Первый курс.(ч2)
Учёба.
Со следующего дня после организационного собрания началась обычная повседневная учёба. Предстояло вникнуть в эту новую систему обучения после школы ну и заодно поближе познакомиться с однокурсниками, одногруппниками и понять для себя про них ху из ху. Прошло пару недель и всё встало на свои места. Конечно учеба была не похожа на ту, как всё это было в школе. Как я уже писал ранее, занятия шли парами два урока по сорок пять минут, будь то лекция, семинар или лабораторная работа. Расписание было известно и мы постепенно привыкали к этому ритму. За две недели удалось пройти полный цикл занятий по каждому предмету. Больше всего мне нравились лекции. На лекциях никого ничего не спрашивали, преподаватель все два часа рассказывал очередную тему, наше дело было всё это тщательно записывать. На лекциях по разным предметам было различное количество учащихся. Так например по Истории КПСС на лекциях присутствовал весь поток факультета, то есть три группы геофизиков, разных специальностей и геологи тоже из трех групп. На лекциях по физике и математике на занятиях были только геофизики из трех групп, у геологов был свой курс этих предметов и он с нашим не совпадал. Были предметы как в школе, где не было лекций и семинаров. Было что-то среднее, как например английский язык. Зато на таких предметах обычно группу делили на две части, что бы уменьшить количество студентов и больше уделить время каждому студенту. Больше всего видов занятий оказалось по физике. Тут были и лекции и семинары, где решали задачки и лабораторные работы. Изначально поступая в институт, я думал что тут будет больше свободы, не будет домашних заданий, можно будет при желании прогулять какой-нибудь предмет или целый день и вообще будет меньше строгостей. Но вышло совсем наоборот. В каждой группе был назначен староста, обычно из ребят старшего возраста, если таковые были. Староста на все уроки носил журнал и должен был отметить всех отсутствующих, то есть «заложить» своих товарищей вроде как. Но делал он это не потому что был такой злыдень, а потому что преподаватели всё равно перепроверяли всё это на каждом предмете и проводили перекличку. В конце занятия они ещё в журнале ставили свою подпись. Более того, всех сразу предупредили, что если кто-то наберет больше чем 8 часов прогулов, то это отчисление из института. Вот только теперь я уже не помню, в месяц это нужно было набрать или за семестр. И это было так. Кто набирал 6 часов, вызывали в деканат и делали предупреждение. А потом ещё и на кафедре была беседа с куратором группы. Короче это был 1984 год, ещё СССР, всё было строго. Более того, на дом задавали задания. По математике как и школе нужно было решить каждый раз штук 5 примеров. Так же и по физике. Ну и по устным предметам тоже нужно было готовиться. Вызывали к доске. Устраивали контрольные и самостоятельные работы. Короче не расслабишься. Можно сказать что вот как впрягся в учебу в 10 классе так оно и продолжалось без перерыва. А так хотелось свободы и отдыха.
Теперь немного о нашей группе. За две недели удалось разобраться, кто же у нас учится и откуда. Как я на общем предварительном собрании определил великовозрастных провинциалов, так оно и вышло. Половина группы это были ребята после армии и девушки «целевики». Кстати группа в целом была почти мужская. Девушек было человек пять всего. Итак, ребят после армии было человек семь-восемь. Девушек которых направили учиться от предприятий, где они немного успели поработать наверно четыре. Все они были приезжие из разных уголков нашей большой страны. Скажу более. Все они, а это пол группы, поступили в институт не так как остальные. Они в течение этого года занимались в отдельной группе в этом институте, где изучали те предметы, какие нужно было потом сдавать на экзамене. Потом у них был внутренний экзамен и эти оценки им зачли как вступительные. Мало того, что зачли, их зачислили в институт раньше нас, сразу, ещё в мае-июне месяце. Таким образом к августу, когда школьники и обычные абитуриенты начали сдавать вступительные экзамены, половина группы была укомплектована студентами. А потом, когда уже начали поступать мы, как я раньше говорил, вступил в силу конкурс аттестатов. Те кто имел отличные аттестаты сдавали всего один экзамен ,если конечно на 5, а те у кого средний балл аттестата был 4,5 и выше - сдавали 2 экзамена, им нужно было набрать минимум 9 баллов, что бы не сдавать третий экзамен. В результате получилось, что в нашей группе кроме человек пяти, все поступили по какой-то блатной короткой схеме и пока я пыхтел и писал сочинение на третьем экзамене, группа была уже почти вся укомплектована. Поэтому сдав неплохо вступительные экзамены я и не попал на ту специальность сразу, куда хотел, места уже все почти были заняты. В принципе, на мой взгляд, всё это выглядело очень несправедливо. Ведь неизвестно как бы все сдали эти экзамены, если бы пришлось сдавать их всем все три. Но ведь кто-то всё это зачем-то придумал и было именно так и ничего поделать было нельзя. Как показали первые же занятия, ребята после армии и девушки с этого рабфака явно не тянули. Не все конечно, но по большей части. Было видно, что их вступительные оценки были притянуты за уши. Остальная половина группа была тоже неоднородна. Москвичей оказалось всего семь человек. Все парни. Четверо явно выделялись. Я впервые увидел реальных «ботаников». Причем это были не тихие очкарики, а какие-то буйно-оголтелые. Они кичились своими знаниями и превосходством в них перед остальными. Для них четверка на контрольной был повод переживать, а остальные из их группы смеялись над этим неудачником. Так вчетвером они и держались почти всю дорогу. И форма их поведения оставалась такой же. Ещё было три москвича поскромнее. Я, Дима и еврей Женя. Но Женя мне сразу показался странным типом. Я бы с таким парнем знакомства никогда бы иметь не хотел. Но он занимался вместе с Димой у одного и того же репетитора по физике, а потому они первое время держались вместе. А так как я тоже как-то нашел «родственную душу» в Диме, по крайней мере он был ближе всех мне по духу, то мне приходилось терпеть общество этого Жени-еврея. Ещё было четверо ребят тоже поступивших после школы, но не москвичей. И ещё одна школьница девушка из Татарии. Короче группа была какая-то пестрая и я понял, что большой дружбы мне тут не сыскать ни с с кем, ну разве что Дима был чем-то похож на меня, по крайней мере не «ботаник», любитель поржать, приколоться, не слишком ретивый в учебе и не очень сильный в знаниях, любитель свободы, простого общения и балагур. Женя же был себе на уме. Обожал походы в лес, песню под гитару, курильщик папирос, совершенно неспортивный тип с непонятным мне мышлением. На фоне походов в леса, он быстро сошелся с одним из армейцев из общаги, Сашей Гамовым. Тот кстати тоже был реальный оболтус, как выяснилось со временем. Любитель выпить, прогулять занятия, да и не испытывающий рвения к учебе. Так что все мы разбились по-началу на небольшие группы по интересам. Армейцы из общаги. Москвичи-ботаники. Девушки-целевики. Ну и четверо молодых из общаги. А так же я, Дима, Женя и Саша Гамов.
Но всё это было условно. Это для общения в институте, пока мы были там. А так, после учебы, общение вообще прерывалось, до следующего учебного дня. Дружбы по-началу не было в общем ни с кем никакой. Конечно, те что жили в общаге, они сошлись друг с другом быстрее и у них был свой мирок.
Теперь опять немного об учебе. Были предметы как в школе, физика, математика, английский язык, даже геологию в какой-то мере можно сравнить со школьной географией. Всё было похоже. Но вот лабораторные работы по физике. Это было нечто. Их нужно было не только сделать и рассчитать но и каждый раз защищать. Короче подход к ним был четверной. К ним нужно было готовиться заранее.
По каждой работе была своя методичка. Каждый студент делал определенную работу на уроке, было расписание, когда и какую работу ты будешь делать. Обычно одну работу на занятии делали два студента. И так парами все остальные тоже делали какую-то свою другую работу. Для того что бы тебя допустили к лабораторке, нужно было к ней подготовиться и написать конспект по этой работе. За это ты получал четверть кружочка. Сделав работу на занятии преподаватель заверял своей подписью это и ставил в свой журнал тебе еще четверть круга. К следующему занятию ты приносил результат расчета по этой работе и получал третью четверть круга. А в конце занятия, сделав следующую лабораторку, нужно было защитить теорию по предыдущей. То есть препод начинал задавать умные вопросы по теме работы, и быстро нужно было отвечать, потому что народа было много, все хотели сдать своё. Если студент начинал плавать и не отвечал или отвечал неправильно, спрашивать начинали следующего, а по второму разу очередь уже могла и не дойти, потому что времени после выполнения лабы, оставалось не так уж и много до конца урока. И таким образом лаба оставалась не защищенной. Такая фигня могла повториться и в следующий раз. Всё зависело от преподавателя. Были преподы нормальные, а были реальные злыдни. Так что нужно было стараться сдавать лабы вовремя и не наращивать особо сильно задолженность по не сданным работам. Впрочем на английском языке тоже было нечто похожее. Здесь нужно было сдавать тексты. Пересказ и ответы на вопросы по тексту от преподавателя. За семестр нужно было сдать и защитить около восьми лабораторок по физике и десяток текстов на английском языке. По остальным предметам были просто контрольные работы или вызовы к доске. Правда за вызов к доске оценку не ставили. Но мнение о студенте преподаватель запоминал и все это к зачетам всплывало наружу. В общем такая вот картина вырисовывалась, которую я видел в самом начале учебы в плане общения, дружбы и самого обучения в этом Вузе. Короче никакой расслабухи, опять сплошная учеба и почти полное отсутствие новых друзей, а впереди ближе к лету ещё и маячила армия...
#ссср #учеба в ВУЗе в ссср #МИНХ и ГП им.Губкина #ргунг им.Губкина
#высшее образование в ссср #студент #перед армией #как я студентом был
(Всем кто читает мой канал или только зашел, большое спасибо за проявленный интерес. Не забывайте писать комментарии, подписываться, ставить лайки. Делитесь своими воспоминаниями об учебе).