Недавно попалась на глаза статья о том, как решение Николая I спасло Москву в 1941 году. Оказывается, в поисковой выдаче Яндекса таких статей на несколько страниц.
Суть везде одна и та же: не зря во многих странах был свой калибр патронов к огнестрельному оружию, это, чтобы враги не смогли его использовать. Вот и дальновидный император российский Николай Iприказал железную дорогу строить с шириной колеи не 1435 мм, как в Европе, а 1524 мм, как в Америке. Дескать, если война, то супостат не сможет по нашим дорогам ездить, а американцы далеко, с ними мы воевать не будем.
На самом деле, когда было принято решение об изыскании и строительстве в России первой двухпутной железной дороги, император решил воспользоваться услугами Д.В. Уистлера, американского инженера, имеющего высокую квалификацию и солидный опыт в строительстве железных дорог в Массачусетсе и Огайо.
Уистлеру предложили плату в 4 раза больше, чем в США, и он согласился переехать в Россию. Перед строительством в Штатах побывали русские инженеры Мельников и Крафт, впоследствии принимавшие участие в разработке проекта.
В это время общеевропейского стандарта единой ширины колеи не существовало, а ширина в 1524 мм была распространена в некоторых американских штатах, на тот момент лидерах в этой сфере. Кроме того, более широкая колея незначительно, но дает большую устойчивость поезду и позволяет использовать подвижный состав больших габаритов.
Указ о строительстве железной дороги в феврале 1842 года царь подписал вопреки общему мнению комитета министров, выступившего против постройки и полагавшего, что эксплуатационные расходы будут превышать доходы.
Доподлинно неизвестно, какие аргументы Уистлера убедили членов межведомственного комитета, но большинство поддержало вариант с шириной колеи 1524 мм, которая в дальнейшем стала стандартом для России. А притягивать к этому разгром гитлеровских войск под Москвой, по моему мнению, не стоит.
Уважаемые друзья, подписывайтесь на канал, оставляйте комментарии, делитесь своим мнением.