Найти тему
George Rooke

Как не надо организовывать колонии)

В 1603 году к власти в Англии пришел король Яков I Стюарт. И именно при нем возникли постоянные поселения англичан в Америке.

Почему же это произошло?

Понятно, что заключение мира с Испанией сыграло свою роль, но не только.

Первое – это ирландская традиция. Мы уже рассказывали о попытках основать английские «плантации» Ирландии. При Елизавете попытка колонизации закончилась крахом. И в 1607 году был разработан план поселения протестантов в Ольстере, которые должны были поселиться на землях ольстерских графов, бежавших из страны после проигрыша в Девятилетней войне. Тем самым предполагалось лишать власти ирландскую католическую знать на севере страны и распространить свое влияние за пределы Дублина и окрестностей.

Дело было поставлено на широкую ногу. Большинство новых протестантских поселенцев прибыли из Шотландии, и основная идея заключалась в том, что они не позволят католикам оставаться на их земле или работать на них, так что вся территория стала протестантской. Служители протестантской церкви мигрировали в Ольстер, чтобы обратить коренных ирландцев в протестантскую веру. Король Яков четко понимал религиозную цель миграции.

Для Якова плантация Ольстера была бы цивилизационным предприятием, которое: «Установит истинную религию Христа среди людей, почти погрязших в суевериях»[1].

В конце концов, новые протестантские жители Ольстера не изгнали коренных католиков, а в итоге они стали жить рядом друг с другом, хотя католики теперь не были такими привилегированными солями населения, как раньше.

Удивительно, но ровно в тех же словах и с использованием таких же выражений выдается и хартия на колонизацию Вирджинии в 1604 и 1609 годах: «Мы, Яков I, Милостью Божией король Англии Шотландии, Франции[2] и Ирландии, защитник веры, и т.д. Принимая во внимание скромную просьбу наших любящих и благожелательных подданных, намеревающихся организовать колонию и сделать ее своим домом и плантацией для разных людей в части Америки, называемой Вирджинией, которая если и не принадлежит нам, то на данный момент уж точно не принадлежит ни одному христианскому народу… предоставили право сэру Томасу Гейтсу и сэру Джорджу Соммерсу и другим, для более быстрой организации плантации и поселения, право разделиться на две колонии. Первую, состоящую из рыцарей, джентльменов, купцов и прочих родом из нашего города Лондон, которая будет называться первой колонией. И другую, куда войдут рыцари, джентльмены и прочие из наших городов Бристоль, Эксетер, Плимут и близлежащие места, которая будет именоваться второй колонией».

Во-вторых, взошедший на престол Яков I стал одновременно королем Шотландии, Англии и Ирландии. Причем Англия была англиканской, Шотландия – пресвитерианской, ну а Ирландия – в основном католической. В каждом из королевств были довольно влиятельные меньшинства: в Англии и Шотландии – католики и пуритане, а в Ирландии – англикане и пресвитериане. Более того, Яков I после объединения своей власти над Англией и Шотландией рассматривал проекты создания единой для двух стран церкви, чему противились и англикане, и пресвитериане. Яков хотел реформировать пресвитерианскую церковь по англиканскому образцу, то есть сделать так, чтобы ей управляли назначенные королем епископы, а он сам был главой церкви. В свою очередь Генеральная Ассамблея шотландской церкви управлялась старейшинами (elders), то есть – уважаемыми пастырями, которые вообще могли не иметь приходов. Понятно, что старейшины рассматривали назначение королем епископов как покушение на свою прерогативу и власть.

Чтобы уж совсем запутать ситуацию – Шотландия и Англия в экономической и политической сфере рассматривали друг друга как конкуренты, а пуритане хотели бы, чтобы новая английская церковь выглядела как шотландская, со старейшинами вместо назначенных королем епископов. Поэтому уже в 1603 году они вышли к Якову с Тысячелетней Петицией (Millenary Petition), где отмечали, что английская Реформация еще не зашла достаточно далеко, чтобы очистить англиканскую церковь от всех предполагаемых ошибок Римско-католической церкви.

Яков провел с пуританами серию дебатов в Хэмптон-Корте, и отверг их предложения заменить епископов на старейшин, заявив: «Нет епископов – нет короля!»[3]. При этом с частью малозначимых предложений он согласился.

В 1611 году была опубликована «Библия короля Якова», переложенная на английский Библия. В этом переводе королю вполне себе помогали и пуританские проповедники. Надо сказать, что этот перевод был ближе к Женевской Библии, чем ранее существовавшие переводы короля Генриха VIII (1535 г.) и Елизаветы I (1568 г.).

В конце концов, как видим, часть пуритан согласилась сотрудничать с Яковым, а часть – покинула страну, переехав в более «реформистские» Голландию и Германию. Однако об этом позже. Ибо первое постоянное английское поселение в Америке организовала в 1607 году Вирджинская компания города Лондона.

В декабре 1606 года Блэкуолл покинули 120-тонный «Susan Constant» (Кристофер Ньюпорт), 40-тонный «Godspeed» (Бартоломью Госнольд) и 20-тонный «Discovery» (Джон Рэтклифф), которые везли в Америку 105 мужчин.

6 апреля 1607 года корабли дошли до испанского Пуэрто-Рико, где сделали остановку и пополнили запасы провизии, и 26 апреля высадились на мысе Генри, где капеллан Роберт Харт произнес: «Настоящим мы посвящаем эту Землю и самих себя, чтобы донести до людей на этих берегах Евангелие Иисуса Христа и воспитать после нас благочестивые поколения, и с этими поколениями нести Царство Божье по всей земле. Пусть этот Завет Посвящения останется для всех поколений, пока существует эта земля. Пусть все, кто увидит этот Крест, помнят, что мы здесь сделали, и пусть те, кто приходит сюда, чтобы поселиться, присоединятся к нам в этом Завете и в этом благороднейшем деле, дабы исполнились Священные Писания».

14 мая колонисты выбрали для своего поселения остров Джеймстаун, поскольку это место было довольно просто защищать. Итак, поселенцы сошли на берег и начали строить крепость. Однако на этом этапе вылезли все ошибки в комплектовании. Многие из поселенцев, прибывших на первых трех кораблях, не были приспособлены к покорению природы – часть вообще были представителями высшего сословия, не привыкшими к ручному труду. Мало было фермеров и квалифицированных рабочих. Но колонисты не унывали – они вроде как нашли золото!

Несмотря на то, что окрестности Джеймстауна были необитаемы, поселенцы подверглись нападению менее чем через две недели после их прибытия 14 мая со стороны индейцев паспахегов, которым удалось убить одного из поселенцев и ранить еще одиннадцать. В течение месяца форт Джеймс занял почти акр на острове Джеймстаун, к 15 июня поселенцы закончили постройку первого форта. Деревянные стены с частоколом образовывали треугольник вокруг склада, церкви и ряда домов.

Через неделю Ньюпорт отплыл обратно в Лондон на «Susan Constant» с грузом золота и других якобы ценных минералов, оставив после себя 104 колониста и «Discovery». Прибывшее с большой помпой в Лондон «золото» на поверку оказалось грузом пирита, серного колчедана (его еще называют «золотом дураков»).

Ну а колонисты вскоре поняли, почему остров Джеймстаун не был заселен индейцами. Дело в том, что весь остров представлял собой болотистую местность, площадь его была ограничена, а это значило, что там водится ограниченное количество животных. Поселенцы быстро поубивали всех крупных животных, и вскоре им банально стало нечего есть.

Дальше – больше, ибо река Джеймс была приливной, вода ее- солоноватой, от чего у поселенцев начались расстройства желудка и болезни. Наконец, свою лепту внесли и малярийные комары.

Результаты были следующие. Как мы помним, высадилось 104 колониста. 2 января 1608 года из Лондона прибыли еще 70 поселенцев. 1 октября 1608 года – еще 70. То есть всего – 244 человека. Из них к январю 1609 года от всех причин умерло 135 человек, или больше половины. Любопытно, что колонисты со второй (октябрьской) поставки гибли меньше просто потому, что в Вирджинской компании наконец-то взялись за ум, и наняли в нее опытных плотников, каменотесов, кузнецов, лесорубов, то есть людей, умеющих работать руками. Поскольку в Англии нужного количества не нашлось, часть из них была немецкими, голландскими и польскими мастерами. Далее произошло самое интересное – первые колонисты, среди которых были и представители знати, предложили запретить польским ремесленникам колонии участвовать в выборах, но после того, как ремесленники отказались работать, пока не получат равных прав со всеми, колониальное руководство, скрепя сердце, согласилось предоставить им избирательные права.

Правда позже, в 1619 году, им опять попытались отказать в избирательном праве во время выборов в ассамблею, и тогда поляки опять организовали забастовку, которая привела к подтверждению того, что они имеют равные со всеми избирательные права и являются настоящими членами колонии.

[1] Хартия короля Якова городу Колрейн, 1613 г. Цитата по Parliamentary Papers, vol 24, 1836, стр. 1021.

[2] Английские короли претендовали на французскую корону до 1802 года.

[3] G. Potts and J.M. Wainwright «No Church without a Bishop; or, the controversy between the Rev. Drs. Potts and Wainwright. With a preface by the latter, and an introduction and notes by an Anti-Sectarian» - Provisional Bishop of the Protestant Episcopal Church in New York, 1844, стр. 64.