Нам часто встречаются книги название которых говорит само за себя. Точнее по названию, мы уже можем себе представить примерную линию сюжета, или же уже встречали отзывы других читателей и имеем представление, что скрыто под обложкой. Но не на все книги бывают такие отзывы, даже если эти книги классические и уже давно многим известные. Я не любитель читать аннотации, потому что меня они чаще отталкивают, чем привлекают. Поэтому то я и попадаю в такие ситуации, когда под обложкой меня ждет сюрприз. Возможно, слегка неловко в этом признаваться, но вот список моих книг, от названий которых я ждала другого. Оговорюсь и о том, что несмотря на наличие экранизаций, о сюжете до покупки книги я не подозревала.
Джонатан Сафран Фоер. Жутко громко & запредельно близко.
Не стану скрывать, книга часто была на слуху и цитировалась в сети, но почему-то мне она представлялась в мелодраматическом ключе, как история отношений, со всеми присущими этому жанру вытекающими. Оказалось тут скрыта совсем другая история.
Ключевое событие книги в том, что 9-ти летний Оскар теряет отца в день теракта в башнях-близнецах. Мальчик очень одаренный, изобретательный и здравомыслящий для своих лет.
Он вернулся домой из школы в тот злополучный день и прослушал 5 сообщений на автоответчике, которые отец успел оставить перед гибелью, после чего он заботливо спрятал телефон от мамы и бабушки, как и спрятал свои эмоции и боль даже от самого себя. Мне даже кажется, что он толком не обозначил этот эпизод в своём журнале под названием «Всякая всячина, что со мной приключилась». А там ведь были и не самые приятные вещи.
Параллельно мы узнаем сложную историю взаимоотношений бабушки и дедушки Оскара. (Дед ушел, до рождения своего сына) Он был скульптором и не мог разговаривать, а с миром общался посредством записей в тетрадях.
Таким образом, когда из жизни Оскара ушел папа, вновь вернулся дедушка, который пристально стал приглядывать за ним, пока Оскар вел поиски Блэков по всему городу.
Эмоциональная история про потерю, про трагедию семьи устами и глазами одаренного ребенка. Который все понимает и ведет себя по-взрослому. В его лице я вижу множество творческих и талантливых детей, которым крылья обрезали вот такие трагические ситуации, когда они понимают, что сколько всякой всячины в своей голове ты не изобретешь, мир поступит по-своему. Со временем ты поймешь, что твоей маме нужна чья-то поддержка, и не только твоя, и что твои взрослые делали свои ужасные ошибки. Ничто не вечно, ничто не честно, ты можешь повлиять на многое, но не на всё.
Трумен Капоте. Завтрак у Тиффани.
О, от этой обложки ожидаешь чего-то вроде очередной истории золушки в высшем обществе. А что же на деле?
Эта новелла описывает однолетнюю (с осени 1943 по осень 1944 года) историю дружбы Холли Голайтли с безымянным рассказчиком. Холли — девушка 18 - 19 лет, которая часто посещает светские рауты в поисках успешных мужчин. Рассказчик — честолюбивый писатель.
История быстро захватывает, образ героини хорошо чувствуется, единственное кажется, что ей минимум лет 30, а не 20. Героиня резка и стремительна в своих действиях, у нее есть стержень, но еще нет себя. И никакого волшебства.
«Если я и чувствую вину, то только потому, что морочила ему голову, а себя я не обманывала ни минуты. Просто тянула время, чтобы пообтесаться немножко. Я ведь точно знала, что не стану звездой. Это слишком трудно, а если у тебя есть мозги, то еще и противно. Комплекса неполноценности мне не хватает; это только думают, что у звезды должно быть большое, жирное "Я", а на самом деле как раз этого ей и не положено. Не думай, что я не хочу разбогатеть или стать знаменитой. Это очень даже входит в мои планы, когда-нибудь, даст бог, я до этого дорвусь, но только пусть мое "Я" останется при мне. Я хочу быть собой, когда в одно прекрасное утро проснусь и пойду завтракать к Тиффани»
Теодор Драйзер. Американская трагедия.
После трилогии «Финансист. Титан. Стоик» ожидала снова историю о финансах из разряда «американская мечта», но под обложкой оказалась совершенно поразительная история, еще и основанная на реальных событиях.
Сюжет основан на случае убийства в 1906 году Честером Джилеттом своей девушки Грейс Браун.
Родители переезжали с места на место, и Клайд толком не учился. Однако с юных лет Клайд мечтает вырваться из мира, где царят лишь бедность и горечь унылого существования. Клайд устраивается коридорным в роскошный отель, где новые друзья приобщают его к разгульному образу жизни. Клайд наблюдает жизнь богатых постояльцев, и его стремление к красивой и богатой жизни растёт. Во время поездки с друзьями водитель автомобиля, в котором был Клайд, насмерть сбивает ребёнка. Клайд вынужден бежать из Канзас-Сити и скрываться от полиции.
Он переезжает в город Ликург в штате Нью-Йорк, где живёт его дядя. Работая на фабрике дяди, Клайд знакомится с Робертой Олден, с которой у них завязываются любовные отношения, которые приводят к беременности девушки. Но в это время, Клайду снова улыбнулась удача стать звездой высшего общества, за счет дочери другого состоятельного фабриканта, которая согласна на брак, несмотря на разницу в социальном статусе. В это время Роберта добивается у нерешительного Клайда обещания жениться на ней, угрожая в противном случае предать дело с беременностью огласке.
Из газеты Клайд узнаёт о том, что на одном из озёр в штате Массачусетс произошла трагедия: лодка, на которой катались мужчина и молодая девушка, опрокинулась; тело девушки найдено, а тело её спутника найти не удалось. Клайду приходит мысль, что подобным образом он сможет повлиять и на свою судьбу.
Долгая, размеренная, но притягивающая история. Я ошибочно полагала, что увижу очередную историю успеха американского мальчишки, но нет, история другого плана, морально-нравственного долга, любви, жертвы, страсти, трусости и алчности.
Сложно однозначно оценить поступок героя, я не смогла прийти к конкретному решению, юридически виновен, по всем статьям, морально? Что спутало его карты, его положение, жажда, страсть?
Мне показалось, что герой был безмерно одинок, на протяжении жизни в многодетной семье и на стыке двух миров, безгрешного отрешенного религиозного мира семьи и яркого мира богатства и благополучия. Достойно перейти из одного в другой у него не получилось, разорван меж двух миров и казнён, в соответствии с тяжестью своего проступка.
Джеймс Джойс. Улисс.
Ах, этот Улисс! Книга несколько лет лежала у меня в корзине книжного магазина, от нее я ожидала классического английского романа в духе Сестер Бронте или может Томаса Гарди. Вот тут вышла очень большая ошибочка!
На данном этапе, это самое невероятное, глубокое и стилистически сложносочинённое произведение, которое я когда-либо читала.
Роман повествует об одном дне дублинского обывателя Леопольда Блума. Этот день Блум проводит в издательстве, на улицах и в кафе Дублина, на похоронах своего знакомого, на берегу залива, в родильном доме, где он знакомится со Стивеном Дедалом, молодым учителем в местной школе, в притоне и, наконец, в собственном доме, куда он поздно ночью приводит изрядно выпившего Дедала, лишившегося крова. Главной интригой романа является измена жены Блума, о которой Блум знает, но не предпринимает против неё никаких мер.
«Улисс» был назван «виднейшей вехой в модернистской литературе», сочинением, в котором сложности жизни изображены с «беспрецедентной и несравненной лингвистической и стилистической виртуозностью». Этот стиль был признан лучшим образцом потока сознания в современной беллетристике, автор которого зашёл во внутреннем монологе глубже и дальше, чем любой другой романист.
Эта техника прославилась своим честным изложением потока мыслей, чувств, умственного восприятия и смены настроения. Критик Эдмунд Уилсон заметил, что «Улисс» пытается изобразить «как можно точнее и прямее в словах то, на что похоже (или скорее на что нам кажется похожим) наше участие в жизни от мгновения к мгновению».
От Улисса сумасшедшее литературное послевкусие от «даа, теперь, кажется, можно осилить любой текст!», пополам с «а я в целом умею читать?»
Вот такие истории в стиле ожидание/реальность. А что удивило вас?
#книжныйблог #домашняябиблиотека #подборкискнижнойполки #улисс #книжныйотзыв #литературадзен #чтениекниг