Каждый родитель мечтает, чтобы его ребенок вырос здоровым, счастливым и успешным в какой-либо области, а лучше сразу в нескольких. Чтобы его жизнь удалась, была, как минимум, лучше нашей, и вообще, чтобы всё плохое обходило его стороной. Звучит классно. Вот только, чтобы этого добиться, родителям нужно очень сильно постараться, вложиться в воспитание "на максимум". В нашем родительском понимании ребенок - это просто маленький человек, который в процессе жизни приобретает умения, навыки, знания. И отличается он лишь возрастом и отсутствием жизненного опыта. Но мы, родители, это понимаем, и, конечно же, всему его научим. Что тут сложного?
А сложного здесь масса: мышление ребёнка АБСОЛЮТНО другое. С рождением ребёнка в Ваших головах должна поселиться первая мысль: "Он другой, он думает не так, как я" Вот такой вот инопланетянин живёт рядом с Вами.
Сегодня мне хочется поделиться с Вами знаменитой периодизацией детства Д.Б. Элькони (знаменитый советский психолог и педагог, внёсший великий вклад в возрастную (детскую) психологию). Ориентируясь в "этапах детства", становиться намного проще осознавать "на что делать упор в воспитании моего ребёнка в данный момент". И чтобы эта мысль не ставила Вас в тупик, "жизнь с ребёнком" необходимо начинать с изучения возрастной психологии. В каждом возрасте будут 3 СВОИХ показателя: 1) Специфика отношений ребенок-взрослый 2)ведущая деятельность 3) основные психические новообразования.
1. Кризис новорожденности (от рождения до 2 месяцев) - этот период ещё называют 4 триместр беременности. Ребенка нельзя рассматривать отдельного от взрослого (матери) - они единое целое - мама - это мир, в котором ребенок "донашивается".
2. Младенчество (первый год жизни) - вся деятельность ребёнка направлена на эмоциональное общение со взрослыми. Ребёнку необходимо чувствовать, что значимый взрослый находится постоянно рядом, даёт внешнюю реакцию (эмоции), обеспечивает эмоциональный обмен. В этот период важно отражать все эмоции ребёнка, проявлять свои "с максимальным масштабом". Ребенок не понимает на сколько сильно ему больно, холодно, страшно. Это всё он считывает с реакции значимого взрослого.
3. Кризис первого года жизни - предметное общение и двигательная самостоятельность разрывает связь ребёнка и значимого взрослого. Ребёнок начинает "отдаляться физически" от родителя, передвигаться в пространстве, но при этом постоянно следит за тем, чтобы значимый взрослый был в поле зрения. Ведущая деятельность: предметно-манипулятивная (ребенок знакомиться с предметами окружающего мира, не используя при этом их по назначению). Новообразования: возникновение речи, ходьба.
4. Раннее детство (1-3 года) - формирование у ребёнка наглядно-действенного мышления - познание происходит в действии + ребенок начинает подражать значимому взрослому. Это тот период, когда ребенок "прощупывает и раздвигает границы". Именно в возрасте 2-3 лет необходимо начинать внедрять первые правила в доме - любой спектр правил ребёнок примет. Однако, важно понимать, что правила эти будут приняты, но не осознаны ребенком. Важность и значение он поймёт ещё далеко не скоро (спойлер: случится это только к 11 годам). В этот период потребность в телесном контакте важнее сна и еды. Ребенок уже знает, что Вы способным показывать эмоции, теперь он учиться проявлять их к Вам. Новообразования: формирование речи, выделение собственного "Я"
5. Кризис 3 лет - происходит распад "мы" - появляется "Я сам". О данном периоде я напишу отдельный пост, моя дочь сейчас прекрасно "создает примеры", с которыми я обязательно поделюсь:)
6. Дошкольное детство (3-7 лет) - период, в котором ребенок стремится к самостоятельности + у него появляется сильное желание быть включенным в жизнь окружающих людей. У ребенка начинают проявляться эмоции обладания и ревности (3 года), появляется желание ощущать собственную важность и значимость, он хочет, чтобы им дорожили (4 года), ребёнок начинает осознавать, что такое любовь: говорить о ней, рисовать сердечки и всячески выражать её (5 лет), к 6-7 годам ребёнок хочет быть познанным, делиться своими секретами мыслями и быть понятым. Ведущая деятельность: игра - подражание взрослым и воссоздание жизненных ситуаций, в которой у ребенка "роль взрослого". К тому же в этот период начинает проявляться продуктивная деятельность (рисование, лепка, строительство из конструктора, подручного материала и тд).
7. Кризис 7 лет - ребенок начинает осознавать себя, как отдельную личность, у него начинают формироваться самооценка, воображение, образное мышление, внимание. Ребенок начинает определять для себя "свою систему ценностей", выделять, что для него "хорошо", а что "плохо". Кризис 7 лет - очень важный этап в жизни ребенка, поэтому родители должны ответственно к нему подойди, а я хочу рассказать о нем отдельно.
8. Младший школьный возраст - ребёнок приобретает новую социальную роль - школьник. Его жизнь кардинально меняется, уровень стресса (особенно в первом классе) очень высок, при этом осознанность не сформирована до конца. Ребёнок "зависает в пространстве": к нему вдруг начинают относиться "по-взрослому", но ему ещё до сих пор больше нравятся игры с куклами, машинками, но и взрослым он хочет быть, только это так сложно. Важно в этом периоде заинтересовать ребёнка новым видом деятельности, проявляя при этом поддержку и принятие всех его поступков и мыслей. Ведущая деятельность: учеба. Новообразование: формирование словесно-логического мышления (ребенок начинает анализировать, рассуждать, делать выводы - но осознанность в этих выводах появится только к 11 годам)
9. Кризис 11-12 лет и подростковое детство - период, когда у ребенка возникает новый образ своего "физического", а в подростковом возрасте, "личностного Я". Эмоциональный фон не стабилен, начинается процесс полового созревания, появляется "чувство взрослости" - ребенку нужны новые границы со взрослыми. К 11 годам появляется осознанность, способность понимать пространственные, абстрактные объяснения, а также способность рефлексировать.
11 лет - это очень важный возраст в жизни ребенка. Это период, когда ребенку ЖИЗНЕННО НЕОБХОДИМО ЧУВСТВОВАТЬ ЛЮБОВЬ, он нуждается в эмоциональной подпитке. Для девочек и мальчиков это разный рубеж: в 11 лет у девочек появляется жажда повышенного внимания, ощущения значимости именно словесно (поддержка словами, проявление эмоций через слово). У мальчиков с 11 возникает потребность в эмоциональной поддержке через физический контакт (похлопывание по плечу, совместная физическая работа, мужские рукопожатия и т.д.) Форма разная, но суть одна: этот кризис необходим для того, чтобы ребенок осознал и заручился "эмоциональной поддержкой" значимого взрослого на всю жизнь.
Подростковый возраст - это особый период в жизни детей и их родителей. В Вашем доме в это время, тот милый "инопланетянин" исчезает, на его место приходит СОВЕРШЕННО другой ЧЕЛОВЕК, со своими ценностями и взглядами на жизнь.
О нём я буду рассказывать отдельно, и не один раз. Мои ученики сейчас активно входят в этот период, и, думаю, обеспечат меня жизненными примерами, вдобавок ко всем тем, что у меня уже есть))
В конце хочется ещё раз отметить, воспитание ребенка без понимания устройства его психики и потребностей в тот или иной период, никогда не даст Вам нужных результатов, Помните, в любом возрасте ребенок - это другой человек, который в первую очереди нуждается в Вашей ЛЮБВИ, а жизни он и сам прекрасно научится, есть будет знать, что Вы его самая надежная поддержка.