Найти в Дзене

Чем смешны и опасны подделки

Есть такой знаменитый французский дизайнер Филипп Старк. Он специализируется на дизайне интерьеров, мебели, декора и всякой бытовой утвари. Именно Старк придумал множество вещей, которые затем «перетекли» в масс-маркет – его идеями не гнушается и знаменитая сине-желтая шведская компания, и менее известные производители. Практичный, но при этом остроумный и изящный дизайн Старка, который он придумывал изначально для всяких знаменитостей и богачей, давным-давно ушел в народ. Все покупают эти стаканы, держатели столовых приборов, настольные лампы с основанием в виде пистолета, табуретки в виде пней или зубов и знаменитые прозрачные стулья, даже не задумываясь, кто все это изобрел.

Филипп Старк, journal.homemania.ru
Филипп Старк, journal.homemania.ru

Подделки ли это? Если масс-маркет изготавливает эти вещи по договоренности или лицензии от изобретателя, то, конечно, нет. Так же, например, как известные производители масс-маркет одежды копируют вещи «от кутюр». Для того-то и нужен люксовый дизайн – чтобы «обкатать» идеи и затем пустить в массы самые удобные, практичные и интересные из них. Люди получают возможность приобрести красивые и полезные вещи, не платя за них много. Да, они будут сделаны из более дешевых материалов, будут заметно проще в деталях, но они все равно будут качественными и функцию свою будут исполнять, а еще принесут радость – немало за относительно небольшие деньги.

Что же касается знаменитых сумочек с «громкими» бирками, которыми торгуют по вечерам в приморских европейских ресторанчиках, или «швейцарских» часов, продающихся в переходе, или китайских кроссовок с логотипом популярного американского производителя – это, конечно, совсем другое дело. Тут нет никакого стремления перенести «в массы» красоту и удобство люксового товара – тут присутствует только стремление заработать на использовании громкого имени. Это подделки, далекие по качеству от оригинала, и никакого практического смысла в них нет.

Подделки эксплуатируют известное имя, которое у всех ассоциируется с качеством и красотой, но подлинного качества и красоты не передают – то есть в буквальном смысле обманывают покупателя. Покупатель же, как говорится, «обманываться рад» - он ведь и покупает эту вещь не ради первозданного качества, а именно ради «громкой» бирки, которая это самое качество вроде бы и должна символизировать. Происходит сущностная подмена – «бирка», символизирующая качество, становится важнее самого качества. «Казаться» становится важнее, чем «быть».

econet.ru
econet.ru

Вот чем, на самом деле, не только смешны, но и опасны подделки – они передают не суть вещей, а лишь их образ, создают иллюзию качества, которого на самом деле и в помине нет. Сумка такая в скором времени разойдется у вас по швам, потому что были плохие нитки, а еда в таком кафе будет пересоленой, потому что на самом главном – технологии – тут решили сэкономить. Видимость успеха, богатства и благополучия подменяет суть – за дорогой штукатуркой прячется гнилой остов.

Ни одно громкое имя и название не делает вещь, явление, идею самими по себе хорошими и качественными. Это только вывеска, эмблема. Хорошими и качественными любое изделие или систему делает человеческий труд, интеллект, материальные и моральные вложения, опыт, конкуренция и многое другое. Никаким магическим образом, просто назвав заповедное имя, все это создать невозможно, как и не станет слаще во рту от много раз произнесенного слова «халва». Потому что важно, на самом деле, не название – важна суть.