Найти тему
Русскій патріотъ

Почему русская колея не европейская или Николай I против фашистов

Прибытие первого поезда из Санкт-Петербурга в Царское Село 30 октября 1837 года. Общественное достояние
Прибытие первого поезда из Санкт-Петербурга в Царское Село 30 октября 1837 года. Общественное достояние

Недавно попалась на глаза статья о том, как решение Николая I спасло Москву в 1941 году. Оказывается, в поисковой выдаче Яндекса таких статей на несколько страниц.

Суть везде одна и та же: не зря во многих странах был свой калибр патронов к огнестрельному оружию, это, чтобы враги не смогли его использовать. Вот и дальновидный император российский Николай Iприказал железную дорогу строить с шириной колеи не 1435 мм, как в Европе, а 1524 мм, как в Америке. Дескать, если война, то супостат не сможет по нашим дорогам ездить, а американцы далеко, с ними мы воевать не будем.

На самом деле, когда было принято решение об изыскании и строительстве в России первой двухпутной железной дороги, император решил воспользоваться услугами Д.В. Уистлера, американского инженера, имеющего высокую квалификацию и солидный опыт в строительстве железных дорог в Массачусетсе и Огайо.

Уистлеру предложили плату в 4 раза больше, чем в США, и он согласился переехать в Россию. Перед строительством в Штатах побывали русские инженеры Мельников и Крафт, впоследствии принимавшие участие в разработке проекта.

Служащие железной дороги. Станция Тверь. Общественное достояние
Служащие железной дороги. Станция Тверь. Общественное достояние

В это время общеевропейского стандарта единой ширины колеи не существовало, а ширина в 1524 мм была распространена в некоторых американских штатах, на тот момент лидерах в этой сфере. Кроме того, более широкая колея незначительно, но дает большую устойчивость поезду и позволяет использовать подвижный состав больших габаритов.

Указ о строительстве железной дороги в феврале 1842 года царь подписал вопреки общему мнению комитета министров, выступившего против постройки и полагавшего, что эксплуатационные расходы будут превышать доходы.

Доподлинно неизвестно, какие аргументы Уистлера убедили членов межведомственного комитета, но большинство поддержало вариант с шириной колеи 1524 мм, которая в дальнейшем стала стандартом для России. А притягивать к этому разгром гитлеровских войск под Москвой, по моему мнению, не стоит.

Инструмент для измерения ширины колеи. Wikimedia Commons
Инструмент для измерения ширины колеи. Wikimedia Commons

Уважаемые друзья, подписывайтесь на канал, оставляйте комментарии, делитесь своим мнением.