Данная статья опубликована в самом первом выпуске периодического журнала "Этнографическое обозрение", существовавшего в первом своем периоде выпуска с 1889-1916 гг. Ссылка на источник.
К сожалению, точного нахождения села Козлова, где жила знахарка, в статье нет, поэтому установить о каком населенном пункте идет речь, не представляется возможности (но так как в статье упоминаются соседи - Вотяки, то возможно речь идет о Вятской или Пермской губернии).
Настоящая заметка составлена исключительно на основании расспросов крестьянки села Козлова, Аксиньи, занимающейся врачеванием как своих односельчан, так и крестьян ближайших деревень. Сведения, доставленные мне названною знахаркою, я передаю, по возможности, в ее собственных выражениях.
О том, как Аксинья сделалась знахаркою, она сообщает следующее:
«У меня бабушка, отцова сестра, лечила, так от нея и я переняла; перенимала я и от дедушки, который в солдаты ходил, а потом лечил. Теперь, когда я больному сделаю в первый раз такое лекарство, и он почувствует себя легче, так я и второй и третий раз берусь за это лекарство».
Что касается до вознаграждения, то в ее практике установился такой обычай, что «ежели больному легче будеть, то чем поскучаешь (чего недостает), тем и наделяют». Большего вознаграждения или какой бы то ни было определенной платы она не требует, несмотря на то, что сама принадлежит к одной из беднейших семей. Вынужденная содержать пьяницу мужа и детей, она в течение всей зимы разъезжает по околотку, побираясь и занимаясь лечением больных; летом же она служит сторожихою в местном сельском училище и нанимается во время страды на полевые работы. Считаю не лишним указать на тот факт, что крестьяне села Козлова, отличаясь от окрестных сел своею распущенностью, возвели «побирание» в своего рода промысел, называемый ими «ездою по вотякам». Пользуясь гостеприимством и отчасти робостью соседских вотяков, козловец, запасшись штофом водки, отправляется в гости к вотяку, угощает его, за что при расставании получает либо хлеба, либо что-нибудь другое.
При лечении Аксинья обращает прежде всего внимание на причины, вызвавшие ее, хотя, правда, объясняет их по-своему.
«Всякое недомогание происходит прямо от болезни, либо от урока. Вот сейчас полюбуешься на ребенка, а он и сглазится. Узнать же, изурочен, или нет, так надо повести по глазам, по векам, и там все равно что горох будет, - это будет в глазах «перелом» (урочное состояние). Потом узнать можно урок, когда бросишь в воду уголья, и они шибко завизжат и переметышком врозь ко дну идут; а коли человек больной, так уголья плавают по верху грудкою».
Чтобы избавиться от урока, надо заговаривать воду. «Благословишься и читаешь: «Стану и благословясь, пойду перекрестясь, и выйду я за ворота, и на все четыре стороны поклонюся и помолюся, и попрошу я у Господа Бога доброго здоровья на сегодняшний день, на раба Божьяго (имя). Где бы пташечка не летала, где бы гнезда не вила, тут и скорби и боли полетели и утихали. И просим у Господа Бога доброго здоровья, и всех святых Ангелов, Михаила Архангела и Илья Пророка, Кузьмы-Демьяна, и прошу я вас милости, и пособите, помогите. Ангел мой и сохранитель мой, и сохрани мою душу, и сокрепи мое сердце; враг отшатнись от меня и на три ста, и на три месяцы. Есть надо мною ангел мой, сохранитель мой, сохрани мою душу и сокрепи мое сердце, враг от меня. Есть надо мною Божий дом, в Божьем дому Лука и Марко и за меня Богу молятся на раба Божьяго (имя), за меня руки мучатся».
«После этого воду перекрестишь и 3 раза читаешь: «Мати Мария, где она спала, пришли жиды приятели, хочут истинного Христа унести, хочут ему руки и ноги распятии, тростью голову прошибати, святую кровь пропускати. Кто это будет знати, твои в день перебирати; от судьи судящего, от молоньи палящего, от грома гремящего, от змеи жалючия (имя) раба Божия, не держались бы у него ни скорби и ни боли не держались бы у него, как бы реченька бежала, ни песками, ни кореньями, ни каменьями не держались».
«Когда все это прочтешь, наливаешь в чашку 9 раз воду из ложки, затем покинешь туда 9 угольков. Этою водою вспрыскиваешь больного, а потом он идет париться в баню. Как из бани идти, то больной становится около порога, а сама за порогом трешь больному века, говоря: «Не ты пужаешься и полошишься, а скорби и боли пужаются и полошатся». Потом брызжешь изо рта через персты наговоренною водою. Когда сделаешь это, надо себе отговор сказать, а то будешь весь день в расслаблении. Отговор говорит следующий: «Утренняя Мария, Полуденная Маремьяна, Вечерняя Ульяна». Этими словами как замок запрешь себя».
Таково средство от урока.
Что касается болезней, то одною из самых распространенных является лихорадка, которая, подобно тому как и повсеместно, олицетворяется в образе 12 сестер, носящих различные названия: тресея, потягота, ломота, знобея, рвота, огневица, жадная, глухая – «внутри болит, трясти не трясет, а томит только и весь день в расслаблении», и проч. Приходят эти лихорадки на людей весною и осенью. «Весною непокрытое что поставишь, так она-то, лихорадка, и подходит. Мы весной в окошко глядим, так и тут лихорадка входит. Вот в сырну неделю так бы яичко и поел: это лихорадка в нем манит».
Строгого различения средств, употребляемых в лечении лихорадок, названной знахарке неизвестно.
«Чеснок в путь идет ей, лихорадке-то. Коли знобея, так под шубу забьешься на печь, подкуриваешь колтышами (яичной скорлупой), которые высушишь на печи. Как этими колтышами обкуришь, так лихорадка все лицо обгадит, а потом Бог здоровье даст. Коли это не возьмет, можно обкуривать дегтем, который нашел невпопад. Полезно обвязывать вокруг себя лыко, которым был завязан гроб покойника; полезна и веревка от повешенных собак и кошек.
Как глухую выживают, так надо конек избы вымыть и напоить тою водою, не сказывая. Полезно также войти в баню вперед пятками. Пришла я один раз в баню и голову положила в каменку, а она как засыпется, - это меня лихорадка пужать начала».
Жадная лихорадка – это та, которая производит сильный позыв на какую-либо пищу, и ничем вылечить ее нельзя, как только съесть желаемое. Вот такая она сильная эта лихорадка. «Пошел у меня дедушка на богомолье, дал зарок не пить и не ести до обедни. Вдруг захотелось ему соленой рыбы, так что даже жилки под коленкой свело, и только тогда в себя пришел, как поел».
Из числа болезней, кроме лихорадки, знахарке с. Козлова известны еще следующие:
1) Желтуха (алая, желтая, синяя). Желтая и синяя излечиваются цветками соответствующих цветов, название которым не удалось узнать; а алая излечивается конопляным семенем, которое истолкут и соком поят.
2) Водянка: 12 суток морят живых тараканов в сухом месте. В них накинешь сулемы золотник, накладешь в ведко с горячей водою, коневой травы, набросаешь туда каленых камней и посадишь туда больного.
3) Простуда, или пролом в ногах: набросаешь 9 камней в кадку с горячей водою и поставишь туда ноги. Больной пропреет так, что пот как град выйдет. Тогда положить его на печку, а ноги обернуть таким лекарством: гуща из-под квасу наполовину с луком, стакан деревянного, постного и скоромного масла варятся вместе и затем студятся.
4) Расперстица – распухнут руки так, что нельзя палец к пальцу сжать. Помогает трава «межперстица».
5) Сучье вымя – под пазухой делаются шишки. Намажешь сметаной и даешь лизать собаке, сучке, до 3-х раз, от этого легче будет. Хорошо взять из мягкого хлеба шарик, приложить к шишке и бросить собаке, непременно суке.
6) Тоска – лечится золою, которая выгреблена в великий четверг и просеяна через сито.
7) Как мозг встрясется и давит на глаза шибко, так надо смерить голову двумя мочалками, чтобы узнать, где мозг лежит. Потом дают в зубы решето, которое постукивают, после чего меряют голову опять, и опять постукивают решето, пока мозг не будет лежать ровно.
8) Ребячий рык: (ночной рык, вечерний рык, полуденный рык, утренний рык) для излечения наговоришь воду и, стоя на ступеньке лесенки, брызжешь ею через решето, в которое кладут каточек, веретешко, древцо. Брызгать нужно в то время, которое соответствует рыку.
9) Собачья старость – ежели ребенок чуть живой. Тогда его нужно взвесить и примерно продать. Коли от этого собачья старость не возьмется, тогда надо посадить в печь хлеб и совать в нее на лопате запелёнанного младенца. Сует обыкновенно мать или кто доведется, но при этом нужно, чтобы был еще кто-либо. Один из присутствующих спрашивает: «Ты что печешь»? Ему в ответ говорят: «Я пеку собачью старость», - «Пеки, чтобы во век не было», говорит предложивший вопрос. Этот диалог повторяется до трех раз.
Таковы сведения о народном лечении, сообщенные мне в селе Козлове. Они до некоторой степени рисуют народное воззрение на болезни и на средства избавления от них. К счастью, не далеко то время, когда помощь знахарей и знахарок, благодаря деятельности докторов, станет излишнею; вместе с этим исчезнет и память о прежних способах лечения. Последнее соображение и побудило меня привести в порядок все вышеприложенное и, несмотря на краткость и неполноту сведений, напечатать их.
(автор оригинальной статьи) Петр Богаевский.