Найти в Дзене
Живопись

Художник Ольга Светличная: наречия живой природы

Поселившись в сельском доме, заодно служившем чете художников мастерской, Ольга Григорьевна Светличная стала чаще обращаться к жанру натюрморта. И вот что характерно: сохранив натуралистичный, репрезентативный, очень достоверный характер изображения объектов и явлений, героиня нашей статьи нисколько не отклонилась от прежней вольной манеры письма. Нежные соцветия небесно-синих анютиных глазок и белоснежной сирени, написанные крупно и смело, всë так же воспринимаются подробным фигуративом. Посвящая статью мужу нашей героини, замечательному советскому художнику Кугачу, мы отмечали честность его авторского подхода. То же самое — при всей тематической и стилистической разнице картин супругов — мы обязаны сказать и о творениях Ольги Григорьевны. Абсолютно все еë работы были написаны с натуры. Весь творческий путь Светличной — концептуальная ода родной природе, где цвет и свет играли заглавную роль, оставляя границам и контурам функцию переменных в уравнении природной гармонии. Проведя в лес
Поселившись в сельском доме, заодно служившем чете художников мастерской, Ольга Григорьевна Светличная стала чаще обращаться к жанру натюрморта. И вот что характерно: сохранив натуралистичный, репрезентативный, очень достоверный характер изображения объектов и явлений, героиня нашей статьи нисколько не отклонилась от прежней вольной манеры письма. Нежные соцветия небесно-синих анютиных глазок и белоснежной сирени, написанные крупно и смело, всë так же воспринимаются подробным фигуративом.

Посвящая статью мужу нашей героини, замечательному советскому художнику Кугачу, мы отмечали честность его авторского подхода. То же самое — при всей тематической и стилистической разнице картин супругов — мы обязаны сказать и о творениях Ольги Григорьевны. Абсолютно все еë работы были написаны с натуры. Весь творческий путь Светличной — концептуальная ода родной природе, где цвет и свет играли заглавную роль, оставляя границам и контурам функцию переменных в уравнении природной гармонии.

Светличная О.Г., «Последние листья», 1965, холст, масло, 49,3 x 71,1 см, Рыбинский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник
Светличная О.Г., «Последние листья», 1965, холст, масло, 49,3 x 71,1 см, Рыбинский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник

Проведя в лесах и полях едва ли не четверть жизни, в совершенстве изучив (прочувствовав, осознав, сделав частью собственного «Я») таинство рождения и драму увядания листвы, лихие нашествия и бесславного бегства зимней стихии, закономерности извивов узких тропинок и разливов не знающих удержу речных вод,

Светличная О.Г., «Луг с белыми цветами»,1952, холст, масло, 46 х 67 см, частная коллекция
Светличная О.Г., «Луг с белыми цветами»,1952, холст, масло, 46 х 67 см, частная коллекция
Светличная О.Г., «Цветущие яблони», 1960, холст, масло, 48 х 60 см,
Краснодарский краевой художественный музей имени Ф.А. Коваленко
Светличная О.Г., «Цветущие яблони», 1960, холст, масло, 48 х 60 см, Краснодарский краевой художественный музей имени Ф.А. Коваленко

она технически «переросла» роль немого наблюдателя с кистью. Научилась переводить полуинтуитивные наречия живой природы на язык холста и масла. А главным условием точности и содержательности такого перевода стал акцент на эмоциональной составляющей первых. Ибо всë растущее, цветущее и тянущееся к Солнцу — суть неостановочное движение взаимосвязанных форм, а не форма как таковая. Пусть разнотемповое, но постоянное слияние — разделение оттенков. И всë это: под непрерывным дождём солнечных лучей, хмурыми взглядами туч или на фоне плавящего небо заката.

Светличная О.Г., «Перед грозой», 1952, оргалит, масло, 26 х 40 см, частная коллекция
Светличная О.Г., «Перед грозой», 1952, оргалит, масло, 26 х 40 см, частная коллекция
Светличная О.Г., «Букет черемухи», 1967, холст, масло; 60 х 54 см
Светличная О.Г., «Букет черемухи», 1967, холст, масло; 60 х 54 см
Светличная О.Г., «Весенний ручей», 1974, холст, масло, 47 х 70 см, Томский областной художественный музей
Светличная О.Г., «Весенний ручей», 1974, холст, масло, 47 х 70 см, Томский областной художественный музей

Обратите внимание на немногочисленные человеческие образы в творчестве Светличной. Применив к их мимике, пластике и антуражу всë тебе же принципы второстепенности точных очертаний при главенстве эмоционального наполнения, опирающегося на тона и контрасты, Ольга Григорьевна придаëт им достоверность характера, темперамента и умонастроения, которые характеризуют личность человека точнее любых анатомических черт. Как видите, методика художника работала в любом еë произведении, независимо от жанра.

Пожалуй, излишне говорить, что для овладения описанными выше приёмами обязателен большой талант и ещë большее, чем он, трудолюбие. Что в свой черёд просто невозможно без любви к своему делу. Наша героиня обладала всеми тремя необходимыми качествами. Тем более странно, что сегодня еë имя не слишком-то на слуху у отечественных ценителей живописи. Давайте же сообща исправлять эту досадную несправедливость, уважаемый читатель. Приятного Вам просмотра.

Светличная О. Г., «Березы», 1992, холст, масло, 46 x 61 см
Светличная О. Г., «Березы», 1992, холст, масло, 46 x 61 см

🎯 Ваша подписка на канал «Живопись», репосты на свои социальные странички очень важны для авторов. Поддержите канал своим участием! Большое спасибо!

#культура #изобразительное искусство #современное искусство #искусство #пейзаж