В 1717 году в истории Франции произошло знаменательное событие - сюда впервые приехал русский царь. Правитель России Петр I провел 43 дня в Париже и произвел огромное впечатление на парижан.
Спустя полтора века французский историк Рамбо сказал:
"Петр Великий остается величайшим иностранным гостем, которого когда-либо видел Париж",
Сохранилось множество воспоминаний современников о пребывании Петра I в Париже. Чем же запомнился французам великий русский царь?
Второе путешествие Петра I в Европу
Петр I посетил Францию во время своего второго путешествия в Западную Европу в 1716-1717 гг.
Первое путешествие в Европу он совершил в 1697-1698 гг. Тогда он посетил Пруссию, Голландию, Англию и Австрию и очень хотел приехать во Францию. Однако король Людовик XIV отказался принимать Петра, и визит во Францию не состоялся.
Король-солнце во время своего правления не стремился к сближению с Россией и поддерживал ее врагов - Турцию и Швецию. Только после смерти Людовика XIV в 1715 г. Петр I смог приехать во Францию.
Узнавать новое и путешествовать
Визит Петра не был официальным. Чтобы избежать обязательных церемоний, царь поехал инкогнито, как простой путешественник. Его сопровождала свита из 60 человек.
Французам очень хотелось узнать о политических целях визита и они отправили навстречу Петру камер-юнкера де Либуа, который должен был встретить царя и выведать эту информацию.
Де Либуа неотлучно сопровождал Петра I на пути в Париж, но так ничего и не выведал. Позднее он вспоминал:
"русскому монарху было важнее узнавать новое и путешествовать, нежели вести серьезные деловые переговоры. А если он и вел таковые, то делал это за стаканом вина."
И все же такие "стаканные" переговоры заложили основы близких дипломатических отношений между Россией и Францией.
В винных подвалах Шампани
Известно, что до визита во Францию Петр I не очень любил шампанское. Камер-юнкер де Либуа в своих отчетах записал о привычках Петра:
" Ест все наши блюда и пьет все наши вина, кроме Шампанского"
Вероятно, царю не понравилось шампанское, которое предлагали в придорожных трактирах по дороге в Париж. Но когда он попробовал отборные сорта, которые поставлялись к королевскому двору, Петр поменял свое мнение о шампанском и выпивал его иногда по нескольку бутылок.
По пути в Париж Петр I заехал в столицу Шампани город Реймс и посетил винные подвалы монахов-виноделов в монастыре Сен-Нисез. Сегодня эти подвалы принадлежат знаменитому дому шампанских вин Теттингер.
В память о визите Петра I здесь открыта мемориальная доска и установлен подсвеченный витраж, изображающий царя с бутылкой шампанского в руке.
Слишком великолепно и нарядно
По прибытии в Париж, Петра I и его свиту привезли прямо в Лувр, в королевский дворец, но русский царь осмотрел покои и отказался там жить, сказав, что они "слишком великолепно убраны".
Походные журналы Петра Великого сообщают, что
"Старой королевской дом Лювра не понравился за великостию"
Два французских маршала уговаривали Петра остаться в Лувре, но он был непреклонен и требовал более скромное жилище. Царя поселили в отеле Ледигьер (Hôtel de Lesdiguières).
Специально для государя в отель привезли роскошный королевский гарнитур. Однако царю эта мебель не понравилась. По воспоминаниям герцога Сен-Симона,
"Здесь тоже предназначенные покои царь нашел слишком нарядными и тотчас приказал поставить свою походную кровать в гардеробной"
У ворот дома был поставлен караул из 50 французских и швейцарских гвардейцев.
Отель, где жил Петр, не сохранился. Его снесли в 1876 году, когда прокладывали бульвар Генриха IV. Теперь на одном из зданий этого бульвара установлена мемориальная доска:
"Здесь находился Отель де Ледигьер, где царь Петр Великий проживал в 1717 г."
Король на руках у царя
Самым известным эпизодом пребывания Петра I в Париже были его встречи с малолетним королем Людовиком XV.
Согласно этикету, первым должен был нанести визит Людовик XV. В ожидании короля Петр I два дня не выходил из дома.
Сама встреча была удивительна и изумила французских придворных. После того, как юный король произнес приветственную речь, русский государь, вопреки всякому этикету
"взял короля подмышки и, подняв его в уровень с собою, поцеловал его таким образом в воздухе."
Все присутствующие были поражены неожиданностью и в то же время естественностью жеста Петра. А Людовик XV нисколько не смутился и с королевским спокойствием сидел на руках у русского царя-великана.
На прощание Петр I пожелал Людовику XV славного царствования и сказал, что отныне государи смогут обмениваться взаимными услугами.
Вот, что написал Петр I царице Екатерине о Людовике:
"Здешний король пальца на два выше нашего придворного карлика Луки, но дитя изрядное образом и станом, и по возрасту своему довольно разумное."
Людовику XV было только семь лет.
Несу всю Францию!
На следующий день царь Петр нанес ответный визит французскому королю во дворце Тюильри. Маленький король вышел к царю навстречу.
И снова, вопреки придворному этикету, Петр взял короля на руки и понес по лестнице во дворец. Поднимаясь посреди изумленных придворных и вооруженной гвардии, царь провозгласил:
"Всю Францию на себе несу!"
Один из очевидцев впоследствии писал:
"Все придворные были глубоко тронуты особой любовью и нежностью Петра Великого по отношению к юному королю".
Царь и король встречались еще два раза и Людовик подарил Петру усыпанный бриллиантами меч и карту Российского государства, сделанную французскими картографами.
Современники отмечали, что каждый раз встречи русского царя и юного короля происходили по-дружески без всяких церемоний.
Кто ходит в гости по утрам...
В Париже царь Петр I вставал очень рано и начинал свои визиты и экскурсии иногда в шесть часов утра. Поэтому за день он успевал осмотреть множество достопримечательностей. Сопровождавшие Петра говорили, что царь за 43 дня увидел столько, что другие не смогли бы увидеть и за год.
Петр посетил все королевские дворцы в Париже и его окрестностях, осмотрел все известные парижские коллекции, побывал в Академии наук, Академии художеств и Королевской библиотеке, присутствовал на заседаниях Сената и на службах в Соборе Парижской Богоматери, сходил в Оперу, трижды посетил Монетный двор и Обсерваторию и дважды - знаменитый Дом Инвалидов.
Чудо в Доме Инвалидов
Во время посещения Дома Инвалидов произошло удивительное событие, сравнимое с чудесными исцелениями. В Доме Инвалидов проживали "на полном пансионе" около 4000 больных и старых отставных солдат и офицеров.
Царь с большим интересом осмотрел все до мельчайших деталей, попробовал солдатский суп и выпил вина за здоровье инвалидов.
Когда Петр осматривал госпиталь, ему показали старого больного солдата, которого все уже считали при смерти. Петр пощупал ему пульс и уверенно сказал, что этот солдат скоро придет в себя и будет жить. Это предсказание исполнилось и французы потом с удивлением писали:
"Благоприятный прогноз царя подтвердился"
Пыльный парад на Елисейских полях
16 июня 1717 г. регент Франции герцог Филипп Орлеанский устроил специально для русского царя смотр королевских войск на Елисейских полях.
Перед царем строем прошли полки конной гвардии, жандармерии, легкой конницы и мушкетеров.
Вся эта масса конницы подняла такую тучу пыли, что невозможно было что-то разглядеть. Из-за пыли, жары и огромной толпы зевак царь Петр вместе с герцогом Филиппом Орлеанским покинули смотр раньше срока и уехали в сад Тюильри.
Как царь Петр со статуей Ришелье разговаривал
Французы рассказывают о необычном поведении царя на могиле кардинала Ришелье во время посещения Парижского университета Сорбонны.
Петр взошел на надгробие, обнял статую Ришелье и сказал, обращаясь к ней:
"Великий министр, если бы ты жил в наше время!
Я отдал бы тебе половину моего государства, чтобы ты научил меня управлять другой половиной!"
Русская баня на берегу Сены
Каждую субботу царь Петр ходил в баню. Этот обычай он соблюдал и в Париже. По его приказу на берегу Сены была устроена баня, в которой парилась вся русская делегация.
Разгоряченные паром петровские гренадеры выбегали из бани и бросались прямо в Сену, и это небывалое для парижан явление собирало "многолюдное сборище зрителей".
Королевский дворецкий Вертон, увидев такое странное купание, пришел в ужас и умолял царя все это запретить, опасаясь, как бы кто из русских не умер. Царь рассмеялся и ответил:
"Мы тут от парижского воздуха несколько ослабли, так закаливаем себя русскою банею. У нас бывает сие и зимою; привычка - вторая натура"
Да, парижский воздух в то время оставлял желать лучшего. Петр неоднократно говорил, что Париж воняет и смердит. Поэтому царь предпочитал Парижу загородные дворцы - Версаль, Марли, Фонтенбло.
Версальские плезиры
В письме к царице Екатерине Петр писал, что в Париже он очень скучал и только 12 дней во дворцах Версаля и Марли доставили ему "великий плезир".
Здесь царь Петр не соблюдал свой походный режим и часто развлекался ночи напролет. Для него устраивались пиры, балы, фейерверки, музыкальные спектакли и концерты. Иногда он уводил музыкантов к себе в апартаменты и слушал музыку до утра.
Рассказывают, что люди из свиты царя привозили в Версаль уличных девок и забавлялись с ними в апартаментах фаворитки Людовика XIV.
Ходили слухи, что царь устраивал оргии с любовными утехами в Версале, и об этом он якобы сам рассказывал герцогу Орлеанскому.
Масштабы похождений Петра приняли мифические размеры и его даже сравнивали с Гераклом, который за одну ночь сочетался с 50 дочерьми царя Феспия.
Молва о государевых увеселениях быстро дошла до царицы Екатерины, которая находилась в это время в Голландии. Она шутливо попрекала мужа любовными похождениями, а Петр оправдывался:
«то моей старости не прилично», «я не таковский, да и стар»
Как царь Петр чуть в Бастилию не попал
Больше всех развлекал Петра регент Франции герцог Филипп Орлеанский. Он несколько раз устраивал пышные пиры с большим количеством вина.
Во время одной из таких вакханалий, подвыпивший Филипп чем-то сильно рассердил Петра и царь в великом гневе отругал его, как если бы это был какой-то слуга.
Филипп тоже не сдержался и напомнил, что он - регент Франции, и пригрозил, что посадит русского царя в Бастилию.
В пьяную ссору вмешалась трезвая женщина, - дочь регента герцогиня де Берри. Во избежание международного скандала она велела развести пирующих по апартаментам, закрыть двери и не выпускать, пока все не протрезвеют. По описанию кардинала Дюбуа,
"На следующий день актеры этого беспутного спектакля — регент, царь и герцогиня — торжественно присягнули ничего не разглашать и поцеловались, чтобы скрепить свое примирение"
Да, это я!
Королевский монетный двор отчеканил памятную медаль в честь визита русского царя. Петр I представлен в доспехах и горностаевой мантии.
На обратной стороне изображена летящая над землей Фама, - античная богиня молвы и славы, - и написана фраза из Виргилия:
Vires acquirit eundo. — «Обретает силу в движении»
По словам Вольтера, в этой фразе на медали был
"тонкий и благородный намек, одинаково уместный и в отношении путешествий Петра Великого и в отношении его растущей славы."
Когда царю преподнесли эту медаль, Петр с удивлением воскликнул:
"Это я! Это действительно я! "
Прощай, Париж
Петр уезжал из Парижа полный впечатлений, идей и планов. При отъезде он сказал:
"Жалею так скоро оставить то место, где науки и художества цветут, и жалею при том, что город сей рано или поздно от роскоши и необузданности претерпит великий вред, а от смрада вымрет".
Царский прогноз подтвердился: Париж сильно пострадал от революционеров и коммунаров, а борьба со смрадом продолжается до сих пор.
Источники:
Мезин С.А. Взгляд из Европы: французские авторы XVIII века о Петре I. Саратов, 2003.
Большое спасибо за прочтение статьи!