Когда-то, вплоть до старших классов, я так сильно увлекалась рисованием, что относилась к нему чуть ли не как к возможному будущему делу жизни. Изузоренными тетрадями оно не ограничивалось — я специально покупала плотную бумагу формата А3, наперед планировала очередность образов, которые мне хотелось бы создать, а кисти рук со стороны мизинца частенько жирно блестели размазанным графитом — следами от усердной карандашной штриховки. С уверенностью могу сказать, что по-настоящему умелой я никогда не была, но мне все равно чрезвычайно нравилось перекладывать воображаемых персонажей из головы на бумагу, какими бы они ни получались по итогу. Так в папках постепенно копились рисунки, некоторые из коих я даже дарила.
А после поступления в университет эту страсть как отрезало. Совсем. Даже поля тетрадей перестали пестреть узорами. И хотя в тот период родилось много другого прикладного творчества, чистое рисование для меня как будто умерло лет на 8. Ровно до того дня, как...
...как капля гуашевой краски соприкоснулась с разлитой по холсту воде и начала творить свою, независимую от моей воли и от моих планов историю.
Я вдруг поняла, почему мне так нравится ходить по картинным галереям, но при этом совершенно неинтересна живопись, запечатленная на фотографиях. В Третьяковской галерее или музее изобразительных искусств им. Пушкина я могла подолгу стоять возле одной картины, разглядывая мазки красок — их текстуру, фактуру, смешение цветов... Застывший во времени живой процесс, объемный и по-природному филигранный.
И вот сама теперь если рисую, то не головой, а чувством, и не ради некого оформленного смысла — сюжета или образа. Никаких четких образов, одна произвольная абстракция — как рука поведет. Глазам удивительно обнаруживать, как краски могут взаимодействовать друг с другом, как меняется штрих от угла и силы нажима, как могут вести себя разные материалы, будь то художественный уголь или масляная пастель, и что чем дерзновеннее движения руки, тем более уверенным выглядит конечный рисунок... Это даже не про художественную самоценность, а про способ исследования (все)возможностей, рождаемых союзом материи и движения/энергии. В такие моменты я чувствую себя ребёнком, который, играя, познает мир и восторгается: "ух ты, что я могу с этим сделать!".
Рисуя — исследую свои возможности
14 июня 202214 июн 2022
7
1 мин
1