В июне 1973-го на советских экранах показали фильм режиссера Виталия Мельникова «Здравствуй и прощай». 16 миллионов зрителей посмотрели эту историю любви деревенской женщины и участкого миллиционера. Зрители переживали за главную героиню в исполнении молодой актрисы Людмилы Зайцевой, которую муж оставил с тремя детьми, а сам отправился на поиски “смысла жизни”. Но как только у нее появилась надежда на новое семейное счастье, непутевый супруг вернулся домой. По задумке режиссера финал картины остался открытым. Кого выберет Александра: нелюбимого и предавшего ее мужа или участкового, которого она полюбила, но он готов просто так от нее отказаться?
Что скрыто за кадрами “Здравствуй и прощай” - рассказываем о самых интересных фактах киноленты.
1. Начинающей актрисе Людмиле Зайцевой на момент выхода фильма было всего 26 лет, но ей пришлось сыграть женщину гораздо старше, да еще и мать троих детей. Но актриса справилась отлично! А Наталье Гундаревой - подруге по фильму - и вовсе было 24 года.
2. Пара персонажей Олега Ефремова и Людмилы Зайцевой смотрелась так органично, что зрители тут же приписали актерам роман за пределами съемочной площадки. Но их связывали только дружеские отношения. Ефремов абсолютно без заносчивости и тщеславия сразу же смог найти общий язык с Зайцевой. У нее возникло ощущение, что они старые друзья.
3. Режиссер Мельников первым рассмотрел талант Натальи Гундаревой. А порекомендовала ее на роль буфетчицы Нади сама Людмила Зайцева. Тогда Гундарева еще не блистала в кино и была малоизвестной театральной актрисой. Отдавая главные женские роли начинающим актрисам, Мельников рисковал, но они справились с задачей отлично.
4. Наталья Гундарева сумела расположить к себе не только всю съемочную площадку, но и местных жителей. Станичники принимали ее за свою, говоря вслед: «Какая же это актриса, она же наша, из Ростова, вот она и снимается».
5. В том, что Наталья Гундарева - актриса из народа, стали уверены и все зрительницы. После выхода фильма на киностудию стали приходить письма благодарности за то, что сняли в ленте не только профессиональных актрис, но и простую деревенскую жительницу Наталью. Этот фильм открыл ей дорогу в большое кино, и после этого Гундарева сыграла десятки ролей.
6. Съемки велись в двух казачьих станицах под Ростовом-на-Дону - Приморской и Синявке. Городские сцены снимали в Новочеркасске. В массовке снимались местные жители. Актрисы не должны были от них отличаться, и оператор Юрий Векслер запретил им использовать грим и средства от загара. Зайцева, выросшая в деревне, сама была так похожа на местных женщин, что ее часто не воспринимали как артистку. Иногда милиционеры, дежурившие на съемочной площадке, не пускали ее за ограждение, не веря в то, что перед ними актриса.
7. На съемках фильма Людмила Зайцева и Наталья Гундарева сдружились и продолжали общаться и после завершения работы над фильмом. Было только одно, чего Зайцева не могла терпеть в своей подруге – ее пения. По сюжету, им приходилось петь вместе, да и за кадром актеры часто занимались тем же. Но Людмила Зайцева часто останавливала Наталью Гундареву, чтобы та не портила песню. “Но Люся ее натаскала, стало здорово получаться… А была она замечательной... И на площадке никогда не капризничала», - в одном из своих интервью вспоминал сценарист Виктор Мережко. В итоге у Гундаревой и Зайцевой получился замечательный дуэт, как будто обе были профессиональными певицами.
8. Домик, в котором жила героиня Шурка с детьми, был арендован у хозяев вместе со всей мебелью, утварью и прочим реквизитом. Только к семейным фотографиям добавили казенные, ленфильмовские. Трех детей также отобрали среди местной детворы. На время съемок они поселились вместе с Зайцевой.
9. Слияние актеров со станичниками было таким сильным, что когда в Приморской играли свадьбу, съемки пришлось остановить ровно на неделю. Причем Зайцеву, как соседку, местные женщины подключили к подготовке свадебного стола. Звали ее Шуркой до самого конца съемок.
10. По вечерам на завалинке Олег Ефремов спорил с мужиками, обсуждая международное положение. Олег защищал Никиту Хрущева и хвалил “железную леди” СССР Екатерину Фурцеву за театр «Современник», а мужики почему-то называли Фурцеву нехорошим словом и поносили Хрущева за то, что он «Америке весь наш хлебушко продал». За его убеждения Ефремова даже чуть не побили на той самой свадьбе.
11. После выхода фильма, когда копию привезли в станицу Приморскую, жители оккупировали крошечный деревенский кинотеатр, ведь каждому хотелось увидеть на экране себя, пусть даже и в секундном эпизоде. Ленту безостановочно крутили несколько суток, пока селяне не насладились собственным триумфом.
12. В кадр, где Александра стирает вещи участкового, попадает порошок "Тайд". Он уже был в СССР в 70-х годах, но не пользовался большим спросом. Фаворитом советских хозяек был “Лоск”.
Читайте также:
Фото: Legion Media
Если вам понравился этот материал, ставьте лайк!