Морская жизнь особенно сложна. Суда сталкиваются со множеством потенциально опасных ситуаций, включая сложное рулевое управление, перевозка грузов, посадка на мель, опрокидывания, пожары. Порой случаются несчастные случаи, которые приводят к настоящим катастрофам, а иногда это невероятные истории о выживании. Давайте посмотрим на некоторые из происшествий с участием кораблей в современной истории.
Утром 31 октября 2018 года паром «GNV Excellent» пришвартовался в порту Барселоны и врезался в портальный кран. Корпус парома был серьёзно повреждён, но, к счастью, никто из 60 пассажиров на борту не получил никаких травм. Но затем кран рухнул на топливный бак, что привело к возгоранию. Пожар длился почти 3 часа, прежде чем пожарные успешно его потушили. Это происшествие было названо «Allision», что означает – столкновение с неподвижным объектом без участия другого судна. Столкновение произошло из-за плохой навигации и суровых погодных условий в гавани Барселоны. Сильные ветры сбили корабль с курса. Никто не пострадал, но, по сообщениям, двое пассажиров обратились к медикам из-за приступов паники.
В другой популярной туристической зоне на юге Европы, Венеции, некоторым пассажирам не так повезло. 3 июня 2019 года круизный лайнер весом 66 тысяч тонн врезался в пристань и в другое речное судно. В результате этого ужасающего происшествия пятеро пассажиров речного судна пострадали. Круизный лайнер «MSC Opera» мощным гудком предупреждал о неминуемом столкновении. Один из его двигателей вышел из строя и застрял на полной тяге. Когда лайнер приблизился к причалу и судну, два буксира, привязанные тросами к кораблю, пытались препятствовать столкновению, но один из тросов оборвался, и гигантский корабль оказался совершенно неуправляем. Носовая часть лайнера врезалась в причал, а затем и в речное судно, которые смялось словно консервная банка под натиском такого гиганта.
Люди на причале бежали с места происшествия, а корабль, казалось, мог просто сесть на мель. Несмотря на неудачные попытки остановить судно, буксиры – всё ещё единственное средство управления большими судами через Панамский канал, чтобы они не наносили ущерба другим кораблям и берегам канала. Но в 2015 году произошла авария, в которой буксир был почти полностью разбит, когда в один из шлюзов направлялось большое контейнерное судно. К счастью, не пострадало ни судно, ни экипаж.
Однако не всегда контейнеровозам так везёт, а их груз и сам по себе может быть опасен. Ужасная авария с контейнеровозом в Новой Зеландии привела к самой серьёзной экологической катастрофе страны на сегодняшний день. В октябре 2011 года судно «MV Rena», перевозившее почти 1500 контейнеров, в большинстве из которых находилось дизельное топливо, село на мель в Астролябском рифе. Причиной аварии стало то, что никто из экипажа не следил за положением корабля. Судно оставалось на мели на рифе в течении нескольких месяцев. Около 200 тонн топлива оказалось в воде. Нефтяное пятно угрожало дикой природе и отрицательно сказывалось на рыбной промышленности.
Комиссия по расследованию транспортных происшествий пришла к выводу, что судно село на мель исключительно по вине экипажа, которое не соблюдало стандарты рабочих процедур и навигации во время управления судном.
Другой инцидент по вине механического сбоя и значительного снижения давления масла в двигателях завёл роскошный норвежский корабль на мель. 23 марта 2019 года на борту круизного судна «MV Viking Sky» находилось 1300 человек, когда все его четыре двигателя вышли из строя. Корабль начал стремительно приближаться к земле, но из-за суровой погоды буксиры не смогли скорректировать его направление. Якоря не были эффективны, а спасательные суда вынуждены были вернутся на берег. Экипажу удалось перезапустить один из двигателей и едва избежать катастрофы, находясь на расстоянии 91 метра от посадки на мель. Однако одного двигателя было недостаточно, чтобы безопасно подвести корабль к берегу.
Шесть норвежских вертолётов были отправлены для эвакуации пассажиров. Когда корабль начал раскачиваться из стороны в сторону, пассажиры начали снимать как бортовая мебель катается из стороны сторону. 30 полётов потребовалось, чтобы эвакуировать 479 человек, в то время как многие всё ещё оставались на борту. Судно было отбуксировано обратно на следующий день, после того как шторм утих.
Другая серьёзная авария произошла по вине человека. У берегов Сингапура и Малайзии, военный корабль ВМС США «USS John S.McCain» столкнулся с либерийским танкером «Alnic MC». «Alnic MC» весом 30 тысяч тонн перевозил химическую и топливную продукцию, и нанёс американскому кораблю значительный ущерб, были повреждены отсеки экипажа и связи, машинные отсеки. Каюты были затоплены и 10 моряков ВМС США погибли. ВМС США сообщили, что корабль потерял управление незадолго до аварии, но им неизвестно, почему экипаж не использовал резервную систему рулевого управления корабля. Они заявили, что виной всему усталость экипажа мостика, плохая связь и переполненные морские пути, которые являются наиболее вероятной причиной аварии.
Ещё одна ужасная авария унесла жизни семи моряков ВМС США. 17 июня 2017 года на расстоянии около 80 морских миль к юго-западу от Токио эсминец «USS Fitzgerald» столкнулся с «MV ACX Crystal», контейнерным судном под Филиппинским флагом. Оба корабля были оснащены сложным навигационным оборудованием, которое должно было помочь предотвратить катастрофу. Даже в очень оживлённом районе вблизи Токио, корабли находились на расстоянии 3 миль друг от друга, что не является критически близкой дистанцией, но буквально в течении 5 минут произошло непоправимое.
После несчастного случая, два высокопоставленных офицера и моряк с высшим военным званием были освобождены от своих обязанностей, им были выдвинуты обвинения. Владельцы филиппинского торгового судна согласились компенсировать аварию ВМС США суммой в 27 миллионов долларов.
Ста годами ранее, в 1915 году, пассажирский корабль Чикаго «SS Eastland» перевернулся на бок у причала реки «Чикаго». В тот роковой день Western Electric Company решила переправить своих работников на пикник. Это был их единственный шанс отдохнуть. Когда корабль вместимостью 2500 пассажиров был полностью загружен, многие пассажиры собрались на верхних палубах. «SS Eastland» начал опрокидываться из-за перегруженности и ненадёжных балластных конструкций. Судно накренилось и отклонилось от пристани. Через несколько минут, к ужасу пассажиров, корабль оказался под углом 45 градусов, а в машинное отделение затекала вода.
Менее 2 минут потребовалось, чтобы корабль полностью лёг на бок. Сотни пассажиров оказались в ловушке на нижних палубах и отчаянно пытались выбраться из кают. Многие не могли этого сделать, а изумлённые люди на пристани с ужасом наблюдали за развернувшийся катастрофой.
В 1991 году судно «MTS OCEANOS» сильно пострадало от затопления, хоть вся авария имела и менее ужасные последствия. К счастью, на этот раз 571 пассажир на борту и весь экипаж были спасены. На своём рейсе Восточный Лондон – Южная Африка, «MTS OCEANOS» хотел наверстать время из-за более позднего отправления, но оказался в плачевной ситуации. Возможная причина аварии заключалась в том, что ремонт судовой трубы для утилизации отходов не был завершён, из-за чего мощные волны привели к затоплению корабля. Понимая возможную судьбу корабля, забыв о своих обязанностях, экипаж в панике сбежал. Пассажиры не понимали, что происходит, пока некоторые не заметили воду на нижних палубах.
Когда пассажиры и музыканты корабля вышли на мостик за помощью, они обнаружили, что судно осталось без управления. Одному из пассажиров удалось подать сигнал SOS. Сигнал был услышан. Капитан и экипаж были осуждены за халатность, за то, что сбежали и бросили пассажиров.
Капитан корабля «Costa Concordia» так же покинул судно до завершения эвакуации. В январе 2012 года корабль отклонился от курса, перевернулся, и сел на мель, столкнувшись с большой скалой у побережья Италии. Все, кто был на борту, понимали, что что-то идёт не так. Скорость резко снизилась и корабль потерял мощность. Корабль «Costa Concordia» перевозил более 4200 человека, не считая безбилетников, что более чем в два раза превышает общее количество человек на «Титанике». Большинство пассажиров были эвакуированы в течении двух часов на спасательных шлюпках. Некоторые даже плыли до берега. Однако были и те, кто не выжил. Позже выяснилось, что капитан приказал приблизиться к побережью Италии, чтобы он мог поприветствовать свою родину.
Авария лайнера «RMS Lusitania» компании «Кунард Лайн» произошла 7 мая 1915 года во время Первой Мировой Войны. Тогда ещё не были разработаны тактики уклонения подводных лодок. Отплыв от берегов Ирландии, корабль затонул в течении 18 минут. Только 761 из 1200 пассажиров выжил. Корабль стал символом того, почему война вообще велась.
Всего лишь два года спустя, в 1917 году, 2 000 человек погибли в море, а 9 000 были ранены. Когда французский грузовой корабль «SS Mont-Blanc» столкнулся с норвежским кораблём «SS IMO». «SS Mont-Blanc» перевозил взрывчатку, и направлялся в Бордо, Франция. Промежуточным пунктом был Галифакс.
Столкновение произошло на низкой скорости, равной примерно одной 1.6 км/час, в узком проливе за пределами Галифакса. Однако удар был достаточно мощным, чтобы повредить взрывчатые боеприпасы. В результате столкновения начался пожар, а через 20 минут «SS Mont-Blanc» был охвачен гигантским облаком взрыва. Всё в радиусе полумили от взрыва были уничтожено, в том числе и наблюдатели происшествия.
Цунами, вызванное взрывом, уничтожило большинство районов Дартмута и Галифакса, в том числе и целое сообщество коренных американцев, которое жило здесь поколениями. На следующий день суровая канадская погода накрыла разрушения толстым слоем снега, что значительно усложнило спасательные работы и увеличило число погибших.
Другая ужасная катастрофа, ставшая причиной гибели людей, произошла в 1987 году. Судно «MV DONA PAZ» обрушилось на нефтяной танкер. Филиппинский пассажирский лайнер был переполнен, по крайне мере половина людей на борту не была указана в официальных документах. Корабль «MV DONA PAZ» столкнулся с «MT Vector», нефтяным танкером, работавшим без лицензии. Танкер был признан непригодным к плаванию, но, несмотря на это, перевозил 8800 баррелей бензина и другие нефтепродукты. По сообщениям, филиппинское морское ведомство не знало об аварии в течении 8 часов, а ещё 8 часов потребовалось для организации поисково-спасательной операции. Только 26 пассажиров из 4000 выжило.
Мои читатели и зрители, благодарю ВАС за лайки, комментарии и подписку на канал.
Особая благодарность за донаты!
На сегодня всё! Делитесь впечатлениями в комментариях и не забывайте подписываться, чтобы не пропустить новые интересные статьи! С вами был Профессор Гуглов, до завтра!