Найти тему
МАГУСТО

Автомобильный рынок РФ в "новой реальности": регрессия или оптимизм

Оглавление
Вслед за рынком новых автомобилей, который впервые с 90-х терпит колоссальное падение спроса (до 90%), отмечен кратный спад интереса и на вторичном рынке. А ведь эксперты предрекали, что это только начало, но кто-то упорно говорит, что пик санкций пройден и теперь только взлет!
Прорыв из глубины или погружение в глубину... Фото с просторов интернета!
Прорыв из глубины или погружение в глубину... Фото с просторов интернета!

Добрый день, уважаемые читатели нашего канала!

Первыми об ударе западных санкции сообщили автопроизводители. Это было еще в далеком марте. И если с грузовыми еще более-менее спрос обеспечивает ВПК и крупные производства, дорожно-строительная техника сейчас вошла в горячий сезон, то рынок легковых автомобилей оказался самым слабым звеном, по которому ударили сбои в поставках электроники и комплектующих. Концепция отверточной сборки на отечественных заводах оказалась провальной. Хотя и раньше ей не особо рукоплескали, а приглашение варягов для подъема российской автопромышленности рассматривалось через призму недальновидности руководителей. Но тогда все было хорошо и одинокие сочувствия о "неправильном" пути воспринимались недружелюбным жестом на пути к европеизации. Суверенное государство, о котором любит рассуждать наш все, само отдало флаг в руки Запада и Китая, чтобы стать зависимым. Сейчас же перестройка на свое займет минимум 10 лет. Но будут ли этим заниматься?! Очень сомневаюсь.

Тем временем на рынке новых машин случилось беспрецедентное падение: продажи автомобилей в России в мае 2022 года снизились на 84%. У таких мировых гигантов, как Toyota и Volkswagen, продажи автомобилей в РФ сократились на 94%, а у марки Lexus падение достигло 99%. На волне разговоров о мартовском дефолте и обрушении российской экономики россияне, кто мог, конечно, повскрывали свои кубышки и вложились во что-то материальное. Одним из таких вложений и послужили автомобили.

Авторынок в глубине 90-х

Прежде самым неудачным периодом на российском авторынке был 2020 год, а ранее — 1999-й, но теперь ситуация откатывается вглубь 90-х. Дефицит машин обусловлен тем, что уже три месяца почти все автозаводы России стоят, а импорт у большинства марок парализован. Все чаще мелькают в прессе новости о сокращении на заводе Volkswagen. Написавшим заявление по собственному обещают даже 6 зарплат единоразово. Автоваз больше находится в простое, чем в работе. "Ослабленная" Гранта за 728 т.р. мелькает все чаще, а вот X-ray точно списали с конвейера за неперспективностью и невостребованностью. УАЗу еще в конце прошлого года прописали срок "дожития". Там планировали довыпускать существующий модельный ряд, пока на него есть хоть какой-то спрос, а потом в забвение. Похоже 2022 год окончательно подписал диагноз УАЗу: Патриот за 3 млн никому не нужен (сейчас стоит от 1,8-2 млн), а народная Буханка из овна и палок уходила в массы со скрипом за 700+ т.р., но за 1.3 млн окончательно встала на стапель.

Сейчас все больше узнаешь от друзей и знакомых, случайных автолюбителей, что лучше подшаманить свою или взять совсем недорогую бэушную, чем раскошелиться на серьезное приобретение. Да и денег у большинства от зарплаты до зарплаты. Плюс экономить стали больше!

Автодилеры России из-за дефицита новых машин переключаются на торговлю подержанным транспортом. В автосалонах РФ стали выставлять б/у машины вместо новых. Конечно, и раньше существовали отделы, ориентированные на б/у транспорт, но теперь речь именно про основные залы, в которых раньше стояли исключительно новые экземпляры. Вот так вот! Правда, жадные дилеры вряд ли серьезно поступятся в цене, ведь это их хлеб с маслом и икрой сверху. Но, похоже, что остался только один хлеб. По прогнозам каждый второй автосалон к концу года вынужден будет закрыться. Вторичный рынок пока сдерживает удар, но и там отмечается падение спроса. Недельные простои Автоваза в Тольятти и Ижевске, а также сейчас обозначенная 4-х дневная рабочая неделя - это факты открытые, но спасут ли они положение в отрасли, где нет спроса, точнее, он минимальный?! Новая Лада Гранта за 728 т.р. (а до февраля была 680 т.р.) хоть и приятна отеческой заботой, но все же это Гранта, а не Тойота. Думаю, сейчас не всякий залезет в кредиты, чтобы завладеть авто отечественного производства.

Уже сколько было сказано про Китай и его помощь в машиностроении, но до активных реальных действий так и не дошло. Китай неоднократно заявлял о готовности помочь. Правда, потом тишина - в кулуарах, наверное, не договорились. Чиновники начали искать помощи у Индии, но и там не все так гладко. Судя по последним сводкам, с нами согласились союзничать страны Африки, Иран и талибы, сомневающийся Казахстан и др. страны третьего мира, приглашенные на экономический форум в Петербурге.

Растущий выпуск при падающем спросе

И напоследок. Экспорт продукции Автоваза падал еще с 2020 года. К 2021 году он упал на треть от 2017г. Теперь же он совсем на нуле. Значит продукции открыт внутренний рынок и азиатские страны, если захотят, конечно, соблазниться на российскую продукцию.

Глава Минпромторга Денис Мантуров оптимистично заявил:

У нас есть планы полностью загрузить площадку "АвтоВАЗа" вместе с Ижевском — выйти на 800 тыс. машин в год. Это не произойдёт моментально, но за 2023–2024 годы мы рассчитываем выйти на такие мощности»

Если Автоваз в среднем выпускал немного более 300 тыс. в год, то теперь будет аж в 2,5 раза больше. Даже если с партнерами будет найден диалог, и не будет проблем с поставкой комплектующих, то сжимающийся внутренний рынок явно не будет помощником в позитивно растущем спросе. Веста за 1,2 млн уже не нужна, Нива Легенд за 800 т.р. - удовольствие только для рыбаков и грибников, а на переделанную внешне Шниву за 1,1 млн тоже очередей нет. Так что "бумажный оптимизм" может быть поддержан только резко выросшим уровнем благосостояния, вынужденными потребностями при самом лояльном кредите и марсианском призыве "брать, а потом хоть потоп"... А, может, нам резко властьимущие запретят ездить на своих авто? Только на Автовазе, а свою на утилизацию... Спрос тогда точно попрет в гору!

Вот такие новости! Печальные или радостные решать каждому самостоятельно!

А вы готовы сегодня приобрести новый автомобиль? Что ждет российский авторынок? Пишите, подумаем, обсудим. Может, рассвет уже близок, а, может, закат уже за поворотом...

P.S. А тем временем Японские производители сильно сожалеют, что российский рынок стал для них недоступен. В России тойоты, митсубиши, ниссаны, хонда, сузуки пользовались активным спросом до подорожания. Причем они ценились еще больше на вторичном рынке.

На этом все! Всем пока и до встречи на нашем канале!