Начало не то, чтобы «попсового» периода Grateful Dead - они никогда не отходили от своего импровизационного направления и играли длиннющие концерты наполненные совершенно свободной, не ограниченной временными рамками музыкой и самовыражались по полной – благо, было что выражать и как выражать. Но – это переход к более структурированным песням и теперь студийные записи Dead будут довольно сильно отличаться от концертных версий. Если на концертах до последних дней группы будет все тот же старый Dead с длиннющими импровизациями, то на альбомах – наборы блестяще сыгранных и, можно сказать, куда более лаконичных версий. Terrapin Station - просто отличный американский рок-альбом со звуком 1977 года и с великолепной игрой музыкантов, с песнями, где есть простор для сольных выходов, прекрасно аранжированными и комфортно звучащими. И, что главное, очень хорошими – по «дэдовски» сложными, с вьющимися, с заходом в джаз мелодиями и гармоническими построениями и одновременно с этим – с европейской четкостью, сухостью и точностью. Альбом близок даже к арт-року, столь сложны композиции и в каждой песне сквозь основной стиль пробивается вдруг то реггей, то элементы европейской классики, то колтрейновский джаз, всплывает струнный оркестр, потом многоголосье а-ля Кросби-Стиллс-Нэш – не соскучишься. Первая же песня - Estimated Propeth – тут же ошарашивает этим разнообразием. Начинаясь как белое реггей и довольно долго продолжаясь в этом ключе – правда, с каждым куплетом усложняемом, с квакающей гитарой Гарсии, с постоянно меняющейся партией баса, в рефрене переходит в чисто американское фолк-многоголосье – то самое, с которым записаны лучшие пластинки Dead. Потом – драматический рок-куплет – меняется лишь голосовая линия, реггей в инструментах остается, песня плывет, течет, меняясь как вода в реке – она все та же вода, но каждый миг другая. Вдруг появляются духовые – такие же призрачные, как общее настроение музыки. «Не спеши» - это послание Grateful Dead - но уже следующий номер – Dancing In The Streets – быстрый фанк, почти диско, с режущей ритм-гитарой и гитарной перекличкой, начавшейся с середины песни, с великолепной перкуссией. И дальше уже не остановиться – классический американский рок Passenger – адски ритмичный, заводной и мелодичный. И с совершенно конкретной роковой гармонией, что у Grateful Dead бывает очень редко – но начиная с этого альбома таких песен будет все больше и больше. Фанковая Samson And Delilah с нефанковым вокалом – привычно безупречная гитара Гарсии – переклички, дуэли и соло – все сыграно на разных тембрах, в разных манерах и выстроено так, что слышно каждый штрих медиатора по струне. Невероятно точная игра и мастерская аранжировка. Sunrise – волшебный голос Донны Джин Годчекс, вот, появляется оркестр, Dead уходят в привычное направление – в меняющуюся, непредсказуемую гармонию, развитие мелодии, раскручивая и распахивая сознание – как свое, так и слушателей. Для того, чтобы погрузиться в заглавную песню – шестнадцатиминутную Terrapin Station, которая начинается как Grateful Dead, а потом вдруг начинает напоминать музыку Алана Парсонса или кого-то еще из «стадионного арт-рока». И при этом здесь есть все лучшее от Dead – мягкий, точный вокал, бас-гитара с такими партиями, каких нет и не было ни у одной другой группы, переливы клавишных, виртуозная, гитара Гарсии, смены ритма, гармонии, вьющаяся и нескончаемая мелодия, мощные барабаны, композиторские выверты - и пьеса не производит впечатления надуманной, искусственной, растянутой и пафосной. Выплывший во время гитарно-клавишного соло оркестр звучит совершенно естественно и является необходимой составляющей музыкального полотна. Он не пристегнут «красивости ради» - он здесь совершенно на месте. Вторая часть – собственно, праздник музыки, который не хочется останавливать и прерывать. Песня короткая. Всего шестнадцать минут. Могла бы быть и подольше. В общем, одно из лучших арт-роковых полотен – что неожиданно от такой группы, как Grateful Dead. Отличная и очень оригинальная пластинка.