Найти тему
Издательство "Гангут"

Невезение вице-адмирала П.И. Ханыкова

Высадка английских войск в Голландии
Высадка английских войск в Голландии


1 сентября 1799 года
шипмастер Т. Петтель (Thomas Pettiel) из Або, следуя из Ревеля в Северное море, отметился на таможне в Хельсингёре, уплатив лишь «огневые деньги» (маячный сбор), поскольку груз (tropper, войска) пошлиной не облагался. На следующий день с тем же «грузом» и на том же маршруте отметились А. Ингман из Ловисы и К. Фр. Хильгрен из того же Або, а 9 сентября — еще три финских судна.
В статье о континентальной блокаде мы писали о перевозках войск через Зунд, отраженных в таможенных регистрах, но то были английские войска, плывшие в
1807 году вразумлять Данию, закрывшую Балтику для британских судов.
Теперь же речь шла о войсках России, которые направлялись
в Голландскую экспедицию. Клерки таможни грамотностью не отличались и писали имена и названия во множестве вариантов: tropper, trupper —
и открыто: russiske trupper
(русские войска). Регистры Зунда позволяют
не только дополнить описание масштабной экспедиции некоторыми важными деталями, но и представить одного из командиров десанта, вице-адмирала Петра Ивановича Ханыкова, с малоизвестной,
но интересной стороны.
Дело в том, что его имя появилось в регистрах еще в
1779 году, во времена, когда капитаны, носившие русские фамилии, ходили Зундом крайне редко, и в том году таких записей всего две. Понятно, что раз речь идет о таможенных журналах, то имеются в виду коммерческие рейсы,
но тут-то и сказывается российская специфика: имея весьма малочисленный торговый флот, страна вынуждена была привлекать
для коммерческих перевозок военные корабли. А для транспортировки войск приходилось арендовать торговые суда…
Итак, запись от
22 сентября 1779 года сообщает, что Peter Ivanowitz Hanikow шел из Петербурга в Лондон, везя 2500 пудов полосового железа и 1500 четырёхсаженных досок, уплатив пошлин и сборов 127 далеров
и 18 скиллингов. Да, железо и лес — обычные позиции российского экспорта. Но вел П.И. Ханыков не коммерческое судно, а фрегат.

Справка. Избрав карьеру военного моряка и став мичманом, П.И. Ханыков для морской практики служил в 1762– 1765 годах волонтёром
в английском королевском флоте, ходил в Америку и в Испанию. Вернувшись, участвовал в Морейской операции и в Чесменском сражении, а в
1772 году — в десанте контр-адмирала С.К. Грейга под крепостью Чесма. В 1778 году получил чин капитана 2 ранга и стал командиром 66-пушечного корабля «Твёрдый», а в следующем году —
32-пушечного фрегата «Наталия».
Интересно, как это с линейного корабля на фрегат? Проштрафился? Нет, скорее, наоборот, был облечен доверием. Фрегат он вел в Англию под купеческим флагом, а груз принадлежал барону И. Фридриксу — успешному протеже братьев Орловых, человеку энергичному
и предприимчивому, банкиру самой Екатерины II.
Сразу расставим точки над i и не будем возмущаться использованием боевых кораблей для перевозки частных грузов: иные времена, иные нравы. Тогда это было в порядке вещей. Но из-за множества пушек
и больших команд фрегатов и линкоров места для груза на них мало
и экономически сие невыгодно. Так, экипаж «Наталии» состоял из 199 человек — на купцах обходились в 4–5 раз меньшим. Да, матросам военного флота России жалованья в те времена не платили, но кормить, поить и одевать их приходилось, что вставало в копеечку.
Тогда и началась цепь невезений, коснувшихся самого Ханыкова, многих, связанных с ним, и даже державы. В Северном море фрегат неделю выдерживал под гротом и бизанью противный шторм и сел по вине лоцманов на мель, потеряв руль. Экипаж изо всех сил старался спасти
его, сбрасывая за борт пушки, станки, балласт и прочее, заделал повреждения, причиненные вырванным рулем, но вода всё прибывала,
так что команду пришлось свезти на берег, а корабль разбило волнами. Сведения об активности российского флота при Екатерине II
(и о разнице в уровне жизни населения России и Европы) возьмем из следующего источника.

Вице-адмирал П.И. Ханыков
Вице-адмирал П.И. Ханыков


Из работы А.П. Соколова «Летопись крушений и пожаров судов русского флота 1713–1853»

В том же году и в тот же самый день бывший с эскадрою в Немецком море корабль «Храбрый» потерял мачты и, укрывшись в Норвегии,
в гавани Эквог, близ Дернеуса, остался там зимовать; да из той же эскадры зазимовали в Копенгагене: корабль «Вячеслав», имевший повреждения, и транспорт «Кильдюин», конвоировавший корабль «Храбрый». Адмиралтейств-коллегия распорядилась, чтобы весною будущего года команда фрегата «Наталия» была перевезена
на наёмных судах только до Копенгагена, а оттуда отправилась бы на зимовавших там наших судах. По примерному исчислению, содержание за границею всех этих команд долженствовало обойтись в 50 156 рублей 90 копеек; более обыкновенного содержания, в своих границах,
на 43 079 рубля 15 1/2 копейки. Издержки же на перевоз команды фрегата «Наталия» до Копенгагена исчислены в 1500 гульденов,
а исправление корабля «Храбрый» — в 3882 рейхсталера.

Да, разница огромна, да, не повезло фрегату, его командиру — и барону, каковой лишился груза. Но Фридрикс об этом не узнал, померши аккурат в эти дни, 25 сентября 1779 года. Имя же Ханыкова в связи с Зундом всплывет еще не раз. Ибо Екатерина II интересы страны блюла, выдвинула смелую доктрину вооруженного нейтралитета, но соотношение сил на море понимала и в дергании британского льва за усы далеко не заходила. Более того, в мае 1795 года императрица, напуганная событиями
во Франции, повелела сформировать и немедля отправить в Англию эскадру из двенадцати кораблей, шести фрегатов и двух катеров.
Там эскадра поступила под начало адмирала А. Дункана и вместе
с английскими кораблями несла службу в Северном море. Совместные плавания принесли большую пользу, и
25 сентября командующий эскадрой вице-адмирал Ханыков писал Екатерине II: «При сем должен
я признаться, что соединение наше с англичанами было нам полезно,
ибо люди наши, ревнуя проворству и расторопности англичан
и стараясь не уступать им в том, как то: во взятии рифов, в прибавке и убавке парусов и во всем прочем столько изощрились, что то, что прежде у нас делалось в 10 или 12 минут, ныне делают они в 3 или
4 минуты»
.
Однако вскоре Екатерину II сменил Павел I, а поелику с Запада распространялись революционные идеи, то пресек импорт многих
книг и выезд молодежи за границу на учебу, закрыл частные типографии и запретил слова
«отечество», «гражданин», «клуб». Но с Англией дела шли хорошо, страны вместе боролись с революционной Францией, Лондон давал крупные субсидии на содержание русских войск в Европе — и перевез на своих транспортах большой русский десант в Голландию. Союзники желали отвоевать оную у французов. Так в Зунде снова появился флаг Ханыкова, а в регистрах за 1799 год — записи о перевозке русских войск.

Журнал "Гангут №121"/2021
Журнал "Гангут №121"/2021


Голландская экспедиция

Инициировав в
1798 году создание 2-й антифранцузской коалиции, Лондон оплатил посылку 35-тысячного корпуса А.М. Римского-Корсакова в Швейцарию, а в мае 1799 года предложил России совместно восстановить в Голландии власть Вильгельма Оранского. Колесо истории, смазанное субсидиями, вращалось быстро, и уже 11 (22) июня
в Петербурге подписали договор, согласно коему Англия оплачивала отправку эскадры адмирала Ханыкова, русского корпуса численностью 17,5 тыс. человек, его содержание, а также доставку на своих судах.

Из работы Д.А. Милютина «История войны 1799 года между Россией и Францией в царствование императора Павла I»
Субсидии Англии определены были следующим образом:
1) 88 000 фунт. ст.— на первые издержки снаряжения Русского корпуса;
2) 58 927 ф. ст. 10 шил.— на снаряжение Русской эскадры;
3) по 44 000 ф. ст. ежемесячно — на содержание сухопутных войск
с того времени, как они будут объявлены готовыми к амбаркации
и до истечения двух месяцев по возвращении их в Ревель;
4) по 191 642 1/5 ф. ст. ежемесячно — на содержание эскадры до самого возвращения ее в русские порты.
В том же договоре условлено было, на случай если бы русские войска
и эскадра оставались зимовать в Англии, что правительство английское доставит им удобные зимние квартиры и будет содержать их на том же самом положении, на каком была уже эскадра Макарова.
Еще до подписания упомянутого договора с англичанами, 3 июня 1799 года, дан был высочайший секретный рескрипт также и контр-адмиралу К.Е. Брейеру.

Из рескрипта контр-адмиралу К.Е. Брейеру от 3 июня 1899 года
Господин контр-адмирал Брейер. Для перевозу сухопутных войск
в секретную экспедицию указали Мы приуготовить из лучших шесть кораблей, в числе коих один госпитальной и четыре фрегата; корабли
же из эскадры адмирала Ханыкова, которые, поручая в команду вашу, повелеваем вооружить оные во всем по транспортному, сняв с нижнего дека пушки, матроз оставить столько, сколько необходимо нужно
к управлению парусами, а канониров для орудий верхнего дека; коль же скоро изготовлены будут, то и отправиться с оными для принятия войск в Рижской залив; по посажении коих во время плавания по делам сноситься во всем с прибывшим из Англии Великобританской службы капитаном Попгамом, имеющим полную дирекцию над сею экспедицией…
Продолжение статьи о невезении адмирала читайте позднее на нашем канале или в сборнике "Гангут №121" (2021 г.)

© Ю.В. Кирпичев
Перед Вами фрагмент статьи из сборника "Гангут №121"/2021
Ещё больше интересной информации и сами книги у нас в группе https://vk.com/ipkgangut

Друзья, если статья вам понравилась - поддержите нас лайком и/или репостом, напишите комментарий. Наш канал - молодой, нам очень важно ваше мнение и поддержка!