Введение
Проведение интегрированных мероприятий целесообразно организовывать в форме семинара-дискуссии. Дискуссионная форма наилучшим образом позволяет реализовать идею диалога культур, вырабатывая определенные качества личности (гибкость и логичность мышления, умение выразить свое эстетическое и эмоционально-ценностное отношение к изучаемому, аргументировано и корректно отстаивать свою позицию, доброжелательно относится к чужому мнению).
Технология подготовки состоит из нескольких этапов.
Первый этап работы подготовительный. Он включает в себя следующие элементы: планирование, конструирование содержания мероприятия.
Планирование. Определение близких тем для проведения интегрированного мероприятия.
Конструирование содержания. Подбор тематики мероприятия, конкретизация материала. Разработка сценария интегрированного внеклассного мероприятия в соответствии с темой и подобранным материалом и распределением «ролей» среди учащихся.
Второй этап подготовки и проведения – исполнительный. Начало мероприятия должно оказать на учащихся сильное эмоциональное воздействие, чтобы настроить их на его восприятие. Способы вызова интереса учащихся могут быть различные, например описание проблемной ситуации или интересного случая.
В заключительной части необходимо обобщить все сказанное подготовить итог рассуждениям учеников, сформулировать четкие выводы.
Третий этап – рефлексивный. Этап анализа необходим для развития и совершенствования профессиональной компетентности учителя.
В 7 классе возможно проведение внеклассного мероприятия в форме семинара-дискуссии. Выбор темы - «Преобразования Петра I в историко-литературном контексте» обусловлен дискуссионностью данной проблемы в отечественной историографии.
Для данного мероприятия выделяем «ключевые» фигуры, которые будут представлять основные «позиции», касающиеся произведения Пушкина и исторического прошлого нашей страны. «Роли» могут быть распределены следующим образом: ведущий, историк, биограф, литератор.
В феврале 2021 года в рамках предметной недели в форме семинара-дискуссии был проведен урок «Преобразования Петра I в историко-литературном контексте», ориентированное на учащихся 7 класса. Ученики представили позицию представителей исторической науки подняли ряд дискуссионных вопросов, касающихся произведений А.С.Пушкина и преобразований Петра Данное мероприятие было разработано учителем русского языка и литературы Ковалёвым С.А. и учителем истории и обществознания Коробковой Е.Н.
Сценарий семинара-дискуссии можно представить следующим образом.
Ведущий
Добрый день.
28 января 1725 года умер первый русский император – Петр Алексеевич Романов.
«…Кого хороним?.. Петра Великого хороним. Закатилось «солнце земли Русской!» - эти слова произнес Феофан Прокопович, один из самых преданных сподвижников Петра.
«Солнце земли Русской» - высочайшая оценка. За три столетия, прошедшие со дня смерти императора Петра I Алексеевича и в отечественном общественном сознании, и в научной литературе возникло множество различных мнений и оценок его личности и деятельности. Оценки эти, зачастую, противоположны, причем так было изначально и между собой спорили уже современники Петра. Сподвижники императора всячески восхваляли его, считали его деяния великими (недаром еще при жизни Петра Сенат преподнес ему официальный титул «Великий»), видели в нем идеал монарха. А противники петровских реформ называли царя антихристом, явившимся на Землю для уничтожения христианского мира. Многоплановость и противоречивость оценок личности и деятельности Петра I сохранились до сих пор.
Мы предлагаем вашему вниманию команду из историка, биографа, литератора, которые дадут свою оценку деятельности Петра I.
Является ли Петр Первый гениальным преобразователем русского государства?
Сейчас давайте предоставим слово историкам и узнаем, какое значение имели реформы Петра I.
Историк
Особенность реформ Петра Великого состояла в их обширности, в охвате своим влиянием всех сторон жизни каждого подданного и государства в целом: они внесли новшества в экономику страны, в социальную структуру общества, во внешнюю политику, в культурную жизнь, в быт населения, в систему управления государством, в строительство вооруженных сил. В результате реформаторских начинаний Петра мало кому известная Московия превратилась в Российскую империю, влиятельную европейскую державу. Становление Российской империи сопровождалось внедрением, по крайней мере, трех новшеств, позволивших России занять подобающее место среди европейских государств. Прежде всего, это создание военно-морского флота, в результате чего Россия превратилась в морскую державу. Второе новшество выражалось в создании регулярной армии, располагавшей единой системой комплектации, едиными правилами обучения и снаряжения, единообразной структурой, вооружением и военной формой. Третье новшество — организация регулярной дипломатической службы, создание постоянных представительств в европейских странах и учреждение постоянных представительств европейских государств в России. Это означало приобретение Россией статуса европейского государства.
Ведущий
Спасибо. Уважаемая аудитория, возникли ли у вас вопросы к представителю сообщества историков? Ученые считают, что развитие любого государства в тот или иной период обусловлено личностью правителя. Чтобы разобраться в личности Петра I, мы приглашаем того, кто интересуется биографией этого императора.
Биограф
Петр родился 30 мая 1672 года в семье царя Алексея Михайловича от второго брака с Натальей Кирилловной Нарышкиной
В виду недостаточного возраста моего и брата Ивана правление вручено было сестре царевне Софье После смерти отца и брата Фёдора Алексеевича в мае 1682 г. был провозглашен царем в 10 летнем возрасте, вместе со своим братом Иваном. Но так как братья были малолетними – регентшей была названа сестра Софья. А Петр в это время занимался потешными играми в Преображенском селе. Он создал 2 «потешных» полка (по 7 тысяч человек в каждом). Названы они были Семеновский и Преображенский. Эти полки положили начало новой армии. Петр был великан, без малого трех аршин ростом, целой головой выше любой толпы, среди которой ему приходилось когда-либо стоять. От природы он был силач; постоянное обращение с топором и молотком еще больше развило его мускульную силу и сноровку. Он мог не только свернуть в трубку серебряную тарелку, но и перерезать ножом кусок сукна на лету. Владел в совершенстве более 14 ремесел. Петр отправил великое посольство с целью обучения. Петр ехал инкогнито, под именем урядника Петра Михайлова. Посольство объехало пол-Европы, разыскивая союзников для войны с Турцией, изучая различные науки, посещая достопримечательности. Петр учился корабельному делу в Голландии, даже работал простым плотником. Но Великое посольство пришлось прервать, т.к. в России начался стрелецкий мятеж под руководством Софьи. Вновь она хотела свергнуть брата с престола. Расправа была жестокой. Сотни стрельцов были казнены или сосланы. Но итог Великого Посольства был очевиден. Петр не имел систематического образования, что он до двадцати с лишним лет, в силу сложившихся обстоятельств вращался, главным образом, среди невежественных людей, которые не сумели привить будущему царю ни православного миросозерцания, ни русских исторических традиций, соблюдая которые Русь сумела выйти невредимой из всех препятствий, стоявших у нее на пути. Петр не имел ни традиционного русского образования, ни настоящего европейского. Это был самоучка, не желавший считаться ни с какими национальными традициями. Петр не получил обычного воспитания в духе православия и национальных традиций, которые обычно получали Московские царевичи. В природе Петра, богатой и страстной, события детства развили долю зла и жестокости. Воспитание не могло сдержать эти темные стороны характера, потому что воспитания у Петра не было. Вот отчего Петр был скор на слово и руку. В 1690 году Петр сблизился с иностранцами, проживавшими в немецкой слободе. Обитатели Немецкой слободы презирали и ненавидели тогдашнюю Московию, сделали все, чтобы внушить будущему царю презрение и ненависть не только к национальной религии, историческим традициям, но и ненависть к самому русскому народу. Петр очаровался западными порядками, хотя очаровываться, собственно, было нечем, привез в Москву стрелецкие казни, личное и собственноручное в них участие — до чего московские цари, даже и Грозный, никогда не опускались.
Ведущий
Спасибо. Уважаемая аудитория, вы можете задать вопросы нашему биографу.
В ходе так называемой Северной войны русской армии возглавляемой Петром Первым удалось отвоевать в сражениях шведскую крепость Ниеншанц. Для закрепления своих позиций на этом участке территории Пётр решает заложить город, располагающийся недалеко от крепости. Сам Пётр задумывал Санкт-Петербург как портовой град. 16 мая 1703 года на Заячьем острове закладывается По причине продолжающейся войны постройку крепости нужно было окончить как можно раньше. Пётр лично руководил всеми процессами строительства от составления плана крепости до исполнения определённых работ. Может поэтому крепость и была возведена в рекордно короткий срок – всего за три года!
Слово предоставляется историкам.
Историк
С возникновением города на Неве, на болотистой местности, часто заливаемой волнами Финского залива, русский народ понес огромные жертвы. Город создавался на костях тысяч людей, ежегодно погибавших от недоедания, изнурительного труда, антисанитарных условий. Ежегодно, начиная с 1710 года, на строительных работах было занято по 40 тысяч крестьян и горожан, согнанных со всех районов страны. Одни гибли в пути, остальные – в самой столице. Считается, что около 30 000 умерло при строительстве. Трудовой режим на Петровских фабриках и заводах мало чем отличался от режима большевистских концлагерей. Работные люди надрывались над работой от зари до зари, иногда по восемнадцать часов в сутки. В рудниках работали по пояс в воде, жили впроголодь. Люди гибли сотнями от недоедания, от непосильной работы, от заразных болезней. Тех, кто протестовал против этого каторжного режима, ждало каленое железо, батоги, кандалы. Для того, чтобы превратить ненавистную ему Московию в "европейский парадиз", Петр не жалел людей. Кормили впроголодь.
Ведущий
Спасибо.
Давайте узнаем, в чем заключаются позиции литераторов.
Литератор
Поэма «Медный всадник» завершает в творчестве Пушкина тему Петра I
Само название поэмы подчеркивает намерение автора осветить историческую роль Петра и события той эпохи. Уже первые строки вступления к поэме рисуют монументальный образ Петра – реформатора. Он предстает перед нами в тот момент, когда принимает важнейшее для всей российской истории решение о строительстве Петербурга:
На берегу пустынных волн
Стоял он, дум великих полн,
И вдаль глядел И думал он:… и т.д.
Россия должна была утвердиться на берегах Балтики, это было необходимо для процветания страны, для выхода в Скандинавию, прошло сто лет, и великая мечта Петра осуществилась
Прошло сто лет, и юный град,
Полнощных стран краса и диво,
Из тьмы лесов, из топи блат
Вознесся пышно, горделиво;……и т.д. ,
Образ Петра:
«О мощный властелин судьбы!
Не так ли ты над самой бездной,
На высоте уздой железной
Россию поднял на дыбы?»
Кумир с простертою рукою….
Сидел на бронзовом коне.
Кто неподвижно возвышался….
Того, чьей волей роковой …
Под морем город основался...
Ужасен он в окрестной мгле!
Какая дума на челе!....
Какая сила в нем сокрыта!....
О мощный властелин судьбы!....
Обращаясь к исторической тематике, Александр Сергеевич Пушкин пишет поэму «Полтава».. В этот период поэт был увлечен личностью Петра I, его военными победами. А.С. Пушкин в поэме «Полтава» описывает победу, взросление и славу Петра I, и России.
Была та смутная пора,
Когда Россия молодая,
В бореньях силы напрягая,
Мужала с гением Петра…
В поэме «Полтава» А.С. Пушкин создает образ Петра, гениального полководца, который своей деятельностью притягивает простых русских солдат. Внешность царя примечательна. Перед решающим Полтавским боем со шведами весь облик Петра говорит о его готовности к решающей схватке.
Сам Бог руководит его действиями:
Тогда-то свыше вдохновенный
Раздался звучный глас Петра:
«За дело, с Богом!»
Выходит Петр. Его глаза
Сияют. Лик его ужасен.
Движенья быстры. Он прекрасен,
Он весь, как божия гроза.
Непосредственно во время Полтавского боя Петр сам принимает участие в сражении: «он промчался пред полками, могущ и радостен, как бой», воодушевляя своим личным примером полк. После битвы русский царь пирует, отмечая победу, и в этом эпизоде Петр вновь прекрасен своей душевной щедростью:
При кликах войска своего,
В шатре своем он угощает
Своих вождей, вождей чужих,
И славных пленников ласкает,
И за учителей своих
Заздравный кубок подымает
Поэма «Полтава» заканчивается строками, где поэт признаёт чрезвычайные заслуги Петра перед Россией и в военной, и в политической, и в административной, и в культурной областях. Современная Россия, по мнению Пушкина, является прежде всего творением Петра Великого:
В гражданстве северной державы,
В ее воинственной судьбе,
Лишь ты воздвиг, герой Полтавы,
Огромный памятник себе.
Как Фальконе воздвиг в городе Петра скульптуру, ставшую символом Петербурга и ожившую на страницах этой поэмы, так Петр в памяти русской воздвиг себе «нерукотворный памятник» дел своих
Ведущий
Петр Великий был и его деяния велики. Я думаю и надеюсь, что меня поддержат наши участники, что царь Петр I воплотил в себе столько разных и порой противоречивых качеств, что трудно его охарактеризовать однозначно. Заслуги Петра I настолько велики, что его стали называть Великим, а государство превратилось в империю. Петр естественно был реформатором, но методы, которые он выбирал для проведения реформ были радикальными. Да, Пётр предстаёт перед нами неистовым и жестоким, но таков был век.
Реформы Петра I привели к усилению крепостного права. Петр использовал массовые казни, пытки, ссылки, как средство наказания. Петр повелел снять колокола с церквей, т.к. не хватала металла на оружие для армии, до 30 тысяч пудов колокольной меди было свезено тогда в Москву
Ведущий дает возможность представителям историков и литераторов высказать свое мнение, к обсуждению привлекаются учащиеся.
Поблагодарим наших оппонентов за столь интересную дискуссию.
Мнения аудитории и гостей.
Ведущий
Нашу дискуссию я хотел бы закончить высказыванием историка М.П. Погодина, жившего в пушкинские времена. В книге «Пётр Великий» М.П. Погодин писал: «Мы просыпаемся. Какой ныне день? 1 января 1841 года – Пётр Великий велел считать месяцы от января. Пора одеваться – наше платье сшито по фасону, данному Петром Первым… суть выткано на фабрике, которую завел он, шерсть настрижена с овец, которых развел он. Попадается на глаза книга – Пётр великий ввел в употребление этот шрифт и сам вырезал эти буквы. За обедом от соленых сельдей и картофеля, который он указал сеять, до виноградного вина им разведенного, все блюда будут говорить вам о Петре Великом. Место в системе европейских государств, управление, судопроизводство… Фабрики, заводы, каналы, дороги… Военные училища, академии – суть памятники его неутомимой деятельности и его гения”. Петровская эпоха во многом поучительна для нас именно сегодня, когда приходится, как и довелось в свое время Петру Великому, на старой отжившей основе создавать и защищать новое государство, реформировать армию и флот, воспитывать трудолюбие, деятельный патриотизм, преданность государственным интересам и любовь к военному делу».
Рефлексией может стать голосование, проведенное с помощью интерактивной системы VOTUM, по результатам которого будет видна позиция аудитории относительно вопросов, поднятых в ходе работы.
Список использованной литературы
1. Браже Т.Г. Интеграция предметов в современной школе / Т.Г. Браже // Литература в школе. – 2004. – № 5. – С. 150 – 154.
2. Зверев И.Д. Межпредметные связи в связи в современной школе / И.Д. Зверев, В.Н. Максимова. – М.: Педагогика, 2006. – 195 с.
3. Типы и формы интегрированных уроков. ido.tsu.ru.