, которая только снимает симптом и никогда не лечит.

Почитала ряд научных публикаций по этой теме и выделила три типа эмоций, которые чаще других сублимируются в желание что-то купить. Итак,

Состояние 1. Со мной что-то не так. Я ЧТО-ТО УПУСКАЮ!

Представьте рекламный плакат: симпатичные люди с упругой кожей, блестящими волосами, без видимых проблем, ипотеки и недосыпа сидят в чистой кухне со своими румяными детьми за нарядным столом, накладывают в тарелки золотистую курочку и... выдавливают, например, из упаковки майонез. Который, собственно, тут и рекламируют.

Тут у нас просто утята, но вы поняли суть)
Тут у нас просто утята, но вы поняли суть)
Метасообщение (= скрытый посыл) этого изображения – «Вот ЭТО – нормальные люди. Вот с ними (а не с тобой!) всё в порядке. Чтобы стать такими, как они, тебе нужно покупать правильные вещи. В частности, вот такой майонез. Этот майонез – то, что отделяет тебя от них».

Разумеется, это чушь. Даже если между вами есть какая-то принципиальная разница, она не в выборе майонеза, но триггер «со мной что-то не так» в маркетинге работает отлично.

Что важно, морковка будет висеть перед мордой осла ВСЕГДА. Годному маркетологу не составит труда ВСЮ ЖИЗНЬ держать аудиторию в состоянии «надо срочно купить вот эту вещь – и тогда я стану нормальным». Именно этот триггер поддерживает продажи, например, смартфонам iPhone, без него люди давно бы поняли, что их телефоны НЕ УСПЕВАЮТ устаревать за год.

Очередь за айфонами, фото guides.ru
Очередь за айфонами, фото guides.ru

Как распознать это состояние и как ему противостоять?

Во-первых, задать себе правильные вопросы перед покупкой:

Во-вторых, помнить, что с вами УЖЕ всё ок. А если нет, то покупка условного майонеза вряд ли поможет.

Кстати, триггер «со мной что-то не так» максимально эффективно работает в СОЦСЕТЯХ, ведь там свои красивые стороны подсвечивают не обезличенные производители майонеза, а настоящие живые тёплые человеческие люди, которым мы доверяем больше.

Состояние 2. Машка купила – значит, мне тоже надо!

Рынком управляет конкуренция. Но уже давно не между продавцами, как это принято было считать столетиями, а между П О К У П А Т Е Л Я М И.

Источник: stuff.co.nz
Источник: stuff.co.nz
Одна знакомая стабильно раз в 2-3 месяца мне звонила, чтобы узнать, что нового (какая техника, какая еда и одежда) появилось у меня в доме и какие я за это время купила/потребила услуги. Спустя несколько бесед я поняла, что нужна ей тупо как система координат: она себя в неё помещала и получала ответ на вопрос «я ок или я не ок? всё ли у меня есть из того, что купила Юля?». Её вопросы не вызывали во мне никакого отклика, а слушать в ответ, что купила она, мне было невыносимо скучно, поэтому я быстро и без сантиментов завершила наше общение, так и сказав: «Дорогая, ты супер, но мне нужно нечто большее, чем обсуждение тряпок, склянок, столов, диванов, помад и курсов🌝».

Как узнать, что вами движет конкуренция, и как это состояние купировать?

Задать себе вопрос: «А если бы Маша не купила этот крем/пылесос/посудомойку, я бы её захотела? Этот продукт мне правда нужен? Зачем?»

Состояние 3. «Большая дыра»

В отличие от предыдущих двух, с этой ситуацией вряд ли можно справиться самостоятельно.

Источник: elle.ru
Источник: elle.ru

«Большая дыра» – это когда в магазин вас регулярно (годами!) приводит серьёзная, невидимая невооружённому глазу проблема, которую давно пора отнести к психологу. Это состояние получает импульс изнутри (из прошлого), но извне он поддерживается тоже весьма активно.

Я, например, прямо сегодня в такси слышала по радио рекламу торгового центра, который без стеснения позиционирует себя как панацею от грусти и предлагает вам снять стресс и взбодриться так: «Шопинг – лучший допинг!»

Как понять, что вы затыкаете покупками большую дыру?

1. Дома ОЧЕНЬ МНОГО вещей, которые используются редко. Есть одежда, которая висит в шкафу новая, с бирками. Предметы никак друг с другом при этом не сочетаются, нет концепции, стиля и системы;

2. После покупки вы на несколько минут «веселеете», но потом возвращается знакомое гаденькое ощущение, что что-то глобально не так, пустота (боль, одиночество) не отпускают;

3. Вы регулярно покупаете вещи в кредит;

Источник: infoforinvestors.com
Источник: infoforinvestors.com
Если все три признака налицо, вам однозначно нужен профессионал, но вот и ХОРОШАЯ НОВОСТЬ: залатав дыру навсегда, вы решите такую гигантскую проблему, что избавление от спонтанного шопинга вам покажется по сравнению с ней плёвой побочкой. На той стороне терапии вас будет ждать и личностный, и карьерный рос, и повышение продуктивности и даже, возможно, встреча со своей второй половиной. Но сначала придётся пройти траты и боль)

Если разбор трёх опасных состояний вам откликнулся, обязательно прочтите одну из моих самых популярных статей:

На сегодня всё, друзья. Да пребудет с нами сила чистоты, простоты, гедонизма и психического здоровья. До новых букв💚

#шопинг #покупки #потребляйство #осознанноепотребление #минимализм #расхламление #психологияженщин #гедонизм #базовыйгардероб #осознанность