Образ Петра I занимает в творчестве А.С. Пушкина одно из центральных мест. В своих произведениях Александр Сергеевич стремился не просто описать события ушедшей эпохи, но и дать оценку личности Петра Алексеевича, то есть не только показать и восхвалить результаты его реформ, но и показать читателю, что несмотря ни на что он всегда оставался русским человеком, любящим свое Отечество, готовым помочь простым людям.
На примерах из творчества Пушкина читатель видит образ Петра I с разных сторон.
В поэме "Полтава" Пётр Алексеевич представлен в образе гениального полководца, который своей неутомимой деятельностью и уверенностью в победе над шведами, вдохновляет простых русских солдат на подвиги. Облик Петра перед решающим Полтавским сражением говорит о его готовности к молниеносной решающей схватке:
…Лик его ужасен.
Движенья быстры. Он прекрасен,
Он весь, как божия гроза…
И он промчался пред полками,
Могущ и радостен как бой.
В стихотворении "Стансы" Пушкин представляет читателю образ Петра как "вечного работника на троне", царя, не боящегося трудиться на равне с простыми людьми, учиться новому у стран Запада, повышать грамотность, уровень образования простых людей, отправляя талантливых на учёбу за границу. И все это для того, чтобы сделать Россию великой державой:
Самодержавною рукой
Он смело сеял просвещение,
Не призирал страны родной:
Он знал её предназначенье.
То академик, то герой,
То мореплаватель, то плотник,
Он всеобъемлющей душой
На троне вечный был работник.
Эту тему Пушкин впоследствии так же развивает в романе "Арап Петра Великого". Однако читатель видит Петра I хоть и человеком, смотрящим в сторону Европы, но в то же время не утратившим черты национального русского характера.
Он берет на себя роль свата Ибрагима: "Послушай…, ты человек одинокий, без роду и племени, чужой для всех, кроме одного меня. Умри я сегодня, что завтра с тобою будет, бедный мой араб? Надобно тебе пристроится, пока есть ещё время; найти опору в новых связях, вступить в союз с новым боярством". Хоть этот роман и остался неоконченным, в нем Пушкин хотел показать, что реформы царя были необходимостью для развития страны, но в то же время необходимо сохранять вечные ценности и широту русской души, патриотизм.
В поэме "Медный всадник" Пётр I предстаёт перед читателем не как живой человек, а как бронзовый памятник. Пушкин показывает, что реформы и преобразования не проходили гладко. Это показано через страдания "маленького" человека Евгения, который является ярким примером отражения конфликта общества и государства. В условиях сильного наводнения не хватает времени для заботы о "маленьком" человеке.
В поэме ярко показана противоречивость между целями: построить город на Неве и в то же время порой жестокое отношение к личности. Скорее с помощью образа
медного всадника Пушкин хотел показать, что Пётр I намного опередил собственное время и к таким стремительным изменениям общество не было готово и, поэтому Петр был одинок в своём стремлении к преобразованиям.
Таким образом, личность Петра I в творчестве А.С. Пушкина многогранна и противоречива одновременно, все его реформы и преобразования - это был колоссальный труд для будущего процветания страны.