В конце прошлой неделе в Государственную Думу внесен законопроект № 141547-8, который расширяет основания исключительной подсудности по спорам между российскими юридическими и физическими лицами с нерезидентами из недружественных стран.
Если российские законодатели поддержат данную новеллу, то после её принятия все споры между россиянами и иностранцами, зарегистрированными или проживающими в недружественных странах и территориях вправе будет рассматривать только российский суд.
Причины такого нововведения две, и они очевидны:
1. Политическая ангажированность иностранного судопроизводства, когда иностранный суд принимает решение в интересах «своих», что подтверждается многочисленными судебными процессами недавнего прошлого. Поэтому полагаться на объективное и справедливое разрешение спора с участием российских юридических и физических лиц в суде недружественного государства невозможно.
2. В условиях противостояния России с западными странами перечень санкций, принимаемых против российских компаний и/или граждан, пополняется едва ли не каждый день, отследить принятие конкретных санкций против российских субъектов просто невозможно.
На практике это означает, что Высокий суд Лондона или Стокгольмский арбитраж не сможет рассматривать иски с участием российских компаний, даже если стороны сделки выбрали его в качестве арбитра по договору. Конечно, подать иск к российской стороне иностранному контрагенту можно будет и в иностранный суд, но исполнить его решение в России не получиться из-за нарушения исключительной подсудности.
С другой стороны, данный законопроект можно считать и несимметричным ответом не западные санкции. Т.к. он практически лишает доходов юристов и коммерческие арбитражи недружественных стран от отправления правосудия с участием российских лиц.