До 31 июля в Уральском филиале Пушкинского музея проходит показ спектакля-инсталляции «Дым» по мотивам графического романа Ольги Лаврентьевой «Сурвило». Премьера состоялась 9 мая 2021 года в Молодёжном театральном центре «Космос» (Тюмень). Проект создан творческой командой из Санкт-Петербурга, где были задействованы художники Евгения Исаева и Егор Лавров, драматург Сергей Толстиков, саунд-дизайнер Денис Антонов.
Графический роман «Сурвило» – это рассказ о мрачных годах войны и предшествующем периоде репрессий. Автор и художник Ольга Лаврентьева написала книгу, главной героиней которой стала её бабушка Валентина Викентьевна Сурвило – человек-эпоха. Частная жизнь Валентины Викентьевны оказывается неразрывно связана со значимыми и часто трагическими событиями XX века. Мы попросили Ольгу подробнее рассказать о работе над романом, о судьбе книги и том, как решиться сделать публичной самые уязвимые фрагменты семейной истории.
Беседовала Наталья Цибанова.
1. Наверное, ты уже сотни раз рассказывала о том, как и почему ты решила создать комикс по биографии своей бабушки. Возможно, после такого успеха книги и разных выставочных проектов, ты ощутила, так сказать, что «миссия выполнена»? По реакции читателей, зрителей, ты можешь сказать, что это тот эффект, который ты хотела произвести, рассказав эту историю?
По большому счёту, я писала книгу для себя и своей семьи, для сохранения семейной памяти. Я даже не была уверена, что комикс кто-то захочет издать, ведь он немодный, неактуальный, не очень яркий и зрелищный. У меня даже был план «Б»: напечатать комикс в нескольких экземплярах для близких и друзей, поставить книгу на полку и успокоиться. В принципе, когда я закончила работу над книгой, чувствовала, что миссия выполнена. Всё, что было дальше, стало полной неожиданностью. Самое ценное для автора – когда читатели пишут слова благодарности и говорят о том, что хотят заняться своей семейной историей. Необязательно делать именно комикс, это может быть рассказ, повесть, что угодно. Главное – сохранить воспоминания близких, записать их воспоминания и всё то, что не записано и может исчезнуть вместе с людьми. Если кого-то моя книга сподвигла обратиться к истории своей семьи, это прекрасно.
Комикс много хвалили, но многие критики на всё смотрят через «либеральную» оптику и видят только плохое, только мрак. Мне это крайне не близко. Мне было принципиально важно не делать мою книгу политической. По отзывам мне очевидно, что простые читатели поняли комикс гораздо лучше, чем некоторые критики.
2. Чья была идея создать спектакль-инсталляцию? Я помню, что у тебя была выставка с большими фигурами и фрагментами комикса. Но «Дым» определённо воздействует на все сенсоры зрителя – свет, звук, предметы из личного архива твоей семьи. Получается, это оживлённый комикс «Сурвило»?
На выставках я показываю оригиналы страниц «Сурвило» – я рисую на бумаге формата А3 тушью. Это довольно традиционный выставочный формат: графические листы в рамах, под стеклом. Иногда к оригиналам добавляются фотографии и документы, а ещё принты большого формата. В прошлом году у меня был первый в жизни опыт с муралом – мне разрешили нарисовать прямо на белой стене галереи. После окончания выставки закрасили.
Сделать спектакль предложил театральный центр «Космос» из Тюмени весной 2021 года. Я увидела спектакль спустя год, и это удивительный опыт и сильное впечатление. Если честно, я крайне мало знаю про современный экспериментальный театр, и мне было очень интересно, это настоящий разрыв шаблонов. Да, в спектакле использовано много графики из комикса, сохранён формальный сюжет, но это другое произведение, с другой атмосферой, другим месседжем. На самом деле создатели спектакля довольно смело обошлись с первоисточником, и это здорово. В инсталляции не использовались предметы из моего семейного архива. Я не знаю, где и как собирали реквизит, но это очень большая и сложная работа, это вызывает восхищение.
3. Ты принимала участие в создании спектакля на всех этапах? Как выбирались фрагменты, на которых сконцентрировано внимание в спектакле? Есть ли у тебя любимый фрагмент? Или самый важный?
Никакого участия в создании спектакля я не принимала, не контролировала, не давала советов. В искусстве должно оставаться пространство свободы и творческого поиска. Мне кажется, даже если я с чем-то не согласна или чего-то не понимаю, надо давать полную свободу команде. Это их вИдение, их спектакль, а не мой. Моя работа закончилась на последней странице комикса.
Меня больше всего впечатлили дома, которые символизируют разные этапы жизни героини. Маленькие уютные дома с графикой и текстом внутри – это мощная метафора поиска дома, семьи, безопасности и счастья. Особенно это ярко читалось в неуютном тёмном зале.
4. Каково это – открыть уязвимую часть семейной истории широкому кругу людей, впустить их в свою жизнь? Это очень сильный ход, но легко ли тебе это далось?
Любое искусство - это душевный стриптиз, к этому просто привыкаешь с самых первых выставок и публикаций в интернете. Даже если пишешь полностью выдуманную историю, открываешь миру своё беззащитное белое брюшко. Очень важно писать о том, что хорошо знаешь, в чём разбираешься, тогда история получится честной, и читатель это чувствует.
Посмотреть спектакль-инсталляцию «Дым» можно до 31 июля на 1-м этаже Уральского филиала Пушкинского музея (ул. Добролюбова, 19А).
Длительность одного сеанса: 1 час (можно прийти в любое время с 12:00 до 20:00 каждый день, кроме пн). Для просмотра спектакля необходимо иметь с собой заряженный мобильный телефон с возможностью выхода в интернет и наушники.
Вход: 200 р. полный, 150 р. льготный, 100 р. детский.
#сурвило #графический роман #современное искусство #современный театр