Ахпат считается одним из самых «пейзажных» монастырей Армении – возвышается на горном плато над трассой Ереван-Тбилиси. В 1768-1795 году в монастыре жил великий армянский поэт Саят Нова, сосланный сюда грузинским царем Ираклием II из Тбилиси. Узнав о нашествии персов на Тифлис, Саят Нова покинул обитель и отправился в грузинскую столицу чтобы спасти свою семью. Это ему удалось – но сам поэт был убит персами на тбилисской площади Мейдани.
В окрестностях г. Алаверди Лорийского района Армении расположились на расстоянии 7 км друг от друга два монастыря, внесенные в Список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО: Санаин и Ахпат. Как гласит легенда, первым был заложен Санаин. Над ним денно и нощно трудились мастера-зодчие — отец и сын. В процессе строительства между ними периодически возникали разногласия, и однажды в пылу ссоры сын заявил, что сумеет построить монастырь без помощи отца и занялся возведением другого храма.
Когда работа над ним была завершена, старый мастер, до тех пор не общавшийся с сыном, пришел взглянуть на результат его трудов. Осмотрев монастырь со всех сторон, он одобрительно качнул головой и промолвил: «Ах пат!», что в переводе с армянского означает «Добротная кладка!». Родственники помирились, а храм с тех пор стали называть Ахпатом. Стоит отметить, что возведенный в начале 10 века монастырь в полной мере оправдал свое название: за время своего существования он пережил не одно землетрясение — и выстоял. В настоящее время Ахпат представляет собой сложный архитектурный комплекс, по размерам напоминающий небольшой город, где легко заблудиться: постройки, возведенные вокруг монастыря, образуют лабиринт со множеством переходов.
Что посмотреть
Первым на пути тех, кто ступает на территорию комплекса со стороны центральной лестницы, оказывается здание церкви Св. Григория Просветителя (Сурб Григор Лусаворич). Возведенная в 1005 г. базилика была реконструирована в 1211 г. с целью придания ей облика, сходного по стилю с монастырем. Позади нее располагается купольная церковь Св. Знамения (Сурб Ншан) с массивным притвором. Идею ее строительства приписывают царице Хосровануш, супруге царя Ашота III Багратуни, а авторство — известному зодчему Трдату. На фасаде здания размещена скульптурная композиция, изображающая наследников царской четы — Смбата и Кюрике. В 13 веке интерьер церкви был расписан фресками. Большая их часть ныне утрачена, а то немногое, что сохранилось, не подлежит восстановлению. Притвор Сурб Ншана был достроен лишь спустя 2 века, в 1185 г. Это массивное сооружение доминирует над церковью, почти полностью скрывая ее от глаз посетителей.
Слева от Сурб Ншана стоит церковь Богоматери (Сурб Аствацацин). Позади нее ввысь устремляются стены самой необычной постройки на территории комплекса — гавита (притвора) Амазаспа. Это сооружение внешне напоминает каменный ангар, да и площадь у него соответствующая — 330 кв. м. Ученые до сих пор не могут ответить на вопрос, как армянским зодчим удалось возвести здание с применением римских технологий блочного строительства в период монгольского владычества.
Чуть в стороне от гавита, на вершине небольшого холма, расположилась трехъярусная колокольня в форме креста, сведенного в восьмиугольник. Неподалеку от нее, под сводом арочной галереи, из изящно оформленной стены пробивается родник. Рядом с этими архитектурными объектами нашел свое пристанище последний по счету, но не по значимости, элемент комплекса — монастырская библиотека. Раньше в ней хранились сотни рукописных текстов. Уцелели лишь 12 — те, что были вывезены на хранение в Ереван. Остальные считаются утраченными.
По Скрипту:Если вы Дочитали то этого место пожалуйста Подпишись на канал оставь в коментах + и Я взаимно подпишусь на вас
#ереван #Armenia