Многие читатели, особенно интересующиеся пророчествами о Белом царе, часто задают мне вопрос: а каково будет то "изначальное православие", которое, согласно пророчеств, восстановит Белый царь? Отчасти я уже отвечал на эти вопросы - как в комментариях, так и в целых отдельных публикациях, посвященным тем или иным особенностям древнерусской христианской традиции. В этой серии публикаций постараюсь обобщить эту традицию и еще раз показать - из пророчеств о Белом царе - каким будет Православие Белого царя.
Пророчества обычно указывают на то, что Белый царь:
1. Вычистит церковные кадры.
2. Очистит Церковь от переполняющих ее ересей.
3. Восстановит в Церкви древнее благочестие.
Согласно пророчеств, практически все сегодняшние церковные учителя и князья церкви (о которых пророчество говорит как об "очень коррумпированном духовенстве") "за исключением единиц" будут изгнаны, или же сами убегут, спасаясь от справедливого наказания. Как не оказаться в этом страшном большинстве, представленном лидерами?
Речь идет тут, конечно, не о второстепенных вопросах, не о вопросах обряда, литургии, особенностей герменевтики... Речь идет о самом главном, что Бог особо выделил как в Ветхом, так и в Новом Завете - Законе Божием. Беззаконие на святом месте - и в народе - это всегда то обвинение, которое Бог в Священном Писании выдвигает против лидеров Своего народа. Других претензий Он к людям не предъявляет. На Десятисловном Законе Божием - который основан на любви к Богу и ближнему - основаны все аспекты жизни общества, все наши благословения и проклятия, которые мы получаем (или не получаем) не просто как индивидуумы, а как народ.
Напомню эти заповеди, которые никто не отменял, и которые Сын Человеческий, Иисус Христос "не нарушить пришел, но исполнить", и восстановить которые приходит Предтеча - Белый царь. На первой скрижали были написаны заповеди, выстраивающие правильные отношения между человеком и Богом - начнем с самой первой:
(1) Я Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства; Да не будет у тебя других богов пред лицом Моим.
Казалось бы - чего проще? Что тут еще восстанавливать нужно? Но эта простая, краткая Заповедь звучит упреком тому схолостическому философско-тринитарному богословию, которое с веками развилось вокруг христианства. Так лиана, сорняк, оплетает могучее дерево, сдавливает его, высасывает все соки, сушит - но при этом лиана (иногда ядовитая) создает ложное впечатление цветущего зеленого дерева. Цветет-то, по сути, одна лиана, а дерево уже, может, и еле дышит...
Все такие лианы, а в особенности ядовитые, будут, согласно пророчеств, сорваны Белым царем с древа русского христианства. В том числе и те лианы, что наросли вокруг Первой заповеди. А вы думаете - их там нет?
Библия не случайно так коротко излагает в Первой Заповеди основной постулат веры трех мировых религий - Иудаизма, Ислама и Христианства - единобожие. На самом деле тема единобожия (или единства Божия) - это тема бездонная, неисчерпаемая, способная (и предназначенная для этого!) повергнуть человека в трепет перед Богом, дающая более чем достаточно пищи для молитвы и размышления на вечность вперед. Ведь Первая Заповедь передает нам таинство природы Божией. Но она и чрезвычайно кратка и проста - чтобы направить нас не к умствованиям вокруг Бога, но к восхищению Богом.
В течении многих лет, даже десятилетий, я преподавал студентам-богословам самых высоких уровней такие предметы, как "Доктрина о Бога", "Тринитарное богословие", "Вселенские Соборы", "Христологические споры" и т.д., и т.п. Надо сказать, что мне никогда не нравилось преподавание именно этих предметов. По той простой причине, что как екклезиологические (церковные), так и академические стандарты требуют от преподавателя и студента четких вербальных формулировок относительно сотни вопросов, которые возникают всвязи с рассмотрением природы Божией - или истории толкования Божиего естества. И все это мне, как преподавателю, необходимо было оценивать.
Скажу честно, в моей преподавательской практике обращаясь к этим вопросам я превращался в историка, который излагает историю становления тех или иных формулировок, и не влезает сам в эти умствования, не является фанатичным "болельщиком" одной из богословских команд, не создает своей команды... Я долго думал, анализировал - почему так? Почему, будучи вообще-то посвященным и увлеченным богословом, я как-то весь стушевываюсь, когда преподаю "Доктрину о Боге"?
И вот, однаджы, перечитывая в очередной раз историю Ноя и его сына Хама я, кажется, понял - почему. Позвольте напомнить вам эту историю:
20 Ной начал возделывать землю и насадил виноградник; 21 и выпил он вина, и опьянел, и лежал обнаженным в шатре своем. 22 И увидел Хам, отец Ханаана, наготу отца своего, и выйдя рассказал двум братьям своим. 23 Сим же и Иафет взяли одежду и, положив ее на плечи свои, пошли задом и покрыли наготу отца своего; лица их были обращены назад, и они не видали наготы отца своего. 24 Ной проспался от вина своего и узнал, что сделал над ним меньший сын его, 25 и сказал: проклят Ханаан; раб рабов будет он у братьев своих. 26 Потом сказал: благословен Господь Бог Симов; Ханаан же будет рабом ему; 27 да распространит Бог Иафета, и да вселится он в шатрах Симовых; Ханаан же будет рабом ему. Бытие 9:20-27
Будучи дотошным исследователем, богословом, я обращаю свой пытливый взгляд ко многим пророчествам, ко многим библейским историям, проливающим новый свет на историю, помогающим выстроить наши отношения с Отцом Небесным. Но есть одна лишь область, которой я, будучи богословом, инстинктивно избегал, прикрывал глаза - это доктрина о Боге. Бесконечные христологические споры в свое время и в церкви явили "хамитов" - тех, которые решили старательно изучить "нагую правду" об Отце, увидеть Его "как Он есть" и сообщить другим братьям эту увиденную ими картину своего Отца. Очень нужно с осторожностью здесь ступать - даже глаза иногда лучше закрывать.
Препарировать природу Бога, природу Сына Божия таким образом, как это делалось при Константине и при последующих императорах, спонсирующих Вселенские Соборы - это все равно, что исследовать наготу отца. Я никогда не видел, и уже не увижу наготы своего отца - при всей моей нежной любви к нему и трепетной памяти. Так зачем же нам делать это с Богом? С Сыном Божьим? Все равно мы не сможем вывести какую-то единую правильную "формулу Бога", которая вмещала бы в себя Бога, которая давала бы Богу, природе Бога - исчерпывающую картину.
Но именно это и пытались делать на "великих соборах" - вывести правильную "формулу Бога". И они вывели ее, взяв за основу современные им философские понятия.
Конечно, не все христиане в ту пору этим занимались. Точнее, если быть совершенно честным, христиан, как братьев Хама - Сима и Иафета - меньше всего интересовали такие штучки. Европейские народы давно приняли христианство - во всей его полноте и простоте. Они поклонялись Богу Отцу и прославляли Сына Его - Иисуса Христа - обетованного от начала Мессию, явившего Отца. Жили по Заповедям, творили добрые дела. Все.
А в это самое время несколько "охамевшие" уже лидеры, недавно принявшие христианство по причине, возможно, получения привилегий - решили заняться тем, чем слуги народа обычно занимаются: "созданием бремен неудобоносимых" - так характеризовал подобного рода деятельность Иисус Христос.
Создание схоластического богословия, дающего, в том числе (и в этом - истоки богословской схоластики) определение природы Бога в категориях греческой философии того времени, явилось причиной бесконечных и ничем не оправданных расколов, гонений и даже геноцида христианских народов Европы и Азии. Также это явилось причиной потери большей части христианских стран и земель, которые перешли мусульманам, с большим уважением относившимся к христианам, но видевшим в Риме и в Византие религию философов.
Плачевные результаты последовали немедленно вслед за тем, как решением Византийских императоров все христиане должны были подписаться под этими философскими трактатами - или подвергнуться гонениям.
Философская картинка
Здесь нужно оговориться и сказать, что большая часть христиан того времени - а к началу 4-го века христианство сделалось преобладающей религией в Европе - вообще никогда не задумывалась о каких-то формулировках Бога. Заповеди было достаточно. Люди столетиями верили в Иисуса Христа, были христианами, страдали и умирали за свою веру при языческих императорах.
И вдруг, совершенно неожиданно, этих христиан стали называть еретиками, и уже в 538-ом году, задолго до крестовых походов на мусульман, против них начали войну. Нет, они не противились решениям Соборов - они о них и не слыхали, и без них уже давно были христианами. Те философско-схоластические вопросы, которыми занимались философы на соборах, мало волновали простых христиан. Они не думали о Боге, о Христе в категориях греческой философской метафизики, которая была взята за основу христианской схоластики. Они не думали, не спорили, не гадали, не доказывали - какая у Христа природа: односущая, гетеросущая или единосущая?
Они не задавались вопросом (и правильно делали) нужно ли писать о природе Христа "ойкон" или "ойкион" - спор, вокруг которого разгорелись целые, буквально, войны. Они не знали и не хотели знать, является ли Христос онтологически или мета-онтологически человеком? Был ли Христос рожден (генозис) или происхожден (генезис) от Отца? Равен Сын Отцу - или един с Отцом? Отец воскресил Его, или Сын воскрес Сам? Исходит ли Дух Святой от Отца, или от Сына, или же и от Отца, и от Сына. Они не знали... Короче, они много чего не знали, как не знаете, думаю, и вы. Они не знали, и их эти схоластические вопросы философов мало интересовали.
Богословие ранних христиан было практическим, а не философским. Вы не найдете на тысячах страниц Библии философских рассуждений о природе Бога. Зато вы узнаете о характере Бога - что Он любит, а что ненавидит. Апостолы знали Бога, апостолы, а вместе с ними и поколения мучеников, отдали жизнь за своего Спасителя. Но они не знали - и не хотели знать - что преобладает во Христе: модальность, или ипостась? Они служили Ему верой и правдой, но так никогда и не узнали от Него - следует ли называть Марию Христородицей или Богородицей?
Понимаете, правильные ответы можно дать только на правильные вопросы. Некоторые вопросы - как нагота отца - Священное Писание не ставит, не рассматривает, и рассматривать не рекомендует.
На протяжении нескольких последних лет я наблюдаю в богословском мире наметившуюся интересную тенденцию - освобождать богословские постулаты из плена давно устаревшей греческой метафизики. Я был свидетелем и даже участником (в качестве одного из членов комиссий по акредитации докторов богословия) этого процесса - в частности в отношении греческих формулировок природы Бога и их соответствия Первой Заповеди. Десятки богословов сегодня видят глубокое несоответствие между способностью и даже желанием греческой метафизики отразить простое Божие Откровение о Самом Себе.
Для меня казалось раньше, что пересмотр этих почти "магических" (да-да, именно так они воспринимаются многими христианами) формул Никеи равнозначен отходу от христианства. Наверняка так же чувствуют себя и многие, читающие, к примеру, эту статью. Но впоследствии я имел возможность вполне убедиться, что отказ от чуждой Священному Писанию греческой метафизики и ограниченных ею формулировок Бога - это освобождение христианства от "бремен неудобоносимых". Греческая метафизика, как философская система, давно уступила место модернизму, затем постмодернизму.
Скажу так: если бы Никея состоялась при философской оболочке модернизма - ее формулировки радикально разнились бы от нынешних, и были бы с точки зрения богословия "воистину ортодоксальными" - православными. А если бы Никея состоялась в период постмодерна, то ее формулировки Бога выглядили бы иначе. И все это интересно, и допустимо, и даже важно - размышлять о Боге в категориях того мышления, которое сформировано в нас господствующей в данной момент философской системой - о чем у нас целый цикл статей был.
И Господь, думаю, с уважением относится к таким попыткам, к такому поиску. Хотя, думается мне, Его несколько раздражает та категоричность, с которой частично знающие что-то говорят о Нем так, будто они знают все, и будто их человеческие слова, их человеческое мышление - постигло мельчайшие детали Божества.
Все то, что было сказано о Боге людьми - неизбежно облекается в ограниченные философские оболочки, которые ветшают. А вообще-то Бог Сам сформулировал для нас то, что Он хотел сказать о Себе:
(1) Я Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства; Да не будет у тебя других богов пред лицом Моим.
Нет, христианство не пропадет, когда забудутся и греческий классицизм, и европейский модернизм, и современный постмодернизм - со всеми их формулами и мудростью. Христианство лишь вздохнет свободно, освободившись от тех цепей, которые накладывали на него люди своими ограниченными философскими системами. Слово Божие - оно само составляет свою собственную философию, которая не хочет подчиняться людским философиям, но способна эти людские философии подчинить Слову. Тогда, свободное от человеческих ограничений, христианство сделается Верой всех людей доброй воли.
Выводы
В этой публикации, которая получилась длиннее, чем я ожидал, я коснулся только философской стороны Первой Заповеди. В одной из последующих публикаций надеюсь представить историческую картинку и показать, как христианство на Руси процветало при принятии простого Слова Божия, и что произошло с принятием греческой традиции, свеже-разрушевшей перед этим великую Византийскую империю. Пришел черед Руси...
Я предлагаю в тех вопросах, которые являются камнем преткновения для мусульман и иудеев, использовать простой язык Слова Божия и не прибегать к философским формулировкам, которые даже самым консервативным богословам сегодня уже не кажутся такими уж удачными. Конечно, это здорово иметь традицию, но надо всегда помнить, что это - одна из традиций, притом не самая древняя.
Потому Бог и даровал нам Свое Слово, чтобы оно и оставалось простым и неизменным. Посмотрите, какого признания добивается Иисус Христос от Своих учеников - и какое признание запечатлевает для нас как стандарт:
13 Придя же в страны Кесарии Филипповой, Иисус спрашивал учеников Своих: за кого люди почитают Меня, Сына Человеческого?
14 Они сказали: одни за Иоанна Крестителя, другие за Илию, а иные за Иеремию, или за одного из пророков.
15 Он говорит им: а вы за кого почитаете Меня?
16 Симон же Петр, отвечая, сказал: Ты — Христос, Сын Бога Живого.
17 Тогда Иисус сказал ему в ответ: блажен ты, Симон, сын Ионин, потому что не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, Сущий на небесах; Матфея 16:13-17
Это признание, по словам Самого Иисуса Христа, дано было Петру Богом. Идти дальше этого и других библейских определений - значит становиться на тонкий философский лед, а также значит оттолкнуть от христианства мусульман и иудеев. Но мы знаем, согласно пророчеств и Торы, и Нового Завета и Корана, что в конце концов все поклонятся Иисусу Христу, Сыну Божию. Только не мешайте!
И еще, в этой же истории, буквально спустя несколько минут, Иисус Христос упрекает Петра за то, что тот дальше уже начал говорить от себя и умничать:
22 И, отозвав Его, Петр начал прекословить Ему: будь милостив к Себе, Господи! да не будет этого с Тобою!
23 Он же, обратившись, сказал Петру: отойди от Меня, сатана! ты Мне соблазн! потому что думаешь не о том, что́ Божие, но что́ человеческое. Матфея 16:22-23
Вот именно! Невольно даже такие христианские лидеры, как апостол Петр, как никейские и цареградские философы и богословы - могут становиться соблазном и преткновением, когла начинают думать "не о том, что́ Божие, но что́ человеческое".
И еще, обратите внимание на то, что сказал Иисус Христос о Первой Заповеди, о которой мы говорим с вами сегодня:
29 Иисус отвечал ему: первая из всех заповедей: «слушай, Израиль! Господь Бог наш есть Господь единый; 30 и возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всем разумением твоим, и всею крепостию твоею», — вот первая заповедь! 31 Вторая подобная ей: «возлюби ближнего твоего, как самого себя». Иной большей сих заповеди нет. Марка 12:28-31
Вот и все! Таинство единства Господня должно приводить людей не к распрям, не к спорам, не к бесконечным войнам, не к напыщенности и гордости, не к тому, чтобы мы подыскали Ему удобную формулировку, расставляющую все точки над "и"... Само созерцание таинства единства Господня должно приводить людей к тому, чтобы восхищаясь нашим Таинственным, Великим, Необъяснимым Богом мы, по словам Сына Его Иисуса Христа, возлюбили Его всем сердцем, и всею душою, и всем разумением, и всею крепостию своею. Аминь!
.