Найти тему
Про

Про чай и бутылки

Во время учебы в институте на третьем курсе решил поехать в студенческий отряд проводников. И страну посмотреть и денег заработать. Как позже оказалось этот опыт был весьма полезным. Но чтобы поехать проводником на лето предстояло еще поучиться. Нам читали теоретический курс сначала, а потом и перешли к практике.

Первая практика - это работа в так называемом КОПе (контора обслуживания пассажиров). Странное название, если учесть, что это была огромная прачечная и гладильня. Т.е. все, что требуется в пассажирском вагоне - пастельное белье, шторы на окна, салфетки на столики - все стиралось и гладилось здесь. Мы практиковались на глажке. Никаких утюгов конечно. Все в промышленным масштабах. Вращаются такие огромные цилиндры. На них кладется простыня, оборот барабана, и получите уже сухую. Условно конечно.

Здесь я понял почему в поездах постельное белье в основном влажное. Не хватает мощи, чтобы за один оборот барабана и гладилось и сушилось. А кто же будет по два раза пропускать? И так сойдет. Не баре чай на поездах-то ездят. Хотя раскладывалось все по стопочкам - побелее да поцелее - это на фирменный поезд, позастиранней да рваненькое - всем остальным. Такое вот разделение простыней и наволочек. Тоже свои тонкости, как складывать, чтобы считать удобнее было например. Или как комплекты укладываются. Не попробуешь руками - не узнаешь.

Потом следующий этап - стажировочная поездка. Недалеко и недолго. Двое суток всего. Уже типа взрослая работа, но еще не самостоятельная, а под присмотром кадровых проводников. Здесь позналась масса тонкостей, без которых ну никак. Например приемы растопки титана (у нас не было электрических). Как колоть и как укладывать дрова. Свои приемы и тонкости. Или скажем как чистить ложки и подстаканники. Самое ценное - это конечно как заваривать чай.

Я и раньше замечал, что чай в поездах какой-то не такой, как дома. Секрет оказался прост. В заварной чайник клали совсем немного пищевой соды. Это давало возможность поить народ чаем вволю, не тратя заварку. Как-то эта сода давала такую густую заварку. Что достаточно всего-то пол чайной ложечки и кипяток, и вот он - настоящий железнодорожный чай для пассажиров. Проводники сами такое не пили. Почему-то.

Делалось это не от хорошей жизни, а из-за того, что чая давалось несколько пачек, а поить народ положено три раза в день. Если заваривать как надо, т.е. собственно чай и кипяток, то чай быстро заканчивается и начинаются сплошные нарушения должностной инструкции, за что вообще то снимают премию. Или покупать на свои кровные заварку... Или ноу хау заваривания. Смекалка она выручает. Кому как, а мне и с содой заваренный чай нравился. Её класть то надо совсем чуть-чуть. На двухлитровый чайник - ну половина чайной ложки. Были конечно у народа по незнанию проколы - бухнут соды, а кто-нибудь из пассажиров с лимончиком возжелает попить - получите газировку в стакане чая. Но это все по незнанию и неумению. А так все чинно, благородно.

По приезду из стажировочной поездки снова обучение. Жизни. Как оно все происходит на самом деле. То есть как правильно сдать в этот самый КОП использованное постельное белье. Вроде мелочь, а если не знать, то влетаешь на немаленькие деньги. Смысл вот в чем. Туда приезжаешь со своими мешками и должен все это сдать. Так вот самое главное - надо заставить тёток приемщиц складывать твое белье в отдельную, а не общую кучу. И только когда сошлись в числах, из отдельной кучи бросать в общую.

Смысл очень простой - эти тётки считать конечно умели. Правильно считать. В свою пользу. Но если кидается в общую кучу, то всегда оказывалось, что не хватает пары тройки простыней. Или наволочек. На робкие попытки, что типа я же все пересчитывал, произносилось что-то вроде - ты еще поучи нас считать. Возможности то пересчитать нет. Все в общей куче. Получите акт с недостачей. Из зарплаты вычтут и премии лишат. Вот и учили начинающих как правильно поступать.

Опять же кому и за сколько отдавать бутылки пустые. Доходный бизнес. Двести штук да по десять копеек. И ни в коем случае не отдавать никому бутылки из под молока, кефира и т.п. Их положено оставлять было. Для мойщиков вагона. Они их забирали - мыли и сдавали. Небольшой такой доход. Не оставишь - вагон будет чистым, но не очень. Такая вот практика для студентов. Жизненная.

Далее уже близко к началу стройотряда надо было пройти демпеля. Все про это говорили таинственно так, что это очень сложный экзамен и все такое. Что это такое демпель - никто ничего вразумительного сказать не мог. Ну я думал,что это какой-то железнодорожный термин. Из одного ряда с буксой или там семафором. Оказалось что это фамилия такая - Демпель. Носил ее достаточно молодой мужик лет 30-ти, но был он уже зам. начальника пассажирского депо. Большая должность. Он лично принимал экзамены. От него плакали даже кадровые, ибо поставит он подпись или не поставит зависело, поедет проводник в поездку или нет.

Вопросы были разные. Начиная с расстояния от рельса до контактного провода или ширины колеи, до устройства туалета. Про этот туалет надо было ответить сколько там кранов, какого диаметра, в каких местах стоят, в каком положении должны быть во время стоянки, а в каком - во время движения. Досконально знал он устройство вагона. И того же самого требовал от всех. Невзирая на опыт и возраст. Если знаешь - опасаться особо нечего. В любом случае проводник должен все это знать, ведь именно он отвечает за жизнь нескольких десятков человек в своем вагоне.

Что это не просто слова и все правила писаны кровью, предстояло в скором времени убедиться лично.