В важных делах мелочей не бывает, а в деле, которое вас кормит-поит-одевает, и подавно. Дабы прослыть профессионалом до мозга костей, потратьте пару минут на подсказки гуру делового этикета
Электронная почта
Этот вид связи стал вездесущим, сложно переоценить его удобство, в то же время нельзя не признать, что порой он – истинное зло. Когда вы открываете почтовый ящик, а он наводнён рекламными рассылками, посланиями незнакомцев, т.е., спамом – теряется вера в человечество. Однако «веселья» добавляют и письма, которых вы ждали и рассчитывали получить конкретную информацию. «Шедевры изящной словесности» поражают обилием лишних деталей, использованием крупных шрифтов и эмоциональных знаков препинания – видимо, так отправитель подчёркивает значимость написанного. Сказать, что это раздражает и обескураживает – мало, это обесценивает коллегу в ваших глазах. Чтобы не уподобляться «почтовым террористам», помните:
· отвечайте сразу, чтобы отправитель имейла не забыл о нём;
· всю информационную суть вмещайте в один абзац;
· не забывайте нить переписки, допустимо включать предыдущие послания;
· не злоупотребляйте знаками особой важности;
· всегда перечитывайте письмо перед отправкой, крайне сложно составить грамотный осмысленный текст «с налёту»;
· выражая просьбу, не забывайте слово «пожалуйста»;
· не будьте агрессивны, потому что письменная враждебность смешна и, главное, пассивна. Смогли бы вы продублировать угрозы в лицо собеседнику?
· НПС – никогда не пользуйтесь сокращениями;
· не балуйтесь смайлами;
· избегайте длинных предложений;
· остерегайтесь флирта, переписываясь с представителями противоположного пола, в электронке очень легко перейти грань.
Деловой обед
Совместная трапеза с партнёром – большая честь, но и определённое испытание. Спокойствие, будете сыты и целы, если учтёте тонкости:
· приходите в ресторан или кафе вовремя - на пять минут раньше;
· постарайтесь посетить сантехкомнаты до начала обеда;
· если вы пришли раньше партнёра, и есть хорошее место (лицом к залу, а не к стене), не занимайте его – оставьте для собеседника, это хороший тон;
· выключите мобильный телефон.
· если вы приглашены на трапезу с боссом, не заказывайте то же, что он, исключение – если он предложит попробовать определённое блюдо. Делая заказ, выбирайте блюда чуть дешевле, чем заказанные шефом;
· не ссылайтесь на диеты, разговоры об ограничениях в еде недопустимы;
· не заказывайте то, что трудно есть: спагетти, суп, свиные рёбрышки, креветки, блюда с большим количеством жидкости и всё, что нужно есть непосредственно руками;
· не пользуйтесь находящимися на столе предметами (пепельницы, столовые приборы, приправы) для привлечения внимания во время беседы;
· будьте доброжелательны к гостю, но не атакуйте комплиментами, найдите нечто привлекательное в его облики и похвалите. То самое: «Отличный костюм, вам очень идёт»;
· заказывать ли десерт, решают оба партнёра. Традиционный финал бизнес-ланча: «Простой эспрессо и счёт, будьте добры».
Пережить совещание
По мнению бизнес-акул, совещания только вредят делу, по крайней мере, бессмысленны, поскольку истинное благо для организации – диктат разумного босса. Но коль в вашей компании уважают «коллективный разум», пройдите испытание с честью:
- не садитесь напротив слишком привлекательных людей, не выбирайте место у окна – виды отвлекают;
- не бойтесь спросить у докладчиков, что они имеют в виду. Скорее всего, остальные тоже в недоумении, но стесняются уточнить;
- совещания, которые начинаются в «странное» время, например, в 12.10, а не в 12.30 – посещаются с большей пунктуальностью. Имейте в виду, если вам предстоит собрать сотрудников на беседу;
- не выходите из себя никогда – это недостижимый идеал, хотя бы не слишком часто. Иначе после вспышки вас не будут воспринимать всерьёз;
- если кто-то из выступающих явно увлёкся лирическим отступлением, и вы уполномочены вернуть товарища в строй, сделайте это. Улыбнитесь и скажите: «Итак, мы здесь потому, что все заинтересованы в скорейшем решении вопроса…»
- подмечено: чем больше сотрудников присутствуют на совещании, тем меньше шансов прийти к какому-либо решению. Поэтому наиболее важные вопросы есть смысл обсудить узким кругом.