ДИСКЛЕЙМЕР: я высказываю здесь исключительно СВОЁ МНЕНИЕ. Оно может не совпадать с вашим мнением, мнением организаций или правительств. Тем более, что никаких призывов тут не содержится. Всё, что по вашему мнению представлено здесь, как факты, подлежит проверке вами же в первоисточнике.
День 3. Продолжение.
Вспомним нашу замечательную схему с сайта мосметро:
И видим: третьим этапом указывается психологическая оценка. Здесь на неё выделяется целый один день, хотя мы управились часа за полтора. Вот, например, в гражданской авиации этот отбор проходится действительно целый день, так как один только СМИЛ (стандартизированный метод исследования личности), а это вопросник из более, чем пятисот вопросов, занимает около трёх часов. Тут немного проще, но содержательнее.
Итак, ровно в час дня (напомню, я очень удобно записался прям в день собеседования) я захожу в кабинет миловидной психологини. Далее следует пара дежурных вопросов на предмет установления личности и мы переходим в соседнюю комнатку: в ней четыре стены, стол и компьютер. Позже выяснилось, что ещё есть колонки. Но обо всём по порядку.
На компьютере предстояло выполнить всего шесть заданий. Всё это направлено на определение уровня развития в вас профессионально важных качеств машиниста электропоезда. Примитивно каждое из этих заданий по-своему имитирует работу машиниста. Перед каждым из заданий вам даётся пробная попытка, чтобы освоится. Для выполнения этих заданий перед экраном находится специальный пульт с несколькими кнопками и двумя рычажками. Сразу обозначу: за эту пробную попытку надо научиться выполнять задание, не глядя на пульт, иначе много времени будет уходить на переключение внимания. Если не хватило одной тренировки - можно пройти её ещё раз. Сейчас с момента, когда я выполнял эти задания, прошло пару месяцев, поэтому заранее извиняюсь: в порядке этих заданий я могу ошибиться.
Задание с фигурками.
На экране два поля. В каждом поле приблизительно два раза в секунду фигуры меняются. Делают они это одновременно. Ваша задача - нажать кнопку в момент, когда фигуры в обоих полях совпадают. Длится это задание относительно недолго. Я, конечно, не художник, но постараюсь сейчас приблизительно изобразить, как это выглядит:
Задание про остановку.
Перед нами круговая траектория. Внизу неё одна точка (если не ошибаюсь - серая). Обзовем всю это конструкцию кольцевой линией с одной станцией. По этой кольцевой линии ездит другая, зелёная точка. Ей мы управляем при помощи ручки на пульте. Кстати, почувствуйте себя человеком, ведь ручки на пульте две - специально для леворуких и праворуких отдельно. Обе на дальнем краю в левом и правом углах. Точка управляется следующим образом: ручка от себя - скорость максимальная, ручка на себя - скорость минимальная, ну, то есть ноль. Задача - максимально быстро провести зелёную точку по кругу, но максимально точно остановить её на серой точке (то есть, чтобы они совпали). При этом я слышал такой слух, что лучше чуть-чуть не доехать до этой точки, чем переехать её. Но это неточно. Так же, как и в остальных заданиях есть тренировочная попытка. Контрольных попыток около 15-20.
Задание про чётность (не путать с чёткостью).
На экране поле. В этом поле (как в задании с фигурами) где-то раз в секунду меняются цифры. Они, в принципе, не имеют никакого значения. Далее в этой последовательности одна из цифр появляется на красном фоне. Следующая за этой - будет контрольная. В зависимости от её чётности или нечëтности необходимо нажать ту или иную кнопку. Это первый тур этого конкурса. Естественно, кнопку эту надо успеть нажать, пока цифра не поменялась. Так вас проверяют на реакцию и скорость соображалки. То есть, можно нажать ту кнопку, а можно её перепутать - это плохо. Можно нажать ту кнопку - но уже на другой цифре - это тоже плохо, а можно нажать не ту кнопку уже на другой цифре или проспать цифру в принципе - это ещё хуже.
Второй тур этого же конкурса заключается в введении "отвлекающего момента". Само задание по требованиям не отличается от предыдущего, но в момент показа контрольной цифры некий "голос из-за кадра" будет говорить вам слова "чётная" или "нечётная". И поначалу его показания даже будут совпадать с действительностью. И вот, когда вы уверуете, что у вас появился невидимый помощник, он начнёт вкидывать вам всякие подлянки, говоря "чётная", например, на 5 или "нечётная" на 4. Задача - естественно, не повестись на него.
В третьем туре, когда вы поймете, что голос за кадром, скорее, подлый враг, чем друг, он придумает новую провокацию: помимо чётности или нечетности он начинает оценивать вас. Например, загорается на экране та же цифра 4, и этот голос, преисполненный желанием занять вашу вакансию машиниста метро, говорит вам, что эта цифра нечётная. Но вы-то уже в курсе, что он - подлый предатель, и нажимаете кнопку для чётной цифры. И тут, вдруг, он (почти удивлённым голосом) говорит "правильно". Мол, нифигасе, ты гений математики, конечно. Окей, давай дальше. Появляется на экране цифра 5, он говорит "чётная". Ты, уже не слушая его, нажимаешь на кнопку нечётной цифры, а он говорит "неправильно". И вот, у тебя уже начинают трястись руки, а как же это так, я, вроде бы, всё правильно сделал, а чего ж теперь будет. И вот от этого вот всего начинаешь валить всё остальное задание. Так вот мораль сей басни такова: вас могут отвлекать подсказками, которые не всегда правильные, и могут оценивать ваши действия, что тоже не всегда коррелирует с действительностью, а вам нужно уметь никого не слушать, думать своей головой, и чётко выполнять задание. Это, пожалуй, самое философское задание из всех предложенных.
Задание про ползущую точку.
Итак, мы подошли к финальному раунду, супер-игре или главному злодею. Речь о самом продолжительном задании. В нём по кругу расположено около 50-60 серых точек. По очереди они загораются зелёным цветом, или по-другому, зелёная точка перемещается по кругу с шагом в одну позицию. В центре этого круга находится кружочек побольше, в оригинале он - серый, но иногда загорается жёлтым или красным цветом. Что же здесь нужно делать? Зелёная точка перемещается по кругу, как уже говорилось, со своей на соседнюю позицию. Но иногда бывает так, что она перепрыгивает через одну позицию. Вот такие моменты нужно засекать нажатием определённой кнопки. В некоторых случаях (не во всех!) такой прыжок предупреждается загоранием жёлтого кружочка в середине. Нет никакой установки, за сколько шагов до прыжка загорится жёлтый кружок: это может произойти и за один шаг, и за, например, семь. А вот когда центральный кружочек неожиданно загорается красным - нужно жать уже другую кнопку (отсылка к торможению перед неожиданно появившимся красным, мы же машинисты, помним, да?). И вот такое вот происходит в течение примерно часа. И на протяжении всего этого часа вы должны быть одинаково внимательным. Кстати, именно для этого задания я накопал в открытом доступе онлайн версию этого же задания тут. Правда, в нём не реализована ситуация с красным кружочком. Что касается остальных заданий - то тут, скорее, нужно тренировать не само выполнение этих заданий, а свои реакцию и сообразительность, а для этого подойдут любые онлайн игрушки на эту тему, вот пример таких вот тренировок для геймеров. И помните - за день это не решается. И за неделю тоже. И даже за месяц. Этим нужно заниматься регулярно. Минут по 10-15 в день, думаю, будет достаточно.
Есть ли жизнь после кружочков?
В момент, когда на экране наконец-то написали, что всё, совсем всё, да, правда-правда совсем всё, я с этими кружочками в глазах выхожу из комнаты с компьютером в комнату с психологиней. Далее у нас предстоит небольшой разговор на тему кто я, откуда взялся, какое образование, что там по семье и почему пришёл в метро. Я не знаю, как этот разговор проходит у других психологов, но я здесь особой значимости не заметил. У меня пытались, скорее, выяснить какие-то анкетные данные, которые, пожалуй, не влияют на что-либо. При этом, один из моих одногруппников рассказывал, что его как будто бы пытались разубедить в его решении придти в метро. Мол, уверены? Точно уверены? У нас вот таких, как вы, пачками отчисляют. Ну и так далее. В прочем, на итоговый вердикт психолога (а их может быть всего три: "рекомендован", "условно рекомендован" и "не рекомендован") влияют только компьютерные задачки. При вердикте "условно рекомендован" вам дадут немножко поучиться и пригласят к психологу ещё раз через несколько дней. Был у меня и такой одногруппник. После повторного вызова я его больше не видел, видимо, все-таки, не прошёл.
Моя же история про психологический отбор заканчивается тем, что после разговора я переспросил психологиню, нормально ли я прошёл компьютерные задачки, так как у меня были большие сомнения по паре из них. Девушка ответила, что всё вполне себе хорошо (видимо сыграло все-таки моё авиационное прошлое) и мой результат очень хорош. На радостях я выбегаю из этого кабинета навстречу следующему этапу трудоустройства (медкомиссия), о котором мы поговорим уже в следующей статье из этого цикла.
А пока что, не теряемся: подпишись.
Д. А. В.
Тут мы говорили о том, с чего начать своё пришествие в метро.
А тут мы говорили о собеседовании, которое, скорее, односторонний монолог.