“Все мы родом из детства”. Вы наверняка слышали эту очень правильную фразу. Действительно, характер, привычки, даже события взрослой жизни закладываются намного раньше, в детские годы. Поэтому специалисты по детскому развитию считают очень важным прикладывать усилия, чтобы способности ребенка выявлялись и совершенствовались как можно раньше.
Среди прочих актерские способности занимают особое место. Навыки актерского мастерства принесут ребенку невероятную пользу. Они помогают улучшить интеллектуальные способности, дикцию, навыки общения. И это только малая часть преимуществ!
В развитии актерских навыков большое значение имеют актерские игры и упражнения. Их огромное множество - на любой вкус. В этой статье мы хотим познакомить вас с десяткой лучших упражнений, которые будут полезны детям и наверняка им понравятся. Они не требуют сложного инвентаря или особенных навыков и доступны любому. Некоторые из них индивидуальные, другие предназначены для групп.
Игра “Спасатель”
Эта техника помогает развить ловкость и умение управлять своим телом. Предложите вашему ребенку вспомнить своего любимого сказочного (мультипликационного и т.д.) героя и вообразить, что он - тот самый герой. Его задача - спасти свой мир от захватчиков. Ребенок должен вести воображаемый бой с врагами и во время боя он может делать все, что угодно: подтягиваться, махать руками и ногами, бегать и прыгать.
Игра “Давай притворимся”
Отличное упражнение на исследование пяти чувств! Попросите детей закрыть глаза и представить себе ощущения - как они буду чувствовать вкусы, запахи, прикосновения к чему-то. Затем они должны открыть глаза и увидеть:
- маленького паучка, ползущего по руке,
- тигра,
- приближающийся поезд.
Услышать:
- музыку,
- льющуюся воду,
- пожарную тревогу.
Почувствовать запах:
- только что испеченного печенья,
- мусора,
- розы.
Почувствовать вкус:
- пиццы,
- молочного супа,
- шоколада.
Почувствовать прикосновение:
- льда,
- меха животного,
- острой иглы.
Игра “Скульптор”
Дети работают по парам: один - “скульптор”, другой - “глина”. Тот, кто исполняет роль скульптора, сгибает руки, ноги, туловище другого, делая из него “скульптуру”. Задача второго ребенка - быть максимально расслабленным. Игру лучше проводить под музыку - это поможет участникам сохранять нужный темп. После того, как “скульптуры” будут готовы, можно устроить их показ. Затем дети меняются ролями.
Игра “Попробуй это”
Игра “Попробуй это” является вариацией предыдущего. Оно заключается в подробном описании еды - так, чтобы у слушателей “слюнки потекли”. Пусть каждый ребенок выберет какое-то блюдо или назовет свое любимое. Затем все дети по очереди описывают свое блюдо. Затем им необходимо рассказать всем, как они на самом деле едят свою еду.
Игра “Птички”
Игра предназначена для детей младшего возраста и помогает им развивать быстроту движений, пластику, улучшить память. На прогулке предложите ребенку понаблюдать за птицами, запомнить их поведение и повадки. Дома вместе с ребенком вспомните и изобразите движения птиц - взмахи “крылышками”, подскакивание на ножке, “охота” за насекомыми, “склевывание” зернышек и т.д.
Игра “Эмоции”
На доске или на большом листе бумаги напишите название эмоций: испуг, грусть, счастье, гнев. Дальше дети по вашей просьбе задают вопрос одной из четырех эмоций, не называя ее прямо (это следует делать по очереди). Остальные дети стараются угадать эмоцию. Если они угадывают, “ведущий”-ребенок задает вопрос следующей эмоции. Если ошибаются, он садится на место, а роль “ведущего” получает следующий ребенок.
Бывает, что дети затрудняются в составлении вопросов для эмоций. В таком случае им стоит помочь и предложить следующие вопросы:
- Как ты себя чувствуешь?
- Что случилось?
- Ты хочешь конфету?
И т.д.
Игра “Длинная история”
Попросите детей сесть в круг. Первый ребенок называет любое слово, следующий за ним добавляет свое, и так далее - чтобы получилась история. Игра продолжается до того момента, пока группа не составит целую историю. После окончания игры можно предложить детям разыграть эту историю в лицах.
Игра “Что в руке?”
Это групповая техника, в ходе которой дети должны разбиться на пары. Один ребенок в паре держит кулак крепко сжатым. Задача второго - уговорами первого разжать кулак. Первый может это сделать, только если аргумент партнера покажется ему действительно верным и справедливым. Но он не должен легко сдаваться!
Игра “Голос”
Она направлена на развитие навыков разговорной речи. Техника групповая, ее выполнение требует просторного помещения. Дети разбиваются на две команды и встают в две линии лицом друг к другу. Расстояние между ними минимальное. Ведущий дает сигнал к началу игры: каждый ребенок по команде начинает беседовать с тем, кто находится напротив. Темы для разговора любые. Когда у всех участников получается вести разговор, просим каждую шеренгу сделать шаг назад и продолжать разговор на этом расстоянии. Через некоторое время участники снова должны шагнуть назад. Игра продолжается до тех пор, пока расстояние между командами становится совсем уж большим - настолько, что дети уже не могут продолжать беседу. После игры хорошо устроить обсуждение и задать вопросы - на каком расстоянии было удобнее общаться? Почему? Что дети делали, чтобы продолжать беседу на увеличивающейся дистанции? Как это им помогло?
Игра “Противоположности”
Автор этой замечательной техники - психолог Клаус Фопель. Она направлена на снятие мышечных зажимов. Мы просим детей при помощи телодвижений показать противоположности: круглый — квадратный, сидеть — стоять, маленький — большой, широкий — узкий, громкий — тихий. Даем детям возможность увидеть, насколько по-разному они показывают одно и то же слово. После игры полезно обсудить ее выполнение.
Мы надеемся, что эти техники, игры, упражнения помогут вашим детям развить свои способности и - просто весело провести свободное время!