«Аманат» – слово, заимствованное с Востока, означающее заложника или вещь, отдаваемую в залог. В прокате одноименный фильм режиссеров Антона Сиверса и Рауфа Кубаева. Джамалутдин – сын имама Шамиля – «великий заложник» взаимоотношений императорской России времен Николая I и Кавказа.
С раннего детства, как только он был отдан в залог перемирия в войне между Российской империей и Дагестаном, маленький горец чувствовал, что он другой, чужой. Тем не менее молодой кадет, позже поручик Джамалутдин (Амин Хуратов), стал блестящим офицером, для которого честь и долг не были пустыми словами. Он прекрасно владел иностранными языками, интересовался точными науками, танцевал, а книгой его жизни стали «Приключения Робинзона Крузо» Даниеля Дефо, подаренные ему, 9‑летнему горцу, маленькой Лизой Олениной. Кто знал, что любовь к уже повзрослевшей Елизавете Олениной (Варвара Комарова) обернется трагическим исходом. Впрочем, не только любовь повинна в кончине Джамалутдина, бывает, обстоятельства сильнее и серьезнее чувств. Только не для героев картины.
«Аманат» – историческое полотно, где дворцы и поместья Санкт-Петербурга сменяют красоты Кавказа – гордой территории, где совсем непростые отношения и традиции связывают людей. Уже взрослого Джамалутдина отправляют на Кавказ, дабы он стал миротворцем в военных сражениях русской армии в Дагестане, но не все так просто. Джамалутдин умирает, Елизавете Олениной, невесте, предстоит пережить немало горестных дней. К слову, страдать будет не только она, на Кавказе Джамалутдину нашли другую невесту – Меседу (Нина Гизбрехт). Джамалутдин ее не любит, сердце занято другой, но именно Меседу приносит в дом Олениным письма Джамалутдина к Лизе и роман Даниеля Дефо. Объятия двух женщин среди несчастья объединяют их, ибо в данной ситуации не только Джамалутдин – заложник, заложники все любящие его люди. «Аманат» дал мне возможность по-новому взглянуть на жанр исторической драмы. Поскольку сама история находится в таком же пограничном состоянии, как и мой герой, у меня была возможность действовать по наитию и по тем представлениям о Джамалутдине, которые у меня были. Он был верен в первую очередь себе. Не рефлексировал, как ему повести себя в той или иной ситуации, а действовал по своей совести и своему пониманию», – комментирует роль Амин Хуратов.
Картина повествует о противоречии мировоззрений, характеров, традиций. Государственное затмевает частное, но чувства героев ни в коем случае не тускнеют, наоборот, становятся сильнее. Эпоха Николая I была отнюдь не самой радужной, сцена со шпицрутенами также присутствует в фильме (как тут не вспомнить хрестоматийный толстовский рассказ «После бала»). Вот что о роли Николая I рассказывает ее исполнитель Андрей Соколов: «Это огромное удовольствие – соприкоснуться с такой историей в принципе. Допустить, что это было так давно и так недавно. Что такое для истории 150 лет? Не так много по большому счету. Если допустить, что я такая царственная особа, человек, который стоит надо всем этим, то я вам могу сказать, что был очень всем этим горд, что я, пусть на экране, всем этим командую. В исторических памятниках есть особая атмосфера, особый шарм, особый дух. И то, что мы снимали на намоленных местах, давало определенный заряд. Когда знаешь, что по этой аллее ходил государь, что здесь он мог на карете проезжать или на лошади гарцевать, то улетаешь далеко. Конечно, от таких предложений не отказываются. Эти подарки судьбы не так часто бывают».
В «Аманате» подкупают не только история, игра актеров (отдельно следует упомянуть и героя Даниила Страхова графа Мамонова – человека сколь непорядочного, столь и способного влиять на дела государственные), но и природа Кавказа, его люди, у которых свои обычаи и уклад, которые не нарушаются веками. Ручьи, которые текут по могущественным и жестоким горам, но эти же горы охраняют, спасают, не дают пройти (в тех самых горах убивают родного брата Лизы Олениной и друга Джамалутдина). Фрукты, растущие прямо под домом, молоко и сыр коз – мало что изменилось с тех пор. Немало усердия приложили актеры в искусстве фехтования, езде на лошади. Скрупулезно выполнены костюмы, отдельного внимания заслуживает национальный свадебный наряд горской невесты Джамалутдина Меседу, он был привезен из местного краеведческого музея. Прошлое в каждом кадре, в каждом мундире, черкеске, упряжи.
«Это история, писанная кинжалами и кровью наших предков», «Все ощущается, как будто ты часть какой-то истории», – говорили актеры массовых сцен в фильме. Если бы все так просто было в жизни каждого из нас… Две родины – Россию и Кавказ – пытается объединить и помирить Джамалутдин – заложник, горец, любящее сердце и благородная душа офицера. Путь к примирению был сложен, но люди не властны подчас над обстоятельствами. «Я не судья моей стране, но я судья самой себе», – говорила героиня «Офицеров» Бориса Васильева Люба Трофимова. «…Лиза мне нравится, потому что она боец. Она борется за свое счастье, идет против системы. Я считаю, что в жизни надо бороться. Жизнь – это борьба. Лиза жива в этом», – рассказывает о роли Варвара Комарова.
Герои «Аманата» не властны над той историей, что творят государственные мужи. Однако они способны не только сохранить честь и достоинство, но и не стать жестокосердными. «Все беды когда-нибудь заканчиваются. Самое главное, что есть у людей, – это они сами. Если внутри себя эти люди несут свет, любовь и надежду, рано или поздно они справятся со всеми бедами. Рано или поздно они победят» – слова режиссера Рауфа Кубаева как нельзя точно подходят к картине.
Читайте материал в сетевом издании «Учительская газета».