Найти тему
БАШНЮ СНЕСЛО

От тюрьмы до Т-34 не зарекайся! История А.О. Фирсова.

Оглавление

Привет, друзья! Вы смотрите текстовую версию подкаста "БАШНЮ СНЕСЛО" - подкаста о бронетехнике двух мировых войн! Не забудьте подписаться на наш канал на "Яндекс.Дзен"!

Каждый наш выпуск имеет две формы: подкаст, доступный Вам на любой подкаст-платформе или музыкальном ресурсе; текстовая статья с на "Яндекс.Дзен" (.Подписывайтесь! Нам важен каждый подписчик. Давайте сделаем "БАШНЮ СНЕСЛО" крупнейшим медиа о Второй Мировой Войне!
Каждый наш выпуск имеет две формы: подкаст, доступный Вам на любой подкаст-платформе или музыкальном ресурсе; текстовая статья с на "Яндекс.Дзен" (.Подписывайтесь! Нам важен каждый подписчик. Давайте сделаем "БАШНЮ СНЕСЛО" крупнейшим медиа о Второй Мировой Войне!

В Бердянске, у купца Осипа Фирсова, владевшего восемью домами и парочкой магазинов, славным весенним днём 25 апреля 1883 года появился на свет очередной мальчик (всего у Фирсовых их было четырнадцать). Мальчика назвали Афанасием.

Юный Афанасий окончил местную бердянскую школу, потом поступил в местное училище железнодорожников, а потом резко поменял географию – отправился в высшую техническую школу города Митвайд, что в Германии. По её окончании Афанасий Фирсов поступил в политехнический институт в швейцарском Цюрихе, который, через некоторое время подарил ему работу на опять же швейцарском заводе «Зульцер».

В буйный и страшный 1914 год Афанасий вернулся в родную Россию и обосновался на севере, в Архангельске. Там он неплохо прижился на Коломенском машиностроительном заводе, где успешно конструировал моторы для подводных лодок, в которых так нуждалась тогда ещё имперская армия. С 1916 года местом работы Фирсова стал нижегородский завод «Теплоход», где Афанасий, как это могло бы показаться из названия, занимался созданием теплоходов. Но нет: Фирсов создавал минные корабли-заградители. Опять же для нужд фронта.

Похожие корабли - минные заградители создавал Афанасий Фирсов на заводе "Теплоход". Фото: 1917 год.
Похожие корабли - минные заградители создавал Афанасий Фирсов на заводе "Теплоход". Фото: 1917 год.

Затем после революции и фактического развала оборонного комплекса Фирсов устроился начальником губернского управления профессионального образования, где проработал вплоть до конца Гражданской войны. Когда ситуация в стране, как политическая, так и экономическая, более-менее нормализовалась, Афанасий Фирсов решил вернуться к любимому делу, и следующие пять лет, до 1927 года, он трудится в качестве главного механика на нижегородском заводе «Красная Этна», а чуть позже Фирсов вновь меняет дислокацию и отправляется в Николаев – там его радушно принимает на работу Николаевский судостроительный завод имени Андре Марти.

Начало 1930-х выдалось для Афанасия Фирсова личной трагедией. Едва в 1930 году он прибыл на ленинградский завод «Русский дизель», как из-за некоторых неудачных технических решений Фирсов был признан одним из «вредителей советской промышленности» и арестован. В июне 1930 года Афанасию Фирсова выставили обвинения, где мерой пресечения было пятилетнее заключение в исправительных лагерях. Но Фирсову повезло: буквально через год, 18 сентября 1931 года, специальная комиссия сжалилась над ним и лагерный срок великодушно заменила на командировку в Харьковский паровозостроительный завод.

Не стоит восторгаться мнимым милосердием советских властей. Дело в том, что причиной к освобождению Фирсова послужили не какие-то аспекты морали или юридической справедливости, а банальная нехватка специалистов на местах. В частности, этот самый ХПЗ остался, по сути, без руководителя, так как прежнего руководителя не устроили сроки и тенденции развития танкостроения, навязанные руководством, а его потенциальный сменщик и заместитель был командирован в Москву. И вот тут как раз и вспомнили про то, что в советских лагерях томится талантливый инженер без работы – некий товарищ Фирсов.

Любопытно, что Фирсов к этому времени уже был не только женат, но и трижды стал отцом, правда детей своих видел он крайне редко.

Из суровых лагерных реалий в тяжёлые условия ХПЗ Фирсов прибыл уже в декабре 1931 года. Ему дали пост руководителя специального КБ машиностроения, по сути главного конструкторского бюро ХПЗ. Кроме того, руководство завода сознательно приводило в это КБ молодых и подающих надежды конструкторов, которых Афанасий Фирсов превратил в настоящих гениев. Их первые совместные разработки привели к появлению таких культовых и, несомненно, передовых на то время лёгких танков БТ-5 и БТ-7.

Наверное, главной заслугой Фирсова являются работы по проектированию абсолютно нового, революционного по своему внешнему виду, по своей концепции, броне и огневой мощи танку – первому советскому среднему танку нового поколения, ставшего впоследствии тем самым Т-34. Официально принято считать, что сменщик Фирсова на посту КБ ХПЗ, товарищ Кошкин, является почти полноправным автором проекта Т-34, а Фирсов же – лишь создатель чертежей по легендарному дизельному двигателю В-2, с его удивительными 12-ю цилиндрами и V-образной компоновкой, который, вообще-то, создавался под установку ещё на ранние танки серии БТ.

Однако многие историки и бывшие конструкторы в своих мемуарах и исследованиях говорят о том, что Фирсов со своими инженерами (называются такие фамилии как Морозов, Таршинов, Челпан и Трашутин) ещё в конце 1935 года дорабатывали свои чертежи, где однозначно был изображён танк Т-34, каким мы его привыкли видеть: наклонная, относительно толстая и очень эффективная броня корпуса, длинная пушка калибра 76 мм, готовый двигатель В-2 и рассчитанная масса в пределах 30 тонн. Но в качестве компромисса хочется сказать, что, возможно, Кошкин и не был однозначный автором Т-34, но многие недостатки в чертежах Фирсова исправил именно он.

А что там с Фирсовым? А дело в том, что в 1936 году начинаются известные события в Испании, сохранившиеся в истории под названием – Гражданская война, где танки серии БТ показали себя с далеко не лучшей стороны. Дело даже не в неутешительных результатах немногочисленных танковых боёв, а в том, что трансмиссия лёгких танков БТ просто не выдерживала длительные нагрузки: тяжёлые марши, движение по гористым областям и так далее. Понятное дело, что военные начали жаловаться на танки серии БТ, особенно на БТ-7. Руководство бронетанковыми силами ответило на эти жалобы резко: было поручено прекратить поставки лёгких танков БТ-7 на фронт. Кроме того, к Фирсову высокие чины наведались с вопросами: «Почему, товарищ Фирсов, ваши танки настолько плохи?». И говорят, что Фирсов им ответил, что не так плохи его танки, как квалификация тех танкистов, которые на них ездят. Проще говоря, Фирсов снял с себя ответственность и сказал, что в поломках виноваты сами танкисты.

Фирсов был настолько уверен в своей правоте, что даже после того как советские танкисты в Испании стали называть БТ-7 откровенно «вредительской» машиной, он не то, что не ушёл в отставку, а даже продолжил и увеличил темп работ в КБ ХПЗ. Так, совместно с Морозовым, Фирсов создал новые варианты коробки передач для пресловутого БТ-7, потом занялся созданием его огнемётной версии и разработкой системы пуска дымовых зарядов.

Известен факт, что Фирсов, как руководитель КБ, лично встречал только что прибывшего к ним на завод Михаила Кошкина, а уже в ноябре 1937 года был вместе с несколькими своими коллегами арестован сотрудниками НКВД и вновь обвинён во «вредительстве». На этот раз окончательно, жёстко и бесповоротно.

Афанасий Осипович Фирсов был приговорён к высшей мере наказания и расстрелян без суда и следствия 13 ноября 1937 года. Его не стало в возрасте 55 лет. Однако в 1956 году Афанасий Осипович Фирсов был реабилитирован посмертно из-за «отсутствия состава преступления». Несмотря на реабилитацию, историки смогли открыто говорить о нём только в конце 1980-х годов.

За свою недолгую жизнь Фирсов в 1935 году был удостоен Почётной грамоты ЦИКа и Ордена Красного Знамени (что любопытно) за разработку танка БТ-7. Чтобы отдать должное Афанасию Фирсову, вы можете посетить город Бердянск, где сохранился дом, в котором провёл своё детство Афанасий Фирсов.

Память о несправедливо осуждённом талантливом танковом конструкторе Афанасии Осиповиче Фирсове, так или иначе приложившего руку к созданию легендарного Т-34 и ставшего отцом танков серии БТ, останется на века. Мы – помним!

________________________________________________________________________________________________________

Ну что же, а на сегодня всё! Надеемся, что вам понравился этот выпуск . Пожалуйста, не забудьте поставить лайк и подписаться на наш канал, если вы ещё этого не сделали! А если вы уже подписались, то добро пожаловать в нашу семью!

Напоминаем также, что вы можете слушать подкаст «БАШНЮ СНЕСЛО» на всех доступных вам подкаст-платформах. Просто выбираете вашу любимую и удобную именно для вас платформу, находите в поиске наш подкаст и приятное времяпрепровождение вам обеспечено! Для большего погружения в историю танков и танкистов, вы можете посетить нашу группу ВКонтакте, где, помимо самих подкастов, периодически публикуется интересный и эксклюзивный контент. Так что, присоединяйтесь!

Наконец, информация для тех, кто хочет поддержать нас материально – а такие, мы надеемся, есть! Так вот, поддержать нас вы можете через специальный виджет в нашей группе ВКонтакте, где указаны все наши контакты, адреса и способы помощи нашему подкасту.Теперь точно всё.

Теперь точно всё. Ну что же, "БАШНЮ СНЕСЛО" от SevRusPodcast. Спасибо!