Найти тему

Кронштадтский пастырь

Неподалёку от столицы империи появляется молодой выпускник духовной академии, который все свои силы полагает на служение людям: ближним, дальним, первому встречному. Он любит гулять по городу, встречать незнакомцев и беседовать с ними. Это молодой священник, зовут его отец Иоанн Сергеев. Уроженец Архангельской губернии из далекого села, он стяжал от Бога самый главный дар. Дар любви и сострадания. Именно эти качества так необходимы и нам сегодня, и тогдашним современникам молодого священника. В конце 19, начале 20 века не нужно было быть пророком и прозорливцем, чтобы понимать очевидный факт, страна живет очень по-разному, и глубинные противоречия между людьми вот-вот достигнут своего апогея. 

Федор Достоевский, Антон Чехов, Иван Бунин, Владимир Набоков…

Владимир Ульянов, Лейба Бронштейн, Иосиф Джугашвили…

Иеромонах Макарий (Иванов), иеромонах Амвросий (Гренков), протоиерей Алексий Мечев, митрополит Антоний (Вадковский), протоиерей Иоанн Сергеев…

Все эти люди были современниками. У них была очень разная жизнь. И она не пересекалась порой никоим образом друг с другом. Но в истории России и Церкви все эти люди оставили свой след. Отец Амвросий смиренно исповедует в Оптиной, прикованный к постели. Достоевский пишет «Бесы», чувствуя приближение катастрофы. Ульянов и Джугашвили живут этой катастрофой. Это их мечта, это их религия, которая не терпит никакого соседства и диалога. 

Отец Иоанн Кронштадтский… очень скоро так начнёт звать Россия того молодого священника, который готов помочь каждому. Он ведёт напряженную духовную жизнь, каждое движение своей души фиксирует в своём личном дневнике. Духовное осмысление своей жизни описывает в литературном дневнике, который издаётся под названием «Моя жизнь во Христе». 

В личном дневнике отец Иоанн ведёт свою внутреннюю духовную борьбу с такими мелочами, как пристрастие к сладкому или раздражение на кого-то из близких. Эти мелочи занимают порой все его внимание. Борьба с ними и делает его святым. Он не замечает своих трудов и никогда не пишет в дневнике о том, что по его молитвам Бог исцеляет безнадежно больных. Он не пишет о том что в Андреевском соборе сотни людей плачут и каются на исповеди у него. Он не пишет о том, что каждый день на протяжении 25 лет он начинает свой день с преподавания в местной гимназии, отслужив перед этим обязательно литургию. Он едет по России, и толпы людей встречают его, а он продолжает осуждать себя за лишний съеденный пирожок… 

Преподобный Силуан Афонский перед отъездом на Святую Гору посещает Андреевский собор и оставляет письмо отцу Иоанну с просьбой помолиться о выбранном им пути. Эту молитву он будет чувствовать всю свою жизнь.

Письма в Кронштадт идут со всего мира. Почта не справляется и в городе открывается ещё одно почтовое отделение, которое принимает корреспонденцию только для отца Иоанна. 

Сам отец Иоанн открывает дома трудолюбия, дома трезвости и милосердия, где находят приют и исцеление множество людей. Отец Иоанн часто приходит домой без обуви, потому что опять отдал ее кому-то нуждающемуся. При этом он уже член Синода и фактически духовник Александра III. Император миротворец умрет на его руках, и Кронштадтский пастырь закроет его глаза. 

Отец Иоанн умрет, не дожив до революции восемь лет. В 60х годах 20 века состоится его канонизация в Русской Зарубежной Церкви. Первоиерарх РПЦЗ митрополит Антоний (Храаповицкий), знавший отца Иоанна лично очень его почитал и всегда поминал в своих молитвах. Ученик митрополита Антония, святитель Иоанн (Максимович) станет инициатором прославления отца Иоанна в лике святых и это будет первая канонизация совершенная Русской Зарубежной Церковью. В 1990 году протоиерей Иоанн Сергиев был прославлен поместным собором Русской Православной Церкви для общецерковного почитания.