Что вы будете пить?» — спрашивает официант.
«Виски», — отвечает гость.
«А что принести вам?» — обращается официант к сидящей за столиком девушке.
«Ей что-нибудь безалкогольное. Давайте мохито», — продолжает говорить гостью
Эта ситуация — типичный пример manswering, когда мужчина отвечает на вопрос, обращенный к женщине. Рассказываем, как появился этот термин и что это за явление.
Термин
Термин manswering образован от двух слов — man (мужчина) и answer (ответ). Он употребим по отношению к ситуации, когда мужчина отвечает на вопрос вместо женщины, перебивая, повторяя или вовсе не давая той высказаться.
Авторство неологизма manswering принадлежит журналистке Дафне Лепортуа, которая в 2020 году опубликовала в издании Slate.fr статью под названием «Когда мужчины отвечают вместо женщин: manswering в действии».
Слово manswering — неологизм, который я создаю для описания явления, когда мужчина отвечает вместо женщины на вопрос, который был специально обращен к последней, как форма лишения высказывания, что приближается к mansplaining и manterrupting (неуважительное отношение к женщине). В таком нежелательном вмешательстве нет ничего комичного: за этим стоит вопрос гендерно-дифференцированного распределения полномочий
— пишет Дафна Лепортуа
Womanswering
В своей статье Лепортуа пишет, что наравне с manswering существует и womanswering (когда женщина отвечает вместо мужчины). Она отмечает, что каких-либо статистических данных, которые позволили бы подсчитать, кто чаще берет на себя роль отвечающего, нет. Исследовать этот вопрос с методологической точки зрения весьма проблематично.
Причины
В качестве одного из возможных объяснений manswering Лепортуа приводит доводы социолингвиста Дженнифера Коутса из книги «Мужчины, женщины и повседневные разговоры».
Коутс пишет, что любые разговоры предполагают обмен информацией, однако в компании женщин этот обмен происходит скорее с целью поддержать социальные связи, а в кругу мужчин — получить больше фактической информации.
Возможно, пишет журналистка, именно из-за этого мужчины, когда слышат вопрос, автоматически стараются как можно быстрее предоставить информацию.
Психосоциолог Доминик Пикар, мнение которого также приводится в статье, утверждает следующее:
Если мужчина и женщина находятся в комнате, а третье лицо обращается к женщине с вопросом «что я могу для вас сделать?», и если мужчина отвечает «она ищет туалет», «ей хочется виски-соды» или «у нее свидание с Х», то это обесценивающая ситуация: это означает, что женщина не может ответить сама или что она столь малозначительна, что нет смысла ждать, пока она ответит сама и поэтому она нуждается в опекуне.
В нашей стране до сих пор нет закона, который бы защищал жертв домашнего насилия. Мы стараемся изменить ситуацию, и вы можете стать частью этой кампании.
Подпишите петицию за принятие Закона о домашнем насилии.
Вы можете поддержать работу ТыНеОдна. Эти деньги дадут нам возможность помочь ещё большему числу женщин по всей России:
Поддержка: tineodna.ru/donat Все полученные средства будут направлены на покрытие затрат Сети взаимопомощи ТыНеОдна , предоставляющей бесплатные консультации юристов и психологов жертвам домашнего насилия.