14 июня исполняется 66 лет Елене Сафоновой. Возраст биологический или космический… Такие женщины вне возраста и вне времени. Они относятся к таким созданиям, у которых нет возраста. Это некий эфир советского кино. Такие женщины, как были тогда в 80-х тонкими, умными, красивыми и стройными, такие они и сейчас. Такими они и будут. Потому как, вспоминая их воздействие на мозговые и прочие рецепторы в допепрестроечную эпоху и после (в чернушные 90-е) можно и сейчас ощутить волнение и катарсис, увидев их на сцене, или в минутной роли в незатейливом фильме. К женщинам такого типа можно отнести Ирину Купченко, Татьяну Друбич, Наталью Данилову и Наталию Белохвостикову. Он одним своим присутствием на сцене или в кадре создают столько не напускного шарма и обаяния, что глядя на них, на ум приходят стройные и умные красавицы пушкинской эпохи, такие как в фильме «Звезда пленительного счастья». Задумчивая «онегинская» Татьяна, которая без надрыва и истеричных монологов влюбляет в себя. Берёт в плен! А в таком плену хочется остаться и смотреть в эти чистые и чуть грустные глаза безотрывно. И утонуть в них!
Елена Сафонова родилась в Ленинграде в 1956-м году в творческой «кинематографической» семье. Матушка её Валерия Рублёва работала многие годы режиссёром на «Мосфильме», а отец был одним из мэтров старой школы советского кинематографа. Всеволод Сафонов был до того востребован в советском кино начиная с 50-х годов, что трудно себе представить хоть один героический фильм без его участия. Кажется, что он переиграл все типажи той эпохи, это военные командиры, солдаты, следователи, полковники милиции, секретари горкома, рассеянные профессора, хирурги, ветераны. Достаточно назвать несколько фильмов и образ Сафонова тут же всплывёт из памяти. «Солдаты», «Тишина», «Оптимистическая трагедия», «Белорусский вокзал», «Открытая книга», эти ленты и многие другие стали канонами советского кино, написанного ещё тем киноязыком, который становится понятным теперь лишь избранным. Как «золотая латынь» в эпоху варварства. Появившись в такой семье трудно представить себе, чтобы не мечтать стать актрисой. Когда дом насыщен «киношной» атмосферой, а в гости на рюмочку запросто забегают Евстигнеев и Смоктуновский, то тут можно хоть за мемуары хоть за «докторскую» по кинодебатам сесть. В середине 60-х годов семья переезжает в Москву. Они поселяются в самой близости от «Мосфильма», а девочку определяют в одну из школ с углублённым изучением французского языка. Видимо языковое образование тогда было несколько иное. Поколение окончившее подобные школы в 80-х очутившись за границей, смотрят по сторонам растерянно и с блаженным непониманием происходящего. Елена Всеволодовна и сейчас на французском как соловей щебечет. Впоследствии, когда она снималась во Французских фильмах, её не нужно было переозвучивать для иностранной публики. В те годы она часто бывала с мамой и папой на «работе» и прониклась всей романтикой «закулисья». После школы Елена подала документы во ВГИК, но поступить не удалось, потому, как папа с мамой к тому времени уже расстались и он не смог составить дочке протекцию, да ей это было и не нужно. Она поступала туда трижды и с третьего года удалось. А между попытками работала в библиотеке. Работа, которая на всю жизнь наделяет большинство женщин мудростью и душевным равновесием. С 75-го она учится во ВГИКе, в мастерской прославленной Татьяны Лиозновой, к тому времени уже автором «Семнадцати мгновений весны». А до начала учёбы Елена Сафонова уже снялась в кино, в нескольких небольших ролях, среди них самые известные «Ищу мою судьбу» и «Три дня в «Москве». После второго курса она переезжает в Ленинград и продолжает учёбу там, в институте театра и кинематографии (ЛГИТМиК). В 81-м по окончании, она поступает в театр имени Комиссаржевской. Замечательный красивый и уютный театр на Итальянской улице. Многие маститые, ныне, актёры прошли через него. А настоящий театрал, будучи в Питере должен непременно там побывать. Но у начинающей актрисы душа больше лежит к синематографу. Спустя сезон она уходит из театра и отправляется в свободное плаванье. Поначалу было несколько второстепенных ролей, пока в 82-м она не снялась в фильме «Возвращение Баттерфляй». Биографический фильм об оперной певице Саломее Крушельницкой. Фильм лиричный и очень правдиво познавательный. Советское кино в плане таких фильмов было всегда впереди планеты всей. Кинобиографии получались замечательными. По ним можно было историю изучать, не сверяясь с энциклопедиями и блогерами-историками, как сейчас. В 85-м она снялась ещё в одной трёхсерийной биографии «Софья Ковалевская». Тоже очень умно интересно и без идеологии. В том же 85-м выходит «Зимняя вишня». Создатель фильма Игорь Масленников, уроженец Нижнего Новгорода, до того разносторонний режиссёр, что охват его тематики и стилистики просто поражает. От исторических приключений «Ярославна-королева Франции» до всеми любимого «Шерлока Холмса». И тут выходит совершенно другой фильм, понятный тогда далеко не всей зрительской аудитории. Посмотрели все, но воспринимался по-разному. Фильм демонстрировался под грифом: «Дети до 16 лет не допускаются», от этого ажиотаж ещё больше возрастал. Подростки ходили смотреть исключительно на стройные прелести героини, когда она летним солнечным утром встаёт в одних серьгах из постели и потягивается у окна. Взрослые мужчины относились к фильму скептически: «Что там можно смотреть? Разве что «Мерседес» Герберта». А вот женщины бальзаковского и пост бальзаковского возраста совсем другое дело. Это фильм для них и про них. Ведь главная героиня, как и все женщины в фильме, разведена и одинока. Тоже самое и наши женщины, статистически не малая часть их, тоже разведены и одиноки. И очень многие прошли романы и разрывы с женатыми мужчинами. Об этом многие советские фильмы. Вспомним «Осенний марафон». Поэтому они так любили и понимали «Зимнюю вишню». На главную роль изначально планировалась Андрейченко, но там не сложилось. После премьеры Сафонова стала сверхпопулярна. А Масленников потом ещё несколько продолжений снял.
В 86-м она снялась у Масленникова ещё раз в заключительном фильме о Холмсе «Двадцатый век начинается» сыграв там леди Хильду Трелони, английскую аристократку высокомерную и заносчивую, но с тайной и прошлым. Небольшая, но сильная роль. Затем Никита Михалков пригласил её на главную роль в своём фильме «Очи чёрные». Он сделал там трансоформацию чеховской «Дамы с собачкой» в некое подобие фильмов Висконти и Бертолуччи. Неудивительно, что среди отечественной публики фильм не снискал особых почестей, зато призов и номинации от иностранных кинофестивалей было в избытке.
В фильме было целое созвездие «настоящих» актеров. Из итальянцев Марчелло Мастроянни и Сильвана Мангано гиганты мировой величины. Конец 80-х был непростым для отечественного кино. Большинство, что тогда снималось, (по настроению напоминают голливудские мрачные 70-е), пересматривать по большей части не хочется. Елена Сафонова в то время очень много снималась в криминальных и бытовых драмах. Из особо запоминающихся «Такси-блюз» с Мамоновым и «Утоли моя печали» с Колтаковым. В начале 90-х она на несколько лет уезжает жить во Францию. После успеха на западе фильма «Очи чёрные» ее приглашают на главные роли французские режиссёры. Среди прочих два любопытных фильма, экранизации русской эмигрантской классики «Аккомпаниаторша» по роману Нины Берберовой и «Мадмуазель О» по рассказу Владимира Набокова. По возвращении в Россию в конце 90-х она продолжает много сниматься. Из общепризнанных удач тех лет, «Женская собственность» с Хабенским и «Принцесса на бобах» с Жигуновым. Без особого замысла, но душевно и про любовь. С началом нового тысячелетия Елена Сафонова ещё более востребована. Она снимается во множестве фильмов и сериалов с такой скоростью, что поклонники, и уследить за всем не успевают.
Однако талант и мАстерская игра осталась неизменной. Единственное, она несколько сместила акценты своего амплуа. Из тонкой лиричной «замороженной вишни», она превратилась в эксцентричную и самоироничную даму. Наряду со съемками в кино, она с большим успехом играет в театре. Причём по несколько спектаклей в месяц Удивительная работоспособность. Намедни были её гастроли в Нижнем Новгороде, на сцене оперного театра. Она играла в дуэте с Валентином Смирнитским.
Каково же зрителям и поклонникам ощутить этот шарм, энергетику и услышать этот голос. Увидеть этих настоящих актёров, которые пришли к ним из детства. Нам уже много лет, а они всё ещё те же и всё ещё классные! И всегда будут классные!