В Нижнем Новгороде последние годы я бываю регулярно, но никогда почему-то не хотелось сходить в Музей детства А.М. Горького. И писатель не из моих любимых, и произведение не из тех, что хочется перечитывать. Но раз в несколько лет приходится: оно ведь в программе 7 класса.
В прошлом году Нижний отмечал своё 800-летие. Вероятно, с этим было связано желание учителя начальных классов познакомить юных нижегородцев с их прославленным земляком через автобиографическую повесть. Я, возмущённая до глубины души (10-летним такое читать?! Да и в 7 классе-то рано!), даже и не подозревала, насколько замечательно в итоге всё сложится (я даже немного благодарна тому учителю).
К тому моменту, как я приехала в Нижний Новгород к сестре, мой старший племянник уже успел устать от количества смертей и других "свинцовых мерзостей дикой русской жизни". Согласитесь, "яркого, здорового, творческого" там намного меньше. Мы перешли на подробный мой пересказ + читали фрагменты. Осилили, отзыв он написал. А потом было решено сходить в тот самый дом, в котором начинается основное действие произведения.
Больше века назад двор выглядел почти так же, как сейчас: был мощён булыжником и обнесён высоким забором.
Дошли до конца съезда. На самом верху его, прислонясь к правому откосу и начиная собою улицу, стоял приземистый одноэтажный дом, окрашенный грязно-розовой краской, с нахлобученной низкой крышей и выпученными окнами.
Красильная мастерская находилась во дворе рядом с домом.
В углу, в низенькой полуразрушенной пристройке, жарко горели дрова в печи, что-то кипело, булькало, и невидимый человек громко говорил странные слова:
— Сандал — фуксин — купорос...
Когда читаешь "Детство", представляешь себе помещение несколько побольше!
Я пошел в мастерскую и привязался к Ивану, но и он не хотел ответить мне, смеялся тихонько, искоса поглядывая на мастера, и, выталкивая меня из мастерской, кричал:
— Отстань, отойди! Вот я тебя в котел спущу, выкрашу!
Мастер, стоя пред широкой низенькой печью, со вмазанными в нее тремя котлами, помешивал в них длинной черной мешалкой и, вынимая ее, смотрел, как стекают с конца цветные капли. Жарко горел огонь, отражаясь на подоле кожаного передника, пестрого, как риза попа. Шипела в котлах окрашенная вода, едкий пар густым облаком тянулся к двери, по двору носился сухой поземок. Мастер взглянул на меня из-под очков мутными, красными глазами и грубо сказал Ивану:
— Дров! Али не видишь?
Размеры поражают там везде! В доме особенно: всё такое маленькое, компактное, низенькое. Как только там все (16 человек!) помещались?
Эпизод наказания Алёши, полагаю, запомнился многим юным читателям:
... дедушка, стоя в углу у лохани, выбирал из ведра с водою длинные прутья, мерял их, складывая один с другим, и со свистом размахивал ими по воздуху.
Что было дальше, тоже хорошо остаётся в памяти:
Дед засек меня до потери сознания, и несколько дней я хворал, валяясь вверх спиною на широкой жаркой постели в маленькой комнате с одним окном и красной, неугасимой лампадой в углу пред киотом со множеством икон.
Хворал Алёша в комнате бабушки. Пожалуй, самое уютное и приятное место в доме, очень много рассказывающее о его хозяйке.
Бабушка была мастерицей, владела искусством балахнинского кружевоплетения. В комнате коклюшки, пяльцы и другие предметы для рукоделия.
Во время болезни Алёша лежал на кровати, а обычно мальчик спал на сундуке, стоящем рядом:
Напротив сундука - изразцовая печь, сохранившаяся с тех времён!
Вот не могу вспомнить точно, слышала ли я это в музее или где-то прочитала: маленький Алёша, глядя на изразцы, любил сочинять всякие истории.
Помните, самые радостные моменты, связанные с бабушкой, Цыганком, когда все собирались на кухне?
Но особенно он (Цыганок) памятен мне в праздничные вечера; когда дед и дядя Михаил уходили в гости, в кухне являлся кудрявый, встрепанный дядя Яков с гитарой, бабушка устраивала чай с обильной закуской и водкой в зеленом штофе с красными цветами, искусно вылитыми из стекла на дне его; волчком вертелся празднично одетый Цыганок; тихо, боком приходил мастер, сверкая темными стеклами очков; нянька Евгенья, рябая, краснорожая и толстая, точно кубышка, с хитрыми глазами и трубным голосом; иногда присутствовали волосатый успенский дьячок и еще какие-то темные, скользкие люди, похожие на щук и налимов. Все много пили, ели, вздыхая тяжко, детям давали гостинцы, по рюмке сладкой наливки, и постепенно разгоралось жаркое, но странное веселье. Дядя Яков любовно настраивал гитару, а настроив, говорил всегда одни и те же слова: — Ну-с, я начну-с!
В музее много подлинных предметов эпохи и есть вещи, принадлежавшие семье Кашириных: игольница-грибок, гипсовый петушок-копилка .
Один из трагических эпизодов связан с гибелью Цыганка, так много значившего для маленького Алёши.
Вскоре он (Цыганок) погиб. Случилось это так: на дворе, у ворот, лежал, прислонен к забору, большой дубовый крест с толстым суковатым комлем. Лежал он давно. Я заметил его в первые же дни жизни в доме, — тогда он был новее и желтей, но за осень сильно почернел под дождями. От него горько пахло мореным дубом, и был он на тесном, грязном дворе лишний. Его купил дядя Яков, чтоб поставить над могилою своей жены, и дал обет отнести крест на своих плечах до кладбища в годовщину смерти ее.
Размеры креста легко представить, сопоставив с обычным современным канализационным люком:
Кстати, принято считать, что Цыганок, приёмный сын Кашириных, собирательный образ.
И ещё один факт из путеводителя по музею:
Алёше Пешкову было всего три-четыре года, когда он жил в доме В.В. Каширина, но у него сохранились яркие воспоминания о том времени. Они легли в основу повести "Детство". Конечно, это художественное произведение: что-то писатель преувеличил, где-то сгустил краски...
Никогда не представляла главного героя "Детства" 3-4 летним. А уж если ещё и фильм Марка Донского посмотреть! Кстати, фильм частично снимался в этом самом доме.
Это было классным закреплением! Мне самой было там безумно интересно. Вот только что на страницах книги ты узнавал о деталях быта, пытался представить сцены или определённые предметы, и вдруг ты оказываешься в том самом месте!
Я специально выбрала лишь те места, предметы, моменты, которые показывают тесную связь между книгой и музеем, но экспозиция больше. Это ведь не только музей литературного произведения, но и музей быта нижегородцев 19 века.
#горький #музей #околокнижное #школьная программа