Может ли ДТП быть квалифицировано как убийство? В Сети каждый день появляются видеоролики или записи с видеорегистраторов, на которых зафиксированы «воспитательные моменты» некоторых водителей в отношении других участников дорожного движения: подрезание, вытеснение с полосы, резкое торможение перед впереди идущим автомобилем. Однако стоит помнить о возможных последствиях таких действий. Один из подобных «уроков» закончился трагедией в Иркутске. А виновнику аварии пришлось ответить по всей строгости закона, несмотря на то, что он разными способами оказывал противодействие установлению истины. Но следователям СК России по плечу самые сложные задачи.
- 8 октября 2018 года в Иркутске на улице Мира произошло ДТП, которое потрясло многих жителей города. Автомобиль марки «Kia», в котором находились женщина и двое детей, вылетел на встречную полосу, где лоб в лоб столкнулся с легковой машиной «Mitsubishi». Четверо пострадавших в аварии, двое из которых дети 8 и 12 лет, были экстренно госпитализированы с травмами различной степени тяжести. Для 27-летнего водителя Mitsubishi полученные повреждения оказались несовместимыми с жизнью, мужчина скончался в больнице на следующий день.
ДТП ИЛИ УБИЙСТВО?
- В социальных сетях большинство пользователей обвиняли женщину-водителя Kia, которая вылетела на встречную полосу и совершила лобовое столкновение. И лишь немногие на видеозаписях, попавших в Интернет, заметили, что перед ДТП корейскую иномарку «подрезал» внедорожник.
- Учитывая широкий общественный резонанс и неоднозначные обстоятельства происшествия, руководство следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Иркутской области и прокуратура Иркутской области определили передать материалы в органы СК России для дачи объективной и всесторонней правовой оценки всем участникам ДТП. Водитель внедорожника «Toyota Land Cruiser», который «вытолкнул» Kia на «встречку», был в кратчайшие сроки установлен сотрудниками МВД России и доставлен в отдел полиции, а затем в следственный отдел по Ленинскому району города Иркутска. Им оказался 41-летний Павел Смеляков (имя и фамилия изменены. – прим. ред.). После аварии он скрылся с места происшествия и сутки прятался в одном из дачных поселков под Ангарском. У сотрудников ДПС были ориентировки на машину и водителя, так что стоило ему только покинуть поселок, как он был задержан и доставлен в районный следственный отдел СУ СК России по Иркутской области.
Там он сразу же заявил, что «вытолкнул» женщину на «встречку», чтобы проучить за то, что незадолго до этого она якобы «подрезала» его на дороге. По итогам беседы со Смеляковым и проведения ряда проверочных мероприятий было принято решение о возбуждении уголовного дела об убийстве (ч. 1 ст. 105 УК РФ), что создало первый в своем роде прецедент в плане квалификации подобным образом ДТП на территории Иркутской области. В последующем в обвинение добавились статьи об умышленном причинении тяжкого вреда здоровью пассажиров Кia и повреждении их имущества (ч. 2 ст. 105 УК РФ, п. «з» ч. 2 ст. 112 УК РФ, ч. 1 ст. 167 УК РФ). Смелякову была избрана мера пресечения в виде заключения под стражу. По словам следователя, он выглядел растерянным и раскаивался в содеянном.
ВЕРСИИ ЗАЩИТЫ
Адвокаты Смелякова быстро определили линию защиты, которая заключалась как в скрытом, так и в открытом противостоянии следствию. Ее он и придерживался. На контакт обвиняемый не шел. В дальнейшем на протяжении срока предварительного расследования мужчина утверждал, что произошедшее ДТП – случайность, а в суде выдвигал все новые версии случившегося. От раскаяния и потерянности вскоре не осталось и следа.
Так, например, он заявил, что не сталкивал Kia с дороги, а повреждения, обнаруженные на его автомобиле, – возникли задолго до описываемых событий. Однако физико-химическая судебная экспертиза показала обратное. На поверхности ряда представленных для исследования объектов с Toyota Land Cruiser были обнаружены наслоения в виде притертостей лакокрасочного покрытия, которые имели общую родовую принадлежность по целому ряду признаков с внешним слоем частиц краски, изъятых с ряда объектов Kia. Эти выводы подтверждали, что произошло столкновение указанных машин.
«Помимо этого, дополнительным косвенным доказательством, опровергающим версию обвиняемого, послужили материалы из сети Интернет. Незадолго до совершенного преступления Смеляков выставлял свой автомобиль на продажу через одно из приложений. На фото в объявлении было отчетливо видно, что какие- либо повреждения на его внедорожнике отсутствуют», – поясняет следователь следственного отдела по Ленинскому району города Иркутска Александра Федорова.
После предъявления заключения эксперта Смеляков вынужденно признал факт столкновения автомобилей. Однако продолжил настаивать, что это была случайность, потому как он даже не почувствовал момента касания автомобилей.
В ходе следствия был произведен значительный объем следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий. В частности, розыск и допросы свидетелей происшествия, осмотры видеозаписей, полученных с регистраторов и камер видеонаблюдения, проведены многочисленные судебные медицинские, оценочные экспертизы, истребованы материалы о погодных условиях, режиме работы светофоров в день аварии на данном участке дороги и многое другое.
ВСЕ МОГЛО БЫТЬ ИНАЧЕ?
Для того, чтобы разобраться во всех обстоятельствах произошедшего, необходимо было прояснить кроме прочего два момента: с какой скоростью двигались автомобили и могла ли водитель Kia избежать столкновения с автомобилем «Mitsubishi».
Установить скоростной режим Kia и Toyota Land Cruiser незадолго до их столкновения помогла видеотехническая судебная экспертиза. Для ее проведения следователями были представлены ранее изъятые видеозаписи с двух камер видеонаблюдения, а также результаты следственного эксперимента. Экспертизу проводил руководитель экспертно-криминалистического отдела Следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Иркутской области Алексей Себякин. «Я выполнил фотосовмещение кадров экспериментальной и исследуемой видеозаписей, в результате чего были получены цифры, которые легли в основу расчетов параметров движения автотранспортных средств “Кia” и “Land Cruiser”. Внедорожник “Toyota” до момента ДТП двигался со скоростью 85,3 км/ч. И на указанном участке дороги он двигался со скоростью, превышающей скорость корейского автомобиля “Kia”. Последний двигался со скоростью чуть более 60 км/ч», – рассказывает эксперт. Кроме того, была проведена автотехническая экспертиза, согласно которой водитель Kia не располагала техническими возможностями избежать столкновения.
Для устранения противоречий между показаниями потерпевшей и обвиняемого следователь провела очную ставку. «Нужно было еще раз подчеркнуть, что водители Кia и Toyota не были знакомы и никогда не виделись до совершения преступления, – объясняет следователь. – Смеляков извинился перед потерпевшей, однако продолжал настаивать на том, что именно она, а не он, виновата в смерти водителя Mitsubishi».
В суде адвокаты Смелякова выдвинули новую версию произошедшего. Якобы Смеляков не мог видеть момент удара, поскольку в это время у него в руках были сотовые телефоны – по одному из них он пытался дозвониться до своего товарища, а по другому – отправлял так называемый маячок – автоматическое смс-сообщение с просьбой перезвонить. Эта версия, как и многие другие преследующие цель запутать следствие, не нашла своего подтверждения.
- 29 января 2020 года Иркутский областной суд признал Смелякова виновным в убийстве, совершенном общеопасным способом, в умышленном причинении тяжкого вреда здоровью, совершенном в отношении двух и более лиц, умышленном причинении средней тяжести вреда здоровью, совершенном с применением предметов, используемых в качестве оружия, и умышленном повреждении имущества. В апелляционной инстанции приговор суда устоялся, лишь срок наказания был снижен – с 15 лет лишения свободы до 14 лет и 6 месяцев.