Найти тему

«Детство» Максима Горького и «Домик Каширина»

В Нижнем Новгороде последние годы я бываю регулярно, но никогда почему-то не хотелось сходить в Музей детства А.М. Горького. И писатель не из моих любимых, и произведение не из тех, что хочется перечитывать. Но раз в несколько лет приходится: оно ведь в программе 7 класса.

В прошлом году Нижний отмечал своё 800-летие. Вероятно, с этим было связано желание учителя начальных классов познакомить юных нижегородцев с их прославленным земляком через автобиографическую повесть. Я, возмущённая до глубины души (10-летним такое читать?! Да и в 7 классе-то рано!), даже и не подозревала, насколько замечательно в итоге всё сложится (я даже немного благодарна тому учителю).

Издательство "Детская литература"
Издательство "Детская литература"

К тому моменту, как я приехала в Нижний Новгород к сестре, мой старший племянник уже успел устать от количества смертей и других "свинцовых мерзостей дикой русской жизни". Согласитесь, "яркого, здорового, творческого" там намного меньше. Мы перешли на подробный мой пересказ + читали фрагменты. Осилили, отзыв он написал. А потом было решено сходить в тот самый дом, в котором начинается основное действие произведения.

Музей детства А.М. Горького «Домик Каширина», Почтовый съезд, 21
Музей детства А.М. Горького «Домик Каширина», Почтовый съезд, 21

Больше века назад двор выглядел почти так же, как сейчас: был мощён булыжником и обнесён высоким забором.

Дошли до конца съезда. На самом верху его, прислонясь к правому откосу и начиная собою улицу, стоял приземистый одноэтажный дом, окрашенный грязно-розовой краской, с нахлобученной низкой крышей и выпученными окнами.

Красильная мастерская находилась во дворе рядом с домом.

В углу, в низенькой полуразрушенной пристройке, жарко горели дрова в печи, что-то кипело, булькало, и невидимый человек громко говорил странные слова:
— Сандал — фуксин — купорос...

Когда читаешь "Детство", представляешь себе помещение несколько побольше!

Я пошел в мастерскую и привязался к Ивану, но и он не хотел ответить мне, смеялся тихонько, искоса поглядывая на мастера, и, выталкивая меня из мастерской, кричал:
— Отстань, отойди! Вот я тебя в котел спущу, выкрашу!
Мастер, стоя пред широкой низенькой печью, со вмазанными в нее тремя котлами, помешивал в них длинной черной мешалкой и, вынимая ее, смотрел, как стекают с конца цветные капли. Жарко горел огонь, отражаясь на подоле кожаного передника, пестрого, как риза попа. Шипела в котлах окрашенная вода, едкий пар густым облаком тянулся к двери, по двору носился сухой поземок. Мастер взглянул на меня из-под очков мутными, красными глазами и грубо сказал Ивану:
— Дров! Али не видишь?

Размеры поражают там везде! В доме особенно: всё такое маленькое, компактное, низенькое. Как только там все (16 человек!) помещались?

Эпизод наказания Алёши, полагаю, запомнился многим юным читателям:

... дедушка, стоя в углу у лохани, выбирал из ведра с водою длинные прутья, мерял их, складывая один с другим, и со свистом размахивал ими по воздуху.

Что было дальше, тоже хорошо остаётся в памяти:

Дед засек меня до потери сознания, и несколько дней я хворал, валяясь вверх спиною на широкой жаркой постели в маленькой комнате с одним окном и красной, неугасимой лампадой в углу пред киотом со множеством икон.

Хворал Алёша в комнате бабушки. Пожалуй, самое уютное и приятное место в доме, очень много рассказывающее о его хозяйке.

Бабушка была мастерицей, владела искусством балахнинского кружевоплетения. В комнате коклюшки, пяльцы и другие предметы для рукоделия.

Во время болезни Алёша лежал на кровати, а обычно мальчик спал на сундуке, стоящем рядом:

Сундук в комнате Акулины Ивановны
Сундук в комнате Акулины Ивановны

Напротив сундука - изразцовая печь, сохранившаяся с тех времён!

Вот не могу вспомнить точно, слышала ли я это в музее или где-то прочитала: маленький Алёша, глядя на изразцы, любил сочинять всякие истории.

Помните, самые радостные моменты, связанные с бабушкой, Цыганком, когда все собирались на кухне?

Но особенно он (Цыганок) памятен мне в праздничные вечера; когда дед и дядя Михаил уходили в гости, в кухне являлся кудрявый, встрепанный дядя Яков с гитарой, бабушка устраивала чай с обильной закуской и водкой в зеленом штофе с красными цветами, искусно вылитыми из стекла на дне его; волчком вертелся празднично одетый Цыганок; тихо, боком приходил мастер, сверкая темными стеклами очков; нянька Евгенья, рябая, краснорожая и толстая, точно кубышка, с хитрыми глазами и трубным голосом; иногда присутствовали волосатый успенский дьячок и еще какие-то темные, скользкие люди, похожие на щук и налимов. Все много пили, ели, вздыхая тяжко, детям давали гостинцы, по рюмке сладкой наливки, и постепенно разгоралось жаркое, но странное веселье. Дядя Яков любовно настраивал гитару, а настроив, говорил всегда одни и те же слова: — Ну-с, я начну-с!

В музее много подлинных предметов эпохи и есть вещи, принадлежавшие семье Кашириных: игольница-грибок, гипсовый петушок-копилка .

Петушок и гриб принадлежали семье Кашириных
Петушок и гриб принадлежали семье Кашириных

Один из трагических эпизодов связан с гибелью Цыганка, так много значившего для маленького Алёши.

Вскоре он (Цыганок) погиб. Случилось это так: на дворе, у ворот, лежал, прислонен к забору, большой дубовый крест с толстым суковатым комлем. Лежал он давно. Я заметил его в первые же дни жизни в доме, — тогда он был новее и желтей, но за осень сильно почернел под дождями. От него горько пахло мореным дубом, и был он на тесном, грязном дворе лишний. Его купил дядя Яков, чтоб поставить над могилою своей жены, и дал обет отнести крест на своих плечах до кладбища в годовщину смерти ее.

Размеры креста легко представить, сопоставив с обычным современным канализационным люком:

Это копия креста. Настоящий отнесли на могилу жены дяди Якова.
Это копия креста. Настоящий отнесли на могилу жены дяди Якова.

Кстати, принято считать, что Цыганок, приёмный сын Кашириных, собирательный образ.

И ещё один факт из путеводителя по музею:

Алёше Пешкову было всего три-четыре года, когда он жил в доме В.В. Каширина, но у него сохранились яркие воспоминания о том времени. Они легли в основу повести "Детство". Конечно, это художественное произведение: что-то писатель преувеличил, где-то сгустил краски...

Никогда не представляла главного героя "Детства" 3-4 летним. А уж если ещё и фильм Марка Донского посмотреть! Кстати, фильм частично снимался в этом самом доме.

В сквере около "Домика Каширина"
В сквере около "Домика Каширина"

Это было классным закреплением! Мне самой было там безумно интересно. Вот только что на страницах книги ты узнавал о деталях быта, пытался представить сцены или определённые предметы, и вдруг ты оказываешься в том самом месте!

Я специально выбрала лишь те места, предметы, моменты, которые показывают тесную связь между книгой и музеем, но экспозиция больше. Это ведь не только музей литературного произведения, но и музей быта нижегородцев 19 века.

#горький #музей #околокнижное #школьная программа