Недавняя публикация о торжестве потребления вызвала бурления и дискуссии. Наивно было бы предполагать, что на эту стезю мы ступили без подготовки. Ряд честных взглядов «по ту сторону кассы и прилавка» - ценный для нас материал. Авторы пожелали сохранить инкогнито, что свято чтим
Менеджер, отделение готовой мясной продукции: «Считайте иудой, но мясо я покупаю только у знакомых фермеров – и никогда в магазине. Потому что видел, как растут индюшата, бройлеры, кролики. Знаю, чем хозяин кормил, что живность не болела, а если и да, то чем и когда была пролечена. Почему так?
Потому что я в курсе, сколько свежего мяса и мясных изделий поставляется в супермаркет, скажем, в течение недели. Это бешеные объёмы, если говорим о торговой точке в спальном районе мегаполиса. То есть это фактически это стада крупного рогатого скота, тысячные поголовья свинства и прочих. А я много поездил и езжу по стране и скажу так: я не видел этого. Ни тучные стада, ни гигантские свинокомлексы – нет этого. По крайней мере, не в тех масштабах, которые коррелировались бы с регулярными поставками в магазины.
Да, есть комплексы, переработка, даже предприятия полного цикла, есть регионы с сильным агрокластером – но всё равно цифры «не бьются». Разумеется, изрядная доля приходится на импорт, например, Южную Америку, но это не успокаивает, потому что тот же вопрос кормов и профилактики остаётся открытым.
Не ударяюсь в конспирологию и не намекаю, но скажу так. Вы ведь не стали бы из магазинного молока делать творог, сливки, домашний сыр? Ясно, что не стали бы, потому что продукт не сравним с натуральным коровьим молоком. Вот с мясом примерно такая же тема».
Продавец, отделение готовой продукции: «Часто слышу, мол, продавцы считают себя психологами – и «ха-ха-ха, дескать, что себе позволяют»… Теперь меня это не обижает, но когда только начинала работать – ух, как задевало. Скажу так: где-то после пары лет «на земле» видишь людей насквозь. Он ещё из-за угла не вывернул, а ты всё про него понимаешь.
Вот пришла пара, выбирают салаты на вечер. Каждый продут мы набираем в пластиковый контейнер, взвешиваем, наклеиваем чек с ценой и т.д. Коробочки есть разного размера: на 250 г, 500 г и килограмм. Одиночки обычно берут минимальную тару, семейные побольше…
Всё чаще я вижу семейные пары с одним и тем же диалогом:
- Ты что себе возьмёшь? Я «Мимозу».
- И я.
- Девушка, дайте, пожалуйста, два раза салат «Мимоза» по 200 г. В отдельной таре…
Вы ничего не улавливаете? Объясню. Люди живут вместе, выбрали один и тот же продукт. Что было бы логично? Правильно – взять бОльшую упаковку. Чтобы на ужин чин чином выложить на тарелки, добавив к салату нечто существенное и приготовленное дома, своими руками… Но это в идеале. А в реальности эти двое придут, откроют убогий пластик и прямо из коробки слопают несчастную «Мимозу»…
Я не кривлю душой, когда покупатели спрашивают, что бы я посоветовала – я не знаю, я это не ем. Более того, никто из коллег это не ест, обеды мы носим из дома, а если нет, то лучше купим творог…
Но я и в дурном сне не представляю, что я бы вечером могла принести домой пластиковые контейнеры, раздать детям и мужу – «налетай, орава». Ну, хорошо, допустим, совсем запара и цейтнот – но хотя бы на тарелки можно выложить?
Почему-то для меня убогость такой трапезы означает и убогость отношений».
Продавец мясных полуфабрикатов: «Не знаю, как я ещё не примкнула к зелёным ЭКО-террористам, но думаю, это вопрос времени. И малышка Грета Тунберг в своё время не с того начинала, гнав волну на авиапромышленность. Если бы Грета увидела, сколько десятков килограммов пластика ежедневно даёт средний магазин, она бы вернулась за школьную парту. Потому что воевать с этим монстром бессмысленно.
В течение дня мы получаем продукцию в пластике – коробки, пакеты разной толщины и размера. Всё это громоздится на палетах, а они обёрнуты в несколько слоёв пластиковой фольги. То есть по пути от производителя на прилавок уже куча этого добра.
В конце смены всё содержимое прилавка ( порой они длиной свыше 10 метров) в один слой укрывается полиэтиленовыми пакетами – колбасы, сыры, салаты, выпечка. Утром, подготавливая прилавок, всё нужно собрать и выбросить, повторное использование пакетов запрещено.
Но помимо первого слоя целлофана идёт второй, более плотный. Мы получаем широкие рулоны крепкого пластика, он ложится поверх пакетов – и точно так же используется всего несколько часов, потом в утилизацию.
Пластик и его «друзья-братья» - лёгкий, доступный и дешёвый материал. И однозначно вредный для здоровья. Мы не напряглись, услышав официальную информацию, что микропластиком загрязнён весь Мировой океан. Нам до лампочки, что микропластик нашли и в человеческой крови, мы им напичканы…
Не имею ни малейшей иллюзии, что от пластика кто-то откажется. То там, то сям слышу, что пытаются ограничить применение: не подают в нём напитки в кафе, мороженое, не используют для столовых приборов. Но это капля в море, точнее, в океане микропластика.
Вообще лучше не задумываться, чем всё это закончится. Человеки – это какие-то мифические существа, пожирающие собственных детей. Точнее, пытающиеся накормить от пуза их и себя – но чтоб подешевле и побольше. А что не съели, то завернём в пакетик, пусть полежит…»
Продавец, отделение полуфабрикатов: «Думаю, мы самая бесправная категория работающих, вообще вся сфера услуг. Потому что только здесь покупателю предоставили неограниченные права. И он сдуру поверил.
Меня раздражает фраза «клиент всегда прав». Аллё, изучите оригинальный вариант: лондонский воротила-ритейлер Селфридж её придумал, обещая покупателям первоклассное обслуживание. Но у фразы есть продолжение – «пока он платит» или «если он уже расплатился». Т.е когда сделка фактически состоялась, а покупатель вдруг заартачился, надо приложить все усилия, чтобы деньги остались в кассе. На стадии выбора, сомнений и т.д. уважаемый клиент пусть довольствуется вежливостью и вниманием продавца – в разумных пределах. Но большинство ведь под знамёнами «я всегда прав» пьют кровь задолго до момента оплаты – а иногда до него вообще не доходит, весь спектакль затевался просто из злобности натуры.
Вернёмся к началу: именно в сфере услуг эта спорная фраза породила уродливую картину – покупатель прав всегда, а продавец никогда. Один может оскорблять, а второй обязан глотать унижения молча. Да это же ересь!
Начну с того, что большинство клиентов вообще не знают, чего хотят: придут и тупят, мол, посоветуйте, что я хочу сегодня на ужин. Хорошо, если на это есть время, но это редкость. Продавцы, помимо обслуживания, заняты кучей дел: приём товара, контроль сроков годности, отпись товара, проверка, уборка – нагрузка там адовая. А тут чудесный товарищ, которому не хватает внимания и представлений о себе самом, требует, чтобы с ним носились, как с писаной торбой. На работе его бы послали с такими закидонами, даже друзья и родная мама сказали бы «давай-ка сам с собой разберись». А в магазине он руки в боки, мол, я клиент, я всегда правый и никогда не левый, ваша обязанность меня целовать в малопригодные для этого зоны. При этом покупка там грошовая, но все ж равны перед властью капитала…
Причём я заметила, что в дорогих бутиках и магазинах такой проблемы нет. Во-первых, там публика иная, во-вторых, сама атмосфера и дизайн не подразумевает плебейства. А вот в доступных сетях покупательское «я прав!» цветёт буйным цветом. Это забавно: покупает человек за дёшево, так ещё и хочет королевских почестей.
Отрадно, что в последнее время на обучающих семинарах менеджеры упраздняют правоту клиента. Теперь наставления отцов-командиров звучат так – «клиент всегда прав, пока он не скажет, что он всегда прав». Или «пока не докажет обратное» - а вот с доказательствами у нас проблем нет, спасибо камерам и охранникам».
Продавец, точка общественного питания: «Я знаю, что все мы эгоисты, но порой доходит до смешного. Я работаю в бюджетной столовой, это когда посетитель берёт поднос и с витрин выбирает блюда, первое-второе ему даёт повар по заказу. То есть всё быстро, динамично: чем доступнее сеть, тем демократичнее правила…
Большинство понимают это и быстро рапортуют: «Борщ, половинку плова и три куска хлеба! И компот!» Спасибо, мил человек, сумму в кассу, приятного аппетита, ждём снова. Но бывает явится оригинал – и кааак зависнет с выбором! «Ой, а у вас печень свиная в сметане есть? Здорово, но я позавчера её ел. Ой, а фрикадельки под сливочным соусом или томатным? Хм, хотя у меня всё равно изжога…» И так минимум минуты на три. Очередь дёргается и «со смыслом» покашливает, кассир и повара тихо ненавидят его. Человека, который свою трапезу считает событием для всех. Ему реально плевать на остальных, он крадёт их время – а люди голодные, а люди есть хотят. Но желудочно-кишечные приключения отдельного красавца – это его звёздный час. Очень раздражает.
И ради бога, не считайте продавцов малообразованными людьми. У нас тут 70% с дипломами, немало врачей и инженеров – работать просто негде, не у всех есть связи пристроиться на тёплое место, а семью кормить надо».
Продолжение следует…