Как нас обманывают маркетологи и как можно и нужно с этим бороться
А это точно натуральный продукт?
Ответить на этот непростой вопрос может Ксения Пузырева – рязанский экологист и экоактивист. Совсем недавно она провела марафон, посвященный гринвошингу – обману покупателей маркетологами, которые пытаются выдать не экологичные продукты за таковые.
- Многие не любят иностранные слова. Гринвошинг дословно переводится как «зеленый камуфляж», но думаю, читателям будет понятнее, если я приведу конкретный пример обмана потребителей. Это нашумевшая как в России, так и за рубежом истории с программой шведской компании - крупнейшей в Европе розничной сеть по торговле одеждой по сбору одежды и текстиля. Запустив ее в России, фирма предлагала любому желающему прийти в магазин и сдать ненужную одежду, вне зависимости от ее состояния и места покупки. Компания заявляла, что все это отправится на заводы в Германии, где будет переработано и пойдет на производство тканей для товаров в эколинейке. На самом деле оказалось, что вещи россиян уходили на склад в Лыткарино, не имеющий отношения к Германии, а потом продавались на Avito или выбрасывались и сжигались. После этого скандала фирма сменила российского партнера, через которого отправляла товары на переработку. Но вопросы к компании остались, - рассказала Ксения.
Впрочем, как и ко многим другим известным и малоизвестным производителям, которые всячески играют сегодня с покупателями, завлекая их приобрести товар. Среди простых методов такого обмана - зеленый цвет упаковки, специфичный материал - например, крафтовая бумага, растительные мотивы в дизайне, слова «натуральный», «экологичный» в описании или названии.
Есть и более изощренные производители. Они не гнушаются маркировать свой товар сертификатами экологичности, которые на самом деле этот продукт не получал.
Сначала изучи, потом бери
- Как уберечь себя от переплат за подобный обман? А мы ведь понимаем, что сегодня покупатель «ведется» на приобретение якобы экологичной продукции охотнее, чем на «невзрачный» товар малоизвестной фирмы, действительно являющийся натуральным? Как минимум нужно знать несколько простых правил, - поясняет экологист.
Первый «звоночек» гринвошинга – кричащие надписи ЭКО, БИО, ОРГАНИК, НАТУРАЛЬНОЕ, ОРГАНИЧЕСКОЕ на упаковке товара, а также изображение зеленых листочков, деревьев, цветов.
- Увидели подобное – задайтесь вопросом: что именно экологично в этом товаре? В нем нет консервантов или красителей? Посмотрите состав и станет ясно, обманывают вас маркетологи или нет.
Бывает, что на упаковке производитель указывает неполный состав. Или крупными буквами расписывает активные полезные компоненты, и лишь очень-очень мелким шрифтом указывает полный состав.
Еще одна из уловок производителя - сделать знак, более-менее похожий на экомаркировку. Тут фантазия у каждой компании безгранична. Рисуй, что хочешь и сколько хочешь.
А вместе с тем, есть официальные экологические знаки, которые «выдаются» производителям не бесплатно и при соблюдении специальных условий производства товара. Например, первый и старейший в мире экологический знак для товаров и услуг, созданный в 1977 году, «Голубой ангел». Если увидели автомобиль, имеющий такой знак, значит он оборудован надежной системой очистки выхлопных газов.
Или «Листок жизни» - первая российская система добровольной экологической сертификации, разработанная Санкт-Петербургским экологическим союзом в 2001 году. «Листок Жизни» может получить как пищевая, так и непищевая потребительская продукция, успешно прошедшая сертификацию. Знак подтверждает экологичность продукта и экологическую безопасность всех этапов его производства. Есть такой знак на товаре - смело бери продукцию в свою корзину.
Пластик – зло, но…
Сама Ксения легко может распознать на полках действительно полезные продукты и их подделки, красочно «расписанные» маркетологами. Простому обывателю, не погруженному в тему настолько глубоко, справиться с этим сложно. Именно поэтому Ксения и задумала образовательный экомарафон «Осторожно, гринвошинг!» Сначала всех желающих пройти его ждали онлайн встречи с экологистами, экоблогерами и экотренерами со всей России, затем – практическое занятие с инициатором мероприятия.
Собравшиеся на очном занятии-лекции учились простейшим вещам – видеть внутри якобы крафтовых упаковок полиэтилен, ориентироваться в маркировке пластика для пищевых продуктов. Лично я услышала из уст экологиста потрясшую меня до глубины души фразу о том, что лучше воспользоваться пластиковым пакетом, для упаковки продуктов, чем так называемым биоразлагаемым.
- Пластик – зло, - пояснила Ксения. - Но его можно сдать на переработку. А вот «биоразлагаемые» пакеты - нет. Мало того, я провела эксперимент и могу с уверенностью сказать, что они не разлагаются, как утверждают маркетологи и рекламщики. Под воздействием ультрафиолета пакет просто быстрее распадается на фрагменты, которым затем требуется немало лет для естественного биоразложения. При этом окружающая среда загрязняется микропластиком. Он в свою очередь способен мигрировать по пищевой цепи и в итоге оказаться на наших тарелках.
Чтобы такого не происходило, Ксения личным примером доказывает, насколько экологично для природы использование в повседневной жизни шопперов и специальных хлопковых мешочков для продуктов. Кстати, во время обучающего семинара всех желающих научили шить многоразовые мешки для мусорного ведра. А еще почитатели экологичности научились изготавливать твердые шампуни и натуральный бальзам для губ.
- Я понимаю, что это мероприятия – лишь капля в море. Но свои попытки изменить мир продолжу. В планах – посещение студентов – будущих маркетологов и пиарщиков. Буду с ними говорить о гринвошинге. А еще – беседы в детских садах. Наверное, чтобы изменить наше мировоззрение, надо начинать с самых маленьких, - подытожила экологист.
Фотографии предоставлены Ксенией Пузыревой
Есть советы, которые помогут не повестись на обман.
1. Читайте состав. Если на упаковке продукции указано, что использована вода из альпийских источников, не поленитесь и посмотрите, на каком месте в составе она. Принцип простой: чем дальше в списке, тем меньше в составе.
2. Проверьте наличие опасных ингредиентов. Запомните опасные ингредиенты, которые чаще всего используются в производстве косметических товаров:
Парабены, в составе указаны как Methylparaben, Propylparaben.
Различные PEG-, PPG-.
Силиконы. В составе они заканчиваются на -siloxane, и -conol.
Парафин и микропластик. Узнать можно по латинскому названию Parafin, Quaternium и производным.
3. Используйте мобильное приложение. С помощью EcoLabel Guide от проекта «Экополка» можно проверить экомаркировку на её достоверность. После установки бесплатного приложения нужно выбрать «Сканер» и навести на маркировку. Появится сообщение, надёжная ли это экомаркировка или гринвошинг. Приложение можно использовать даже в путешествиях, так как оно знает все экомаркировки в мире. В приложении есть список с изображениями всех доступных в мире настоящих экомаркировок. Такое вот чудо у нас есть.
4. Относитесь к покупкам осознанно.
Друзья, надеюсь статья вам понравилась? Ставьте лайк!
Другие статьи по теме экологичности нашей жизни найдете здесь:
Начни с себя, или Как рязанские экоактивистки проводят EcoFriendly Day
Экорасхламители: 30 вещей, от которых стоит избавиться
А еще на моем канале Вы можете прочитать о московском жителе, перебравшимся в глубинку Андрее Меркунове, пасечнике-предпринимателе Юрии Кучаеве, молодом руководителе клуба "Верхом по Мещере" Евгении Погонине, уличном художнике Александре Демкине. Татьяне Зуевой - руководителе "Дома Сальвадора", экскурсоводе Ксении Паначевой , которая создала проект "Я вам покажу!"
#экологияжизни #спасти планету #нет пластику #экология #рязань #россия #гринвошинг #экологическая сертификация #эко-активисты