Картина под названием "Грюнвальдская битва", несмотря на свой возраст, остаётся одной из самых популярных работ, что вышла из-под кисти польских художников. В ней Ян Матейко изобразил события Грюнвальдской битвы 1410-го года, а именно битву под Грюнвальдом, в которой войско Великого Княжества Литовского одержали победу над войсками Тевтонского Ордена.
Она была создана в тот период, когда Польша не имела своей государственности, характер картины был направлен на антигерманские мотивы, желание "национального возрождения" в то время, когда любые восстания, предпринимаемые поляками, жестоко душились. Чтобы поддерживать национальную идентичность, необходимо было обращаться к прошлому. В этих условиях "укрепляющая сердца" живопись и литература играли особую роль. Они подкрепляли национальное сознание и патриотические чувства. Эту функцию прекрасно выполняло полотно Матейко, которое иллюстрировало мысль о том, что при Грюнвальде именно нравственная сила превзошла мощь оружия противника. На картине отчетливо прослеживаются отсылки к библейской идее победы смирения над гордыней: тема Грюнвальда таким образом отлично вписывалась в универсальные категории борьбы добра со злом. Правда, по мнению автора) оказывалась на польской стороне: достаточно взглянуть на изображение смерти магистра Тевтонского ордена Ульриха фон Юнгингена (человек в львиной шкуре), который погибает от руки простого христианство воина.
Картина Матейко сыграла важную роль в том, что Грюнвальдской битве придают ключевое значение в польской национальной истории. Этому, безусловно, способствовало и литературное изображение Грюнвальда Генриком Сенкевичем в романе "Крестоносцы", который вышел в 1900 году.
В межвоенный период "Грюнвальдская битва" уже не была такой популярной, как раньше. Несмотря на это 1938 год, в котором отмечалось столетие со дня рождения художника, был объявлен годом Матейко. Возвращение интереса к картине и ее чрезвычайно бурные приключения связаны с историей Второй мировой войны, учитывая интересный исторический факт, который был связан с её существованием в этом периоде.
Во время Второй мировой войны существовала огромная опасность уничтожения этой картины, так как сам Геббельс распорядился уничтожить её, объявив награду в 10 миллионов марок за информацию о местонахождении полотна. И несмотря на высокую награду, никто даже не намекнул, где могла находиться картина.
Само полотно имело огромный размер - почти 10 метров в ширину, достаточно сложно было его спрятать, сохранив в удовлетворительном состоянии, однако всё прошло удачно. Оно была спрятана в одной из деревень под Люблином, за её сохранение жизнь отдали два польских художника, что участвовали в её сокрытии, что только укрепило патриотический статус данного полотна и усилило его антигерманский эффект.
Данную картину можно посмотреть, посетив постоянную экспозицию Национального музея в Варшаве, отдав за билет 20 злотых (примерно 250 рублей).
#польша #история #искусство #картина
Ставьте лайки, пишите комментарии. Буду рад узнать про то, какие темы будут вам интересны.