Среди древних святынь Смоленской земли особое место занимает Бизюковский монастырь – обитель ныне почти забытая, а когда-то бывшая богатейшим и влиятельнейшим монастырем Смоленский земли, внесшим большой вклад в сбереженье веры и русской культуры в самые трагические моменты нашей истории. Находился он примерно в 10 км от Дорогобужа, вниз по течению Днепра, на высоком надпойном холме, с которого открывается живописнейший вид на днепровскую речную долину.
Предыстории Бизюковского монастыря начинается в эпоху Смутного времени. В огне междоусобицы и иностранной интервенции горела Смоленщина, отряды лихих людей и польских шляхтичей разоряли русские земли. В 1609 году в пределы России вторглось войско под командованием польского короля Сигизмунда III, началась осада Смоленской крепости. Тем временем в Москве после свержения царя Василия Шуйского оказался вакуум власти. Выход из кризиса российской государственности различные политические силы видели по-разному.
Боярин Михаил Глебович Салтыков – видный государственный деятель царствования Бориса Годунова, дипломат – активный участник событий Смутного времени. Он участвовал в заговоре, в результате которого был свергнут с престола Лжедмитрий. В период царствования Шуйского Михаил Салтыков попал в опалу и был удален из Москвы, а в 1609 году стал во главе политической группировки русской знати, которая выступала за укрепление российской государственности на основе законности и уважения сословных прав.
После того, как слабый правитель Василий Шуйский был свергнут, и законного претендента на престол не оказалось, Михаил Салтыков возглавил посольство русской знати к польскому королю Сигизмунду под Смоленск. Он вез договор об избрании на русское царствование малолетнего сына Сигизмунда королевича Владислава. Договор предусматривал права, ограждающие личную свободу каждого от произвола власти: все судятся по закону, никто не наказывается без суда; каждому из народа московского для науки вольно ездить в другие государства христианские; вера есть дар Божий, и ни совращать силой, ни притеснять за веру не годится; государь делит свою власть с двумя учреждениями – Земским собором и Боярской думой. Земскому собору отводился «учредительный авторитет» и «законодательный почин». Боярской думе – законодательная власть. Без согласия Думы государь не вводит новых податей и вообще никаких перемен в налогах. Этот договор в истории получил название «Конституции Салтыкова».
В феврале 1610 года договор об избрании на русский трон Владислава был подписан, но попытки Сигизмунда самому утвердиться во главе Российского государства, а также подъем патриотических настроений в русских городах помешали его реализации. В 1611 году Салтыков оказался во главе посольства в Польше и требовал отпуска Владислава в Москву. Но время для правового решения вопроса о престолонаследии уже ушло. На исторической арене в ход пошли аргументы только военной силы. В этой ситуации Михаил Салтыков предпочел остаться в Польше, так как он был человеком европейской культуры и образованности.
От польского короля Сигизмунда М.Г. Салтыков получил крупные земельные владения под Черниговом, а уже его сыновья были пожалованы родовыми поместьями Салтыковых в Дорогобужском уезде, отошедшим, как и Смоленск, к Польше.
Несмотря на то, что сыновья Михаила Глебовича стали подданными польской короны, они сохраняли верность православию и русскому духу.
Младшему из сыновей Федору досталось село Бизюково, стоявшее недалеко от Дорогобужа, ниже по течению Днепра. Здесь он и поселился вместе с матерью.
В 1625 году в Смоленске была учреждена униатская архиепископия. Польские светские власти и архиепископы начали борьбу с православием: храмы обращались в униатские, православные монастыри перешли к католическим орденам, противники унии жестоко преследовались. В 1633 году польский король издал распоряжение об обращении православных смолян в унию.
В этой драматической ситуации в 1640 году Федор Михайлович Салтыков выпросил у короля Владислава разрешение на основание в своем Бизюковском поместье православного монастыря. Вероятно, в этом решении польский король проявил уважение к памяти Михаила Салтыкова, который когда-то активно боролся за возведение Владислава на русский трон. Православный киевский митрополит прислал свое благословение на открытие монастыря и взял ее под свое попечение, признав ставропигиальной, т.е. напрямую подчиненной константинопольскому патриарху.
Монастырь был основан при Крестовоздвиженской церкви села Бизюкова и от нее получил свое название. Покровительство богатого землевладельца Федора Салтыкова материально и духовно укрепляло молодую обитель. Монастырские власти пользовались поддержкой польских уездных властей, конфликтовали со смоленским униатским архиепископом, а сам Бизюковский монастырь вскоре становится оплотом православной веры на Смоленщине и сбережения русской культуры.
Основу монастырской братии составили монахи православного мужского Кутеинского монастыря Оршанского повета, с которым в дальнейшем бизюковские иноки поддерживали побратимские отношения.
К 1648 году Федор Михайлович Салтыков принял постриг в учрежденной им обители под именем Сергия, а около 1656 года, уже после возвращения Россией Смоленских земель, возглавил монастырь в чине «строителя», а позднее «игумена». Принятие пострига для Федора Салтыкова было обдуманным шагом, нравственным выбором. К этому времени он был уже состоявшимся человеком, имевшим семью и детей. Возможно, такой выбор определила смерть жены и принятие монашества его матерью.
После освобождения Смоленского края от польского господства Бизюковский монастырь восстанавливал православные обители в Дорогобужском уезде, в 1655-1656 годах к нему приписали Сверколуцкий монастырь с вотчиной (основан в середине XVI века преподобным Герасимом Болдинским), а монах Бизюкова монастыря Ефрем Потемкин в 1660 году возглавил братию Болдина монастыря. К этому времени в вотчинах Бизюковского монастыря числилось три села и более 35 деревень.
В период церковной реформы патриарха Никона Сергий Салтыков ушел в раскол. Этому способствовало близкое знакомство с первыми расколоучителями – протопопом Аввакумом и Исайей. Последний был дворецким боярина Михаила Салтыкова, родственника Сергия Салтыкова. Года борьбы за православие с униатством сделали о. Сергия стойким в вере, неприятелем любых посягательств на общепринятые церковные устои. Новшества, предлагаемые патриархом Никоном, были восприняты Сергием Салтыковым, как отступление от истинной веры, в своей борьбе с церковными реформаторами он ушел даже в глухие нижегородские леса, куда бежали и другие раскольники. Однако на церковном соборе 1666-1667 годах, разбиравшем дела известных раскольников, Сергий Салтыков покаялся и получил прощение своего отпадения от церкви. Он вернулся в свой монастырь, где продолжил свое игуменство. Скончался Сергий Салтыков 17 февраля 1680 года. Погребен он был в каменной каплице, которая примыкала к шестигранной колокольне монастыря.
После присоединения Смоленска к Москве Бизюковский монастырь перешел в ведение московских патриархов. Сергий Салтыков во времена своего управления монастырем по всем церковным делам обращался к московскому патриарху, но только в 1689 году по ходатайству боярина Федора Салтыкова (родственника Сергия) грамотой патриарха Иоакима обитель была утверждена в патриаршей ставропигии.
В 1692 году благодаря ходатайству того же боярина была получена царская грамота, по которой привилегии за Бизюковым монастырем были утверждены на вечное время. Наконец, в 1705 году грамотой патриаршего местоблюстителя Стефана Яворского настоятелям монастыря была дана привилегия служить службы в помещичьих селах. Также бизюковские архимандриты избирали кандидатов на церковные должности, посылали их для посвящения в Москву, наблюдали за их служебной исполнительностью.
Таким образом, в Смоленской епархии с 1705 года появляется патриарший ставропигиальный монастырь с привилегированным положением. Такое соседство для смоленских митрополитов и епископов было источником раздражения и недовольства, потому что епархия несла убытки при лишении служб в помещичьих селах.
Началась активная борьба между епархиальной властью и настоятелями Бизюкова монастыря, которая продолжалась все время существования обители в Смоленской епархии. Здесь были и ложные обвинения, и кляузы, и бюрократические проволочки.
Монастырь продолжал пользоваться покровительством влиятельных особ. Среди них были две царицы – Прасковья Федоровна (жена царя Иоанна V, дочь боярина Федора Салтыкова) и императрица Анна Иоанновна (дочь царицы Прасковьи).
По переписи 1744 года монастырь имел крупнейшие на Смоленщине владения с 3219 душами мужского пола. В период расцвета в монастырских вотчинах было 4 села (Подмонастырная слобода, Сверколучье, Усвятье, Пушкино) и 68 деревень.
К концу XVIII века Бизюковский монастырь имел два каменных храма – Успенский и Архистратига Михаила. Деревянными были церкви Воздвижения Креста и два приходских храма – Живоносного источника и Георгиевский. При келиях находилась домовая каменная церковь Великомученицы Варвары, а в ней с 1794 году находилась частица мощей великомученицы Варвары в ковчежце, приобретенная архимандритом Иоасафом (Дранником) в Киеве. Около Успенской церкви высилась каменная колокольня, к ней примыкала каплица с усыпальницей основателя монастыря Сергия Салтыкова. Монастырская ограда была частью каменной и деревянной.
При монастыре была обширная библиотека. Известно, что архимандрит Мелхиседек по просьбе своего родственника известного русского историка В.Н. Татищева переслал ему отрывок Иоакимовской летописи. Это уникальный документ, имеющий большую историческую ценность. Ученый использовал материалы из нее в своем труде по истории России. Из отрывочных сведений мы знаем, что кроме книг на богословские темы, в библиотеке были научные и философские труды разных авторов.
В числе настоятелей монастыря были очень просвещенные люди. Например, архимандрит Давид Нащинский (1720-1793) – бывший ректор Киевской духовной академии и переводчик сочинений Феофана Прокоповича на латинский язык.
В 1764 году при секуляризации земель Бизюковский монастырь потерял свои обширные вотчины. Братия пришла в бедность, кельи обветшали.
В 1803 году указом императора Александра I обитель была упразднена и переведена на юг, в Херсонскую губернию. Любопытно, что у истоков монастыря в Херсонской земле стоял смолянин, наш земляк, князь Г.А. Потемкин. Именно он содействовал в 1772 году в выделении земли под Софрониевское подворье по просьбе игумена Феодосия. В подворье была сооружена первая деревянная церковь во имя священномученика Григория, просветителя Великой Армении. В устроении этого богоугодного дела самое непосредственное участие вновь принимает князь Потемкин. В знак благодарности и глубокого уважения старца Феодосия к светлейшему князю церковь была освящена во имя его небесного покровителя. С переводом в эти места Бизюковского монастыря обитель получила название Свято-Григорьевского Бизюкова монастыря. Так смоленский дворянин своими трудами дал продолжение жизни старинной иноческой обители из родного Смоленского края.
Свято-Григорьевский Бизюков монастырь был разорен в XX веке. С 1992 года монастырская жизнь в нем возобновилась.
После упразднения Бизюковского монастыря два сохранившихся каменных храма были обращены в приходские новообразованного села Бизюково. В Великую Отечественную войну церкви были разрушены, усыпальница ограблена. К настоящему времени сохранились только остатки фундаментов и подвалов построек на северной окраине деревни, а также кладбище.
Источник: официальная группа научно-популярного журнала "Край Смоленский" https://vk.com/kraismol
Автор: Юрий Шорин
Если материал вам понравился, не забудьте поставить дружеский лайк.